Имя Андрея Тычины хорошо известно украинским автотуристам – по крайней мере, тем, кто заходит за информацией и для общения на www.doroga.ua. Этот сайт стартовал два года назад, но успел стать очень популярным.

– Наверное, вы с детства мечтали путешествовать?
– Как и многие. Читал книжки о дальних странствиях – Жюля Верна, поляка Шклярского… Но волею судьбы окончил Киевский политех по специальности «инженер-системотехник». Было начало 90-х, в стране творилось что-то непонятное, и я случайно оказался в журналистике. Попробовал писать – и вроде стало получаться…
– Журналист – уже отчасти путешественник.
– Это верно. У меня было много командировок, в том числе за границу. А потом возникла мысль: почему не съездить куда-нибудь просто так, для души? Сели с женой в автобус и поехали, конечно, в Умань – ближайшее замечательное место из тех, которые были тогда на слуху. Затем с друзьями в их машине съездили в Канев – и впервые ощутили прелесть понятия «автотуризм». Ты не привязан ни к автобусу, ни к поезду, ни даже к гостинице. Чувство свободы, независимости, уходящей вдаль дороги, которая уже сама по себе интересна… Это стало стимулом активнее зарабатывать, чтобы купить автомобиль.
– И какой купили?
– Новый «Мицубиси-Каризма» (в кредит, у меня была тогда высоко-оплачиваемая работа на ТВ). Сели в него – и отправились в свое первое семейное путешествие. Для начала недалеко: в Корсунь-Шевченковский. Это было в 2001 году.
– А на чем путешествуете сейчас?
– На «Субару-Форестер» предыдущего поколения. Чуть прожорлив, чуть жестковат, но в остальном для меня идеален.
– Как вы пришли к проекту Doroga.ua?
– Путь был долог и тернист (улыбается). Я не рассматривал путешествия как профессию, как способ заработать деньги – это было чистое хобби. Искал информацию в Интернете, ведь путеводителей для автотуристов почти не было. Нашел очень интересный портал Autoua.net – там на форуме с бурными обсуждениями дорог, маршрутов я многое для себя почерпнул. А потом возникло желание самому поделиться: стал выкладывать свои отчеты и рекомендации. Люди стали прислушиваться к моему мнению – я действительно на тот момент много проехал. Жаль было, что интересные отчеты пропадали, вытесняясь на форуме новыми. И мне подсказали идею собрать их в одном месте, сделав свой сайт.
– И тут вам пригодилось техническое образование…
– Конечно! Сайт Tychyna.kiev.ua получился простеньким по дизайну, но там вся эта полезная информация была выложена и структурирована. Для меня это оставалось увлечением.
– А в какой момент стало профессией?
– Когда оказалось, что это самый авторитетный в Украине сайт об автопутешествиях – с высоким доверием аудитории к публикуемой там информации. Но проект требовал развития, а значит – средств. И тут появился инвестор (фамилию по его просьбе не называю). Наблюдая бурный рост автопродаж, он рассудил, что автомобилистам будет все теснее в городах – и естественной отдушиной станут путешествия. А значит, люди всё больше будут нуждаться в информации, куда ехать, что смотреть, где ночевать и т.д. Было решено создать новый сайт Doroga.ua с самой большой базой данных по этим вопросам. Информация с моего сайта стала ее основой.
– Doroga.ua дает множество ссылок на гостиницы, рестораны и т.п. Эти ссылки платные?
– Нет! Мы изначально решили, что этот путь не для нас: ведь база тогда была бы ограничена теми, кто платит. А значит, ее полезность и доверие пользователей неизбежно упали бы. Поэтому вся информация об инфраструктуре у нас бесплатна, более того – мы ее постоянно обновляем по своей инициативе.
– Помимо сайта Doroga.ua есть одноименный клуб. Расскