Салон «Хёндай-Акцент» пропылился, кажется навсегда, у «Лады-Приора» не очень хорошо включалась
третья передача, а для ремонта «Фольксвагена-Поло» пришлось обращаться на сервис. Только «Рено-
Сандеро» выдержал дальний маршрут на юг почти без потерь. Машины мучил Сергей Воскресенский
с помощью Дениса Арутюняна, Александра Крапивина, Павла Леонова и Валерия Жаринова. Фотолетопись Александра Кульнева.

Когда на полпути к цели у «Поло» вдруг забарахлил кондиционер, все немного приуныли. Шутка ли, экстремальные температуры только начались! Перспектива оказаться на «инвалиде» в самой жаркой и пыльной части маршрута радовала мало. Все как-то потянулись к вдруг ставшей уютной «Приоре», радующей не только вполне работоспособным кондеем, но и отменными сквозняками. То, что зимой навевало уныние, летом оказалось незаменимым подспорьем в организации микроклимата.
На фоне этих мыслей «Сандеро» да и хэтчбек «Акцент» поначалу держались в тени. Не в прямом смысле, конечно. Первый только радовал практичным балансом сил и возможностей, а к «Хёндай» все настороженно приглядывались, в первую очередь оценивая его измененные подвески. При этом климатик «корейца» принимался на ура, поскольку он вполне справлялся со своими обязанностями.
Починка «Поло» в изнывающем от зноя и отсутствия клиентов сервисном центре прошла как-то буднично. Пара часов ожидания, и механики сообщили: причина отказа – избыток хладагента в системе! Ее перезаполнили по гарантии. «Поло» ожил и задул ледяным ветерком – в продуваемый степными ветрами и пугающий нешуточными сорока двумя градусами поселок Эльтон мы прибыли во всеоружии. Испытания только начинались…

ЗАЧЕТ ПО ГРАДУСАМ

С раннего утра термометры в автомобилях. Темная отделка интерьеров, схожие цветовые оттенки – часам к десяти-одиннадцати салоны «Акцента», «Сандеро» и «Поло» нагреты до «зачетных» 50 °C. А вот белая как соль «Приора» капризничает почти на час дольше, никак не желая выходить за границы 45 °C. Что при этом происходит на улице, и вовсе понять трудно. С одной стороны, пасмурно и ветер валит с ног, поднимая тучи пыли, с другой – опрометчиво забытый кем-то под открытым небом градусник тут же зашкаливает за все отметки.
Вот и первый лидер – «Рено-Сандеро», к которому тут же приклеивается прозвище «холодок». Его кондиционер наиболее эффективно справляется с жарой. На стоянке он лихо охлаждает пространство вокруг водителя и заднего правого пассажира. Что же, отчасти такой результат можно было предсказать еще зимой, когда выяснилось, что большая часть разогретого воздуха направляется на стекло и к головам.
Следом – «Поло». Еще в дороге мы почувствовали его удивительную способность к правильному перемешиванию воздушных потоков. Стоило кондиционеру «выйти на режим», как создавалось ощущение мягкой прохлады, льющейся отовсюду. Первые измерения подтвердили: в эффективности охлаждения салона «Поло» лишь немного уступил «Сандеро», зато превзошел его в равномерности.
У климатической установки «Хёндай-Акцент» наилучшая производительность обнаружилась в движении. Возможно, это влияние режима Auto, допускающего большую скорость работы вентилятора. Напомню, при замерах у обычной системы кондиционирования мы ставим вентилятор во второе положение. В данном случае пришлось пойти на компромисс, выбрав для «Акцента» наиболее жизненный вариант Auto в движении и минимально возможную температуру Lоw в паре с максимальной скоростью потока при охлаждении на стоянке.
Но даже хороший климатик не в силах бороться с потоками пыли, рвущейся в салон. Сначала шок, недоумение, попытки найти неисправность. Потом констатация факта: пылевого фильтра здесь нет вообще. А зря! По скрипу решеток воздуховодов и периодическим «затыкам» системы было понятно, что жить климатику без капитальной чистки осталось недолго.
Ну и наконец, «Лада-Приора». Особенность ее кондиционирования мы почувствовали еще в дороге. Направишь решетки на себя – получишь приятный и стабильный холод. Но перемешиваются потоки, в отличие, скажем, от «Поло», с трудом. Чуть отклонишь воздуховод в сторону, и кажется, что кондиционер ушел в положение «выкл.». Замеры подтвердили наблюдения: все вроде бы работает, но охлаждается салон «Приоры» явно медленнее остальных.
А в целом замечу, что при температурах 38 °C и выше разница между климат-контролем и обычным кондиционером в этом классе авто стирается. И тот и другой работают на пределе возможностей.

