Электронные системы автомобилей основательно изучили водительский опыт. Не пора ли доверить им самостоятельно принимать решения? В этом вопросе разбирался Константин Васильев. Фото автора и «Даймлер-Бенц».

Электронно-механические узлы давно и успешно вмешиваются в процесс управления автомобилем. Переиграть антиблокировочную систему тормозов способен лишь специально тренированный водитель, да и то не всегда. Сегодня ABS заслуженно обосновалась в базовых комплектациях. К ней примкнули противобуксовочные системы, объединенные с системами, обеспечивающими динамическую стабилизацию автомобиля при маневрах. Достижения и перспективы в сфере безопасности журналистам продемонстрировали специалисты компании «Даймлер».

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ!

Преднатяжителями ремней безопасности сегодня уже никого не удивишь. Даже вибрирующий руль, который «будит» водителя, не включившего указатель поворота при пересечении разметки, уже есть у многих производителей. Зато устройство распознавания дорожных знаков скоростных ограничений в диковину – кроме «Мерседеса», им владеет пока только новая «семерка» БМВ. Допустимое значение загорается на дисплее и гаснет, как только камера в корпусе салонного зеркала увидит знак «Конец ограничений». Географической адаптации не требуется: знаки в большинстве стран одинаковы.
Облегчает водительские будни и радар «мертвой зоны». Если в нее прокрался попутный автомобиль, а водитель включил указатель поворота, по салону разносится предупреждающий писк. Почему только при включении поворотника? Потому что частые сигналы утратили бы значимость. Их следует подавать лишь в опасной ситуации и не отвлекать водителя по пустякам…

ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНИЮ

Проблемой безопасности «трехлучевой звезды» озаботились 70 лет назад, а в 1959 году организовали первый крэш-тест. Пожертвовали седаном W120 1953 модельного года по прозвищу «Понтон», прообразом сегодняшнего Е-класса, который, к слову, еще на стадии проектирования пережил 150 реальных и виртуальных крэш-тестов.
Но лучшая авария по-прежнему та, которая не случилась. Специалисты «Даймлера» сделали смелый шаг, оснастив серийный автомобиль системой PRE-SAFE Brake. При помощи трех радаров различной дальности действия и видеокамеры компьютер определяет степень опасности. Если водитель не реагирует на стремительно приближающееся
препятствие интенсивным торможением или корректировкой курса, система издаст истошный писк за 2,6 секунды до неизбежного (по мнению компьютера) столкновения. Еще через секунду начинается автономное торможение с 40-процентной эффективностью тормозной системы, а за 0,6 секунды до столкновения – экстренное торможение, которое убережет от серьезных повреждений.
По данным за 2006 год, 22,1% ДТП на территории Германии составили попутные столкновения. Многих удалось бы избежать, будь автомобили оснащены системой PRE-SAFE Brake. На вопрос, почему максимальное торможение начинается лишь за 0,6 секунды, а не раньше, инженеры недовольно морщатся. Они руководствуются принципом разумной осторожности. А вдруг система ошибется? Она эффективна, но не идеальна.

САНИ ЕДУТ САМИ

Все эти электронные помощники уже доступны как опции на S- и обновленном E-классе. Специалисты «Даймлера» обещают перевести их в базовые комплектации, исключение – слишком дорогой корректор фар: система роликов внутри фары корректирует световой поток, урезая пучок света при приближении встречного или попутного автомобиля. «Мерседесы» берегут глаза других водителей, стирая при этом четкую границу между дальним и ближним светом.
Степень риска во время движения зависит от погодных условий, навыков и состояния водителя, адекватности других участников, технического состояния автомобиля… Компьютер уже «понимает» мгновенную ситуацию. К примеру, если подруливающие движения водителя в рамках полосы стали замедленными, а время реакции – большим, машина предложит сделать «кофе-брейк»: водитель явно устал…
Но инженеры не спешат наделять электронику властью. Как бы нам ни хотелось порой отправиться на вечеринку в автомобиле, рассчитывая, что потом он, учуяв запах алкоголя, деликатно сложит рулевое колесо в панель и в автоматическом режиме отвезет подвыпившего хозяина домой…
Компьютеры подчиняются алгоритмам, составленным специалистами, а вовсе не мыслят самостоятельно. Они в состоянии действовать только в уже известных ситуациях, но обобщать и сравнивать на основе опыта пока не умеют. Так что с передачей полномочий придется подождать. Может, это и к лучшему. Ведь тогда история о Судном дне и Терминаторе останется просто захватывающей киносказкой.

НАША СПРАВКА

Ночное видение – дорогая, но действенная система. Используется инфракрасная лампа, которая освещает дорогу; получаемая картинка выводится на панель приборов. Температурное излучение объектов значения не имеет, зато можно разглядеть булыжник или упавшее дерево. А человека система не только подсветит заранее, но и распознает по пропорциям, выдав предупредительный сигнал. Правда, инженеры еще не научили компь­ютер опознавать животных – слишком они разные. Возможно, вкупе с тепловизором (их использует БМВ) ночное видение станет эффективнее, а пока обе системы небезгрешны. И к тому же бесполезны в городе, где множество огней и пешеходов.