50 лет назад, 6 июня 1961 года указом президента Итальянской республики владельцу кузовостроительной мастерской Джованни Батисте Фарине по прозвищу Пинин было разрешено сменить фамилию на Пининфарина.

По мнению выдающегося автомобильного дизайнера Тома Тьярды, если в 1960-е кто-то и определял направление развития автомобильного дизайна, то именно Пининфарина.
А началось все в кузовной мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A., образованной старшими братьями, Джованни и Серджо. Джованни Батисте было тогда 11 лет. Известна история, когда могущественный основатель Fiat Джованни Аньелли обсуждал с Джованни Батистой внешний вид автомобиля Fiat Zero, то на вопрос, какую форму радиатора выбрать, услышал от младшего брата кузовщика: «Эту!» Суровый Аньелли, которого почтительно называли il Senatore, «сенатор», обернулся и поинтересовался у дерзкого паренька, почему. «Потому, что этот радиатор сделал я!» – последовал ответ. Аньелли улыбнулся и, уходя, сказал по-пьемонтски: Cerea! («До свидания!»). На местный диалект Аньелии переходил, только когда пребывал в отличном расположении духа. Первый в истории Fiat массовый автомобиль был сделан по эскизам 17-летнего Джованни Батисты Фарины.

Собственно, приставка «Пинин», которая в 1961 году утяжелит его фамилию на пять букв, это тоже пьемонтское словечко. И означает оно «младшой». Поскольку английский и другие распространенные в цивилизованном мире языки таких тонкостей не различают, чаще всего можно услышать перевод слова Pinin как «малыш». «Пинин» Фарина был не просто пьемонтезе – коренной житель этой северной области Италии, но и туринезе – коренной туринец.
В 1930 году в родном Турине на улице Корсо Трапани он открыл собственное кузовное ателье – Carrozzeria Pininfarina. Так впервые прозвище и фамилия публично оказались рядышком. О том, что происходило дальше, жители нашей страны узнавали по обрывочной информации, проникавшей сквозь «железный занавес». Вот, в частности, что писал в журнале «За Рулем» №4 за 1972 год один из наиболее авторитетных экспертов в области автомобильных кузовов Юрий Долматовский:
«Общепризнанный патриарх туринских (и мировых!) кузовостроителей – Батиста Фарина, умерший в 1968 году. Все звали его «Пинин» (малыш). Это прозвище так привилось, что стало неотъемлемым от фамилии, и новая фамилия – Пининфарина – была утверждена особым государственным актом. Автомобиль «Чизиталия», спроектированный Фариной, сразу после войны, впервые для произведений такого рода удостоился чести стать экспонатом Музея современного искусства в Нью-Йорке. Недавно фирма «Пининфарина», до этого независимая, вошла в концерн ФИАТ, но все еще принимает заказы и со стороны».

Из этого предельно сжатого абзаца советские автомобилисты впервые узнали не только о Пининфарине, но, вероятно, и существовании в Нью-Йорке («Городе Желтого дьявола»!) Музея современного искусства. За рядом неточностей, простительных в условиях информационного вакуума (умер Пининфарина в 1966-м, а его фирма никогда не входила в состав Fiat, а только выполняла крупные заказы этого концерна) Долматовский поведал читателям уникальную в своем роде историю: за заслуги перед отечеством президентским актом человеку сменили фамилию!
Впрочем, тогдашняя печать отнеслась к этому событию равнодушно. Потребовалось немало времени, чтобы разыскать в архивах центральной итальянской газеты La Stampa объявление о появлении фамилии Пининфарина. И то, опубликовано оно было только 20 июня, причем выдержано было в довольно странной тональности, вроде «президент республики подтверждает, что своим декретом разрешил Джованни Батисте Фарине сменить фамилию на Пининфарина, и действие указа распространяется на его детей и потомков…» Получается, президент Джованни Гронки вроде как оправдывался. Президентскую инициативу, похоже, действительно одобрили не сразу, о чем свидетельствует факт, что в актах гражданского состояния коммуны Турина запись о смене фамилии появилась только 26 октября 1961 года.

Батиста Пининфарина, как с того момента начал именоваться кузовщик, внес огромный вклад в развитие автомобильной эстетики. За свои заслуги он отмечен многими почетными наградами, такими как Premio Torino, присуждаемой инженерно-архитектурным сообществом Турина, и престижной Gran Premio Nazionale Compasso d’Oro. Из рук президента Франции де Голля он получил орден Почетного легиона. Его приняли в почетные граждане города Детройта. Как тут не вспомнить, что в 1920 году во время визита в Америку Генри Форд предлагал Джованни Батисте Фарине остаться у него работать кузовщиком.


Джованни Батиста Фарина в возрасте 20 лет – начинающий амбициозный кузовщик

Fiat 1500 с кузовом кабриолет, в 1937 году построенный мастерской Pininfarina для Муссолини и находившийся в распоряжении сына дуче – Бруно.

Наиболее известный снимок Джованни Батисты, уже – Пининфарины (2.11.1893 – 3.04.1966 гг.)

Проект, принесший Пининфарине мировое признание – Cisitalia 202 Berlinetta 1947 года. Это был автомобиль в стиле «New Look».

Alfa Romeo Giulietta Spider 1954 года – автомобиль, который Пининфарина сравнивал с 18-летней девушкой: «простой корпус, прекрасные характеристики и высокая мощность».

Батиста Пининфарина у личного автомобиля – Lancia Florida II (1957 г.), которым он пользовался до конца своих дней.

тот же автомобиль в наши дни – одна из жемчужин заводской коллекции Pininfarina Slr. Машина выполнена в американском стиле – лишена центральных стоек, щедро украшена хромированными деталями.

Стенд ателье Pininfarina на Туринском автосалоне 1957 года. На переднем плане – Alfa Romeo Super Flow I с передними крыльями, изготовленными из прозрачного плексигласа, чтобы водитель мог контролировать положение колес во время гонок.

Пинфарина со своими сыновьями, как он звал не только сына родного, Серджо, но и зятя Ренцо Карли.

Эмблема Pininfarina выполнена с использованием гиральдических мотивов.

Президентский указ о смене фамилии Джованни Батисты Фарины не привлек особого внимания прессы. Центральная La Stampa уделила этому один абзац в номере, вышедшем 20 июня 1961 года

Когда в 1960 году Президент Республики Джованни Гронки прибыл в СССР, Никита Хрущев предложил ему… вступить в коммунистическую партию.