ЗАДАТКИ ПУТЕШЕСТВЕННИКОВ

Степь и соль… В зависимости от времени суток они меняют цвета и оттенки, становясь серыми, коричневыми, бирюзовыми, а то и розовыми. Здесь нет асфальта, и временами становится очень неуютно при мысли, что, если автомобиль сломается, ты останешься с пустынными просторами один на один.
На разбитой дороге наступила полная реабилитация «Приоры». Она стала предводителем нашей разномастной компании. Кажется, ей всё нипочем: неглубокие колеи, жесткая трава, перегибы многочисленных балок и овражков. Лишь иногда, наталкиваясь на откровенные буераки, которые по силам только вездеходу, приходилось давать задний ход.
«Рено-Сандеро» идет вторым. Его мотору иногда не хватает момента на низких оборотах, особенно при включенном кондиционере. Зато подвески без напряжения справляются с колдобинами, дорожный просвет позволяет действовать довольно смело. С небольшими ограничениями, продиктованными передним бампером, степные дороги этой машине по плечу.
Два других автомобиля – неженки. Ехать в таких условиях, конечно, можно, но очень медленно и аккуратно. Не их стихия. На колеях и перегибах начинают страдать бамперы, снизу периодически раздается характерное «хрясь». Именно из-за «Акцента» и «Поло» мы не рискнули на обратном пути рвануть в сторону Волгограда напрямую, мимо полигона Капустин Яр.
По возможностям мотора и передаточным числам «Фольксваген» в этих условиях все же удобнее. Подвески у него тоже комфортнее. «Акценту», несмотря на самый мощный мотор, как и «Сандеро», не хватает эластичности. Причем настолько, что иногда в песке или на подъеме начинает подгорать сцепление. Но с точки зрения геометрии «Фольксваген» и «Хёндай» равнозначны.
Так что предлагаю вам самим решить, какой автомобиль третий, а какой четвертый…

ПОД НАГРУЗКОЙ

Дороги то бархатно стелются под колеса, то ощетиниваются такими «колючками», что только расчет и удача позволяют избегать неожиданных проблем.
В такие моменты безумно жаль, что по сторонам особо не поглазеешь. После степей и песчаных бурь вокруг бескрайние поля подсолнечника, желто-зеленым ковром покрывающие десятки, а может, и сотни гектаров тамбовской и воронежской земли, – бальзам на истосковавшуюся по зелени душу.
Багажники и так полны туристического и водительского скарба, а мы еще добавили южные сувениры: арбузы, дыньки и прочие овощные. Они-то и увеличили нагрузку почти до полной.
«Рено-Сандеро» лучший и в этой номинации. Некоторым не очень по душе простенькие сиденья и далеко не во всем удобная эргономика. Однако даже самые ярые скептики признают: невзирая на нагрузку, его подвески без особых проблем справляются с большинством дорожных сюрпризов. Их иногда пробивает, да и потряхивает порой основательно, но чувство защищенности и комфорта всегда с тобой. Добавим сюда бойкий мотор и надежное поведение на дороге – и сразу становится ясно: «Сандеро» и в этом пробеге лидер.
«Лада-Приора» не столь однозначно утвердилась на предсказыва­емой ей второй позиции. Нашлись те, кто предпочел бы «Поло». И вовсе не из-за того, что его салон более собранный и не такой скрипучий. Насколько же может неудобная посадка испортить все впечатление от машины! После нескольких часов за рулем «Приоры» сам себе начинаешь напоминать кавалериста, проскакавшего не одну сотню километров. Здесь уже не спасает то, что у нее даже на фоне иномарок неплохой двигатель и энергоемкие подвески: чем хуже дорога, тем больше ты им благодарен.
Шасси «Поло» слабовато для наших дорог, и это чувствуется даже на пустой машине. Едва на пути появляется волна, начинает основательно «штормить» – ездоков укачивает. Автомобиль явно ориентирован на хорошее покрытие. Вот здесь «Поло» радует комфортом и управля­емостью. Ситуация здорово меняется, когда во вместительном багажнике и салоне появляется груз, а покрытие становится далеким от идеала. В таких условиях «Поло» сразу как-то съеживается, начинает лязгать ограничителями и раскачиваться, как умалишенный. Приходится тормозить, постоянно уворачиваясь от неровностей, которых «Сандеро» просто не замечает. Хорошо хоть, управля­емость остается надежной!
Теперь о «Хёндай». У него удобный салон, явно лучший, если сравнивать с конкурентами. Опять же отменный двигатель, тормоза, даже поведение на дороге. «Акцент» явно подлечили: хэтчбек с доработанной подвеской (здесь она появилась в экспериментальном порядке, а на серийных машинах ее внедрят с середины августа) совсем не склонен к рысканию и прочим ужимкам, которые мы отметили на седане (ЗР, 2011, № 8). Правда, с оговоркой: только на ровной как стекло дороге!
Едва груженый «Акцент» оказывается на ухабах, пробой следует за пробоем. Причем как спереди, так и сзади.
Раскачка кузова при этом такова, что временами автомобиль становится непредсказуемым, причем просчитать развитие ситуации, как на «Поло», невозможно. Только что «Хёндай» едва качнулся на небольшой неровности, как вдруг на следующей, которая всего на сантиметр выше, вдруг запрыгал, залязгал буферами.
А еще в таких ситуациях он и вильнуть в сторону не прочь!
Подводя итоги, с «Акцента» и начнем.
«Хёндай-Акцент»
В нашем пробеге занял последнее место. В первую очередь из-за слабой подготовки к российским условиям. С этим автомобилем явно поторопились. Но если обратить внимание на критику и снабдить семейство «Акцент» по-настоящему энергоемкими подвесками да предусмотреть защиту салона от пыли (необходимость последней доработки и вовсе очевидна), то автомобиль получится ого-го!
«Лада-Приора»
Экономична и неприхотлива, вместительна для грузов. Однако от эталона, увы, далека, в первую очередь из-за неудобного, трескучего салона с низкокачественной отделкой. Ездовые возможности, за исключением энергоемкости подвесок, так себе, где на троечку, где на три с плюсом. Но даже это не главное. В первую очередь очень хочется посмотреть в глаза тому, кто лихо перекроил на нынешней «Приоре» салазки передних кресел, уменьшив диапазон их продольных перемещений (на первых машинах такого не было). Это даже не рекомендация, скорее просьба: пока на машине не по­явился ГЛОНАСС и прочие космические опции, давайте не будем позориться и хоть водителя посадим так, как положено. Для этого даже зарубежные аналоги не нужны!
«Фольксваген-Поло»
Сделанный в России и для России. Но он пока скорее все же «иностранец». Дело не только в однотонном и скучном, хотя и удобном интерьере или такой же гамме цветов кузова. Просто у нас подобный автомобиль обязан быть универсальнее. Ну а нынешний «Поло» хотя и терпит плохие дороги, но явно не создан для них.
«Рено-Сандеро»
Пожелаем ему лучшей эргономики. Более мощный двигатель? Не нужен! Мотору скорее не хватает эластичности на низких оборотах. А уже к ней можно добавить и иную трансмиссию, ведь главный недостаток «Рено» в дальней дороге – очень неприличный аппетит.

Выбрать машину для ночлега не такое простое дело, как может показаться. Денис Арутюнян не поленился провести пару ночей в автомобилях.
Для того чтобы откинуть (а потом вернуть на место) спинку переднего сиденья «Приоры», придется долго и нудно крутить соответствующую ручку. И еще дольше разгружать багажник и раскладывать задний диван, чтобы получить почти полноценную кровать. Все это утомляет.
Переходим в «Поло». Одним движением раскладываем кресло – и сладких снов! Вот только откинуть его до конца не получится, как ни старайся. Да и подголовник чуть утоплен относительно спинки, отчего сильно затекает шея. Вдобавок ворочаться во сне сильно мешает центральный подлокотник: хоть опусти его, хоть подними, а все равно упираешься рукой.
Чуть удобнее в «Сандеро». Спинка тоже раскладывается не до конца, зато лежбище без боковых валиков получается почти плоское. Да и подлокотника нет.
Но еще удобнее «Акцент». Может, потому, что спинка откидывается на больший угол? Впрочем, и тут возникает проблема с подголовником – придется искать некий аналог подушки. В нашем случае ее заменил свернутый спальный мешок.
1. «Хёндай-Акцент».
2. «Рено-Сандеро».
3. «Фольксваген-Поло».
4. «Лада-Приора».

НОМИНАЦИЯ «САМЫЙ ЭКОНОМНЫЙ»

Честно говоря, ужаснулись, когда подсчитали реальный расход топлива за пробег 3000 км. Насколько же маленькие автомобили иногда прожорливы. А ведь в начале пути маршрутные компьютеры
выдавали куда более оптимистичные
показатели: на «Приоре» – 6,1, на «Поло» – 6,4 л/100 км. Жара и пыль внесли коррективы…
1. «Лада-Приора» – 7,3 л/100 км.
2. «Фольксваген-Поло» – 8,0 л/100 км.
3. «Рено-Сандеро» – 8,6 л/100 км.
4. «Хёндай-Акцент» – 9,4 л/100 км.