115 лет назад, 4 июня 1896 года Генри Форд впервые публично испытал свой первый автомобиль, Quadricycle.

В этот день в автомобильную топонимику Детройта было вписано одно из главных наименований: Бэгли авеню, 58. По этому адресу жило семейство Фордов – Генри с женой Кларой и двухлетним сыном Эдзелом. В сарайчике позади дома 32-летний Генри и строил свой первый самодвижущийся экипаж.

Форд в то время служил в «Электрической компании Эдисона» механиком, живо интересовался техникой, обзаводился полезными знакомствами. В январе 1896 года у одного из новых друзей, Чарльза Кинга, он взял почитать пару номеров журнала «The American Machinist», где рассказывалось, как самому построить двигатель внутреннего сгорания. Кстати, Кинг тоже строил автомобиль и опередил Форда на несколько месяцев.
Форд работал не один, ему помогал еще один приятель по Эдисоновской компании, Джим Бишоп.
Конструкция, которую они создали, была очень компактной (колесная база 1200 мм) и легкой (снаряженная масса 230 кг). Свое название, в дословном переводе, «четырехколеска», машина получила за четыре велосипедных колеса диаметром 26 дюймов. Название можно трактовать и как «четырехколесный велосипед», поскольку обычный велосипед по-английски bicycle.

Устройство Quadricycle довольно подробно описал в романе «Автомобильный король» американский писатель Эптон Синклер:
«Позади, ниже сиденья, помещался этот новый и странный двигатель. В течение многих месяцев изобретатель держал его на верстаке, исправлял его и приделывал к нему новые части. Двигатель имел два цилиндра, сделанных из газовых труб, диаметром в два с половиною дюйма. Укаждого цилиндра имелся плотно пригнанный поршень и приспособление, при помощи которого капля бензина поступала внутрь и взрывалась электрической искрой. Когда двигатель заводили, он трещал, как пулемет, и выпускал серый дым неприятного запаха, что заставляло изобретателя поспешно закрывать дверь сарая». (процитировано по книге из-ва «Правда», М:1984, пер. М.В.Урнова).
Сравнение с пулеметом достаточно уместное, поскольку к т ому времени Хайрам Максим уже запатентовал его. Пулемет давал 450 – 600 выстрелов в минуту, мотор Форда развивал 3 – 4 л.с. при 800 об/мин, то есть, звук оба издавали похожий.

Если следовать Эптону Синклеру, Форд своими опытами изрядно доставал соседей. Можно представить их негодование, когда примерно в полночь 3 июня компания энтузиастов (Форд со своим помощником Джимом Бишофом и подъехавшим Чарльзом Кингом начали крушить дверной проем в сарайчике (сарайчик, между прочим, принадлежал соседу Форда, Феликсу Джулиану), чтобы извлечь не проходивший в дверь Quadricycle, а затем в 1:30 запустили его!

Далее Форд с Бишофом расположились на сиденье и тронулись в центр Детройта Возглавлял процессию Кинг на велосипеде. Они добрались до Гран Ривер авеню, выехали на бульвар Вашингтона, где автомобиль благополучно заглох напротив гостиницы с весьма символическим названием «Отель Кадиллак». В городе наступила тишина.
Машину откатили на Эдисоновскую фабрику, заменили оборванный клапан и спустя какое-то время Форд продал ее некоему Чарльзу Эйнсли за $200.


Ford Quadricycle, 1896 г. Фото: www.thehenryford.org

Довольный Генри Форд позирует на выкупленной в 1904 году за $65 своем Quadricycle. Точно ли это самая первая модель, утверждать трудно, поскольку в 1898 и 1901 годах Форд построил еще две такие машины. Фото: Library of Congress

Сегодня Quadricycle Форда можно увидеть в Henri Ford Museum, штат Мичиган. А его копии выставлены в музеях от Аляски до Мельбурна.

В 1951 году художнику Норманну Рокуэллу было заказано эпическое полотно, изображавшее Форда с супругой у первого автомобиля. Как часто происходит, заказчик переписывал историю под себя. В дальнейшем, например, выяснится, что двигатель представлял собой конструкцию Эдварда Джоэла Пеннингтона.

Двигатель Quadricycle имел два горизонтальных цилиндра диаметром 65 мм с ходом поршня 152 мм. Рабочий объем 1050 кубических сантиметров. Размещение клапанов – боковое. Зажигание – низковольтное, с отдельным внешним распределителем и контактом прерывателя, встроенным непосредственно в камеру сгорания и замыкавшимся на электрод. Топливо подавалось в цилиндры капельным способом, без предварительной карбюрации, из бака объемом около 11 л, располагавшегося под сиденьем. Двигатель развивал 3 – 4 л.с. Двухдиапазонная бесступенчатая ременная трансмиссия позволяла двигаться на первой передаче со скоростью до 16 км/ч, на второй – со скоростью до 32 км/ч.

На этом снимке Форда не узнать среди других работников Edison Illuminating Company. Подсказываем: он справа. Снимок сделан примерно за год до постройки Quadricycle. Фото: www.thehenryford.org

В такой обстановке рождался первый автомобиль Форда. Одержимый сохранением своего наследия, Форд воссоздал обстановку до мелочей в мемеориальной комнате на заводе Ривер-Руж. Фото: Library of Congress

Сарайчик с Бэгли-авеню был до кирпичика воссоздан в знаменитом Музее Генри Форда в Гринфилд-виллэдж, штат Мичиган. Дверь, через которую выкатывали Quadricycle, заметно шире. ВФото: www.thehenryford.org

Начинающий автомобильный король в своем первом офисе. Форд придавал огромное внимание паблисити. Отчасти этому его научил Quadricycle, благодаря которому Форд из просто работника Эдисоновской компании превратился в приятеля великого Томаса Эдисона. Фото: Library of Congress

Ford Quadricycle на почтовой марке эмирата Фуджейра – единственного в ОАЕ не имеющего выход на Персидский залив, 1970 г.

Генри Форд (30.07.1863 – 7.04.1947 гг) на взлете своей карьеры. На снимке видна выкадровка фотографа. Мы решили не менять снимок. Фото: Library of Congress