Редкий случай: в тесте сошлись не просто три прямых конкурента, а выходцы из одной страны. «Мазда-3» ох как аппетитна! Но не менее желанны модернизированная «Хонда-Сивик» и только что обновленная «Тойота-Королла».


ИТАДАКИМАСУ

Где еще, как не в Японии, уделяют столько внимания деталям трапезы? Стол считается богатым, когда на нем множество яств. Пускай даже все они в малюсеньких порциях.
А еще японцы верят, что подаваемые блюда должны в первую очередь радовать глаз и только потом насыщать. Проведем параллель с автомобилями?
В предыдущих поколениях «Королла» выглядела безлико. Этакое бесполое существо. Последнее поколение совсем иное: ни дать ни взять «Кэмри» в миниатюре. Обновленная «Королла» еще привлекательнее: фары, радиаторная решетка, фонари – все эти детали после рестайлинга стали еще ярче и самобытнее. «Сивик» с надвинутым на передние колеса салоном удивляет пропорциями: короткий капот, сросшиеся с ним ветровое стекло и крыша. Ну а «трешка» – самая экспрессивная: только взгляните на ее поясную линию и лихо очерченные колесные арки. Но по мне, хороши все!
Добро пожаловать внутрь. Здесь в каждой модели прослеживается определенная тенденция – сочетание разномастных по фактуре, оттенку и толщине пластиков. Но настроение везде разное. Интерьер «Короллы» логичен, здесь нет стилистической эклектики. Вероятно, поэтому в ходе модернизации ее салон почти не тронули – лишь по-спортивному усекли в нижней части обод руля да поменяли расцветки обивки. А что еще добавишь к шикарным оптитронным приборам с янтарной подсветкой, в которые вживлены два жидкокристаллических дисплея? «Хонда» проповедует диаметрально противоположные ценности. На «Сивике» я ездил не раз, но до сих пор приглядываюсь к каждому изгибу передней панели, пытаясь найти хоть где-нибудь намек на симметрию. У «Мазды» тоже свой подход. В одних деталях она чрезмерно строгая (панель приборов), в других разнузданно-легкомысленная (центральная консоль). Меняя температуру климата или громкость «музыки», видишь, как светящаяся синяя полоска в центре консоли вдруг вспыхивает ярче. При этом ручки климат-контроля тоже задают жару: при вращении они начинают подмигивать стрелочками!
С точки зрения эргономики, вопреки ожиданиям, лидирует «Хонда». Кто бы мог подумать, что «двухэтажная» приборная панель всегда остается в поле зрения водителя любого роста, а сформированный вокруг него кокпит позволяет находить кнопки на ощупь уже через пять минут. В «Сивике» удобные, в меру жесткие и хваткие кресла, по-спортивному низкая посадка, но залезать в машину при этом удобно. «Мазда» тоже не промах: в глубоких, обрамленных металлом приборных колодцах никогда не гуляют блики; под козырьком в центре передней панели спрятан экран штатной навигации (в «Короллу» и «Сивик» ее даже заказать нельзя). Сидишь здесь выше, чем в «Сивике», подуш­ка явно мягче, а регулировка угла наклона спинки посредством вращающейся ручки удобнее, чем ступенчатая схема «Хонды». Само же кресло понравилось чуть меньше по причине недостаточно выраженной боковой поддержки.
«Королла»? Она верна своим многолетним ценностям, например специфической посадке на вроде бы комфортном, но бесформенном кресле. Через пару часов езды хочется подложить под поясницу валик – сиденье давит на плечи, а поясничного подпора не хватает. А еще у «Тойоты» блок управления зеркалами зачем-то упрятан в совершенно невидимое водителю место – привыкай, как хочешь.
Итак, с эстетикой и эргономикой разобрались. Время пробовать машины на вкус. Итадакимасу, приятного аппетита!

КАМПАЙ

Японские традиции диктуют и особое поведение за столом: никаких громких разговоров, никакой жестикуляции – пищу следует принимать с расстановкой. Единственное эмоционально произносимое слово – кампай, будем здоровы! Ехать, как правило, тоже хочется в тишине и покое. Лучшая по этой части – «Королла»: ее двигатель слышен лишь при интенсивном разгоне, шелест покрышек и работа подвески на кочках в салоне почти не ощутимы.
Конкуренты заметно шумнее, особенно «Сивик»: мотор голосит без стеснения, асфальтовые морщины не только слышишь, но и чувствуешь на руле и педалях, глубокие ямы лучше вообще объезжать – иначе удары будут недетскими. Традиционно шумная «Мазда» в новом поколении наконец-то разорилась на звукоизоляцию; на ровном покрытии тишь да гладь, лишь после 120 км/ч в зеркалах начинает заунывно петь ветер. Но стоит выехать с центральных улиц на какую-нибудь Верхнюю Ухабенскую, как начнется беззастенчивый камнепад в колесных арках.
Плавность хода? На плохих дорогах «Тойота» однозначно впереди. Она умудряется сочетать умеренную мягкость подвески с приличной энергоемкостью и почти полным игнорированием колейности. Заметная на городских скоростях дорожная мелочь растворяется, если поедешь быстрее, а баланс между повторением профиля дороги и раскачкой здесь также оптимальный. «Мазда» и особенно «Хонда» ощутимо потряхивают экипаж в любых скоростных диапазонах, вдобавок «Сивик» не держит удары от крупных неровностей. Похожи они и нежеланием дать водителю расслабиться: «трешке» свойственна некоторая нервозность, а «Сивик» не любит езды в колее. В общем, крепче за баранку держись, шофер!
А что скажут пассажиры «галерки»? В «Тойоте» довольных лиц не увидишь: плечам тесно, ступни пристроить непросто… Спасибо, хоть тоннеля на полу почти нет да подлокотники удобны. Пересядем в «Мазду». Вот незадача: здесь колени нащупывают поясницы счастливчиков с передних сидений, а над головой нависает потолок. Так что выбор пассажира второго ряда – «Хонда». Хотя формально ее салон наиболее узкий, а профиль подушки не слишком удачный, ехать приятнее именно в «Сивике»: все недостатки компенсирует солидный запас места для ног.

ЧАЙНАЯ ЦЕРЕМОНИЯ

Понятие «главное блюдо» в Японии отсутствует. Но все знают: чайная церемония для жителей островов то же самое, что для нас душевная беседа после застолья. Точно так же истинные автомобилисты всегда приходят к разговорам о быстрой езде. Какой прок от эстетики салона, если машина не способна прилично ехать? Однако наш случай совсем иной.
«Хонда» рвет с места в бой и при этом остается послушной. Благодаря чувствительной (в пробках – даже излишне) педали газа и наиболее мощному в трио 140-сильному мотору «Сивик» ускоряется охотнее оппонентов. Его пятиступенчатый автомат работает наиболее плавно и быстро. Особенность топовой комплектации – в подрулевых лепестках ручного управления трансмиссией, так что машину можно заставить тормозить двигателем. Единственная придирка к трансмиссии вызвана ее стремлением побыстрее перейти на повышенные экономичные передачи и едва заметная задержка при переходе в кик-даун.
Хорош и автомат «Мазды»: не мечется в поисках нужной передачи и всегда ведет себя так, как ожидаешь. В тестовом автомобиле не было кнопок смены скоростей на руле (их можно получить лишь с 2-литровым мотором), однако позволено пощелкать рычагом. Удивительно, но факт: заметный про­игрыш в лошадиных силах не портит впечатления от разгона «трешки», особенно в городе. Конечно, чудес не бывает, и после 100 км/ч «Мазда» с ее 105 силами потихоньку скисает. Но тандем двигателя и трансмиссии обеспечивает полное взаимопонимание с машиной и позволяет точно рассчитать, когда следует выходить на обгон, а когда нет.
«Тойота» стартует почти так же легко, как «Хонда». Однако 124-сильный мотор повинуется акселератору чуть хуже, и здесь, увы, вообще не придется вручную командовать трансмиссией. Пусть говорят, что игры с ручным режимом на автоматах быстро надоедают, – главное, чтобы такая возможность была. Иначе излишне самостоятельная трансмиссия может преподнести сюрприз… При очередном безобидном обгоне «Королла» повела себя именно так: когда машина была уже на чужой полосе и интенсивно ускорялась, коробка вдруг перепрыгнула на повышенную. Топчу педаль газа – и трансмиссия вновь уходит «вниз». Обгон я завершил благополучно, но осадочек остался.
Древние традиции не советуют при встрече с жителями Японских островов пристально смотреть им в глаза и подходить при разговоре на недопустимо близкое расстояние. Но мы нарушим правила и спровоцируем наших оппонентов на опасные ситуации – как иначе узнаешь, какой автомобиль сильнее по части управляемости? Первой на горную дорогу выкатывается «Королла». Несмотря на довольно острый руль, «Тойота» не склонна к нервозности и, кажется, даже провокационные действия водителя не в силах сбить ее с траектории. Увы, это впечатление обманчиво: резкий занос наступает неожиданно. И бороться с ним придется один на один – системой стабилизации продаваемые в России и Украине «короллы» не оснащают. С «Маздой» такой номер не выйдет: стабилизирующая «трешку» электроника – уже в базовом оснащении. «Трешка» входит в поворот, не обращая внимания на рельеф покрытия. Она не склонна соскакивать с траектории
даже на разбитом асфальте. На сброс
газа отвечает плавным заносом, который легко погасить. За это отдельное спасибо рулю с весьма понятным характером реактивного усилия. И все же штурмовать повороты, несмотря на сильные крены, больше всего нравится на «Хонде». «Сивик» демонстрирует нейтральный характер; он не склонен к резкому заносу или сносу, у него великолепно настроена система стабилизации – кстати, полностью отключаемая.
Ох и непросто нам с вами, чужакам-гайдзинам, понять японскую культуру! А вот они молодцы: что суши, что автомобили с Японских островов давно завоевали весь мир. Поэтому скорее берите в руки деревянные палочки хаси и кладите в рот тот кусочек, который вам больше всего приглянулся.

ВАЖНЫЕ МЕЛОЧИ

Зарядник, ежедневник, карта. В какой из трех машин для них больше места? В «Хонде» объемистый перчаточный ящик, а также емкости для мелочей в боксе подлокотника и за сдвижной крышкой по соседству. «Тойота» заставляет сортировать вещи – по сути, в ней два перчаточных ящика. Правда, в верхнее отделение даже DVD не лезет. «Мазда» решила вопрос по-своему: мелочи можно сложить в крышку, а для более крупных вещей предусмотрена ниша в глубине панели. Туда можно упрятать даже компактный нетбук.

МНЕНИЕ АВТОРА

Михаил Гзовский: «Каждая машина японского трио нацелена на свою аудиторию: «Мазда» элегантна и предлагает богатое оснащение, «Хонда» берет простором и отточенной техникой, «Тойота» солидна внешне и хорошо переносит наши дорожные условия».