По Корее на газогибридной «Хёндай-Элантра» прокатился Владимир Соловьев,
и одновременно он за баранкой «выращивал цветок». Фото автора.

Корея стремится стать первой во всем. Гибридная «Хёндай-Элантра» еще не успела дебютировать на Франкфуртском автосалоне, а корейское бюро туризма уже предлагало совершить на новинке поездку по стране. В Южной Корее гибриды (с такими же кузовами, как у бензиновых машин нового поколения) начали производить в конце лета и тогда же приступили к продажам. Только называют их на родине иначе, как-то по-революционному: «Аванте». Так и тянет выкрикнуть: «Аванте, камарада! Вперед, товарищ!». Словно пожелание – чтобы вслед за первым гибридом появились и другие, дружелюбные к удивительной и прекрасной природе здешних мест.

ГОЛУБЫЕ МЕЧТЫ

Когда получал автомобиль в офисе «Хёндай», поинтересовался, почему в стране, практически не имеющей запасов природного газа, появился гибрид, работающий на этом топливе? Оказалось, сжиженный природный газ в силу его экологичности давно используют в Корее в качестве моторного топлива: на нем работают почти все такси, а вообще автомобили с двигателями на газе составляют пятую часть парка страны. На всех крупных заправочных станциях продают не только бензин и дизельное топливо, но и сжиженный газ. Так что появление в Корее газогибрида – шаг исторически подготовленный, оправданный экономически и экологически: в сравнении с традиционными бензином и дизтопливом газ при сгорании дает в среднем на 20% меньше выбросов, усиливающих парниковый эффект. Сейчас природный газ ввозят из стран Персидского залива и Северной Африки. В ближайшей перспективе будут строить газопровод из Владивостока – тогда газ будет обходиться дешевле… Странно, почему в России, газодобывающей державе, а впрочем, и в Европе, у которой доступ к газу неограниченный, эти соображения не стали доминирующими. Может, Европа отстает от Сеула не только на семь часов поясного времени?.. Впрочем, пишу о другом – о поездке на первом корейском гибриде.

В РОЛИ САДОВНИКА

В интерьере все напоминает обычную «Элантру». Но приборная панель другая. Она получила название SuperVision, которое я перевел бы как «всевидящая». В комбинацию приборов, помимо привычных тахометра и спидометра, вошли специфические индикаторы – уровня зарядки высоковольтной батареи, включения зарядки батареи, нагрузки электродвигателя. Посередине – шкала экономичности расхода топлива с диаграммой в виде цветка. В нем мне привиделся подсолнух. Голубая подсветка вовсе не дань тому, что автомобиль работает на газе, просто у «Хёндай» это фирменный цвет приборного щитка.
Цветок, безусловно, центральная фигура всей комбинации. Его обрамляют шкалы экономичности и спидометра. Хочешь не хочешь, а он всегда в поле зрения. Но чтобы цветок появился, водителю нужно выработать для себя наиболее экономичную и, следовательно, экологичную манеру езды.
Как этого добиться? Главное – плавно прибавлять газ, не раскручивать двигатель до высоких оборотов, чаще использовать торможение двигателем, а не жать бездумно на тормозную педаль. Все вроде бы просто, но у меня электронный «подсолнух» поначалу никак не хотел распустить больше четырех листков. Значит, еду не лучшим образом, можно добиться еще большей экономичности. В какой-то момент решаю вырастить цветок во что бы то ни стало. Для этого стараюсь держать шашечки электронного расходомера в зоне максимальной экономичности, подавляю малейшее желание прибавить газ, чуть что – отпускаю педаль. И знаете, удается держаться за впереди идущей машиной. Одновременно ловлю себя на мысли, что в привычной своей манере езды я, видимо, несколько перебарщиваю с газом. Но понять это может только тот, кто думает об окружающем мире и выбирает для передвижения не многолитровые спорткары, а автомобили, щадящие природу.
Через полчаса после начала эксперимента цветочек на приборной доске выпустил все шесть листьев, потом бутон зацвел и даже дал семена. Это означало, что автор достиг вершин экономичности и, как не без гордости объяснил самому себе, стал сеятелем доброго.
Чего мне это стоило? Об этом лучше сказали бы коллеги из машины сзади, которые сигналили, недо­умевая, почему я едва поспеваю за колонной. Сделал вывод, что большинство водителей не умеют или не хотят ездить экономично. Но семеро одного не ждут – я подчинился темпу колонны. Жаль, мои «подсолнухи» бутонов больше не давали…

ГИБРИДНЫЕ ИТОГИ

«Элантра/Аванте LPi» не имеет возможности ехать на электротяге. Электромотор включается в мощностную цепь только при интенсивном разгоне, помогая двигателю внутреннего сгорания. При сбросе газа электродвигатель работает как генератор, заряжая высоковольтную батарею. Для снижения выбросов в атмосферу ДВС отключается при торможении, когда скорость падает ниже 9 км/ч, и пускается, лишь только снимешь ногу с педали тормоза.
Бесступенчатый вариатор гибридной машины работает плавно и неплохо обучен торможению двигателем при сбросе газа для регенерации электрического заряда. В результате комбинаций в работе с электромотором и использования энергии торможения машина может выйти на расход 5,6 л сжиженного газа на 100 км, что в пересчете на бензин соответствует 4,5 л. Очень хороший показатель для пятиместного автомобиля гольф-класса! Но достижим он, видимо, при выполнении ряда требований, в том числе к загрузке автомобиля и режиму езды. У меня средний расход составил 8,0 л газа (6,5 л бензина) на 100 км – тоже весьма неплохо. Плюс выигрыш за счет цены на топливо.
Как мог, я проявлял расположение к природе, которую в Корее считают идеальной и абсолютной сущностью, восстанавливающей и поддерживающей жизнь. Гибридный автомобиль – только промежуточный этап в постижении этой сути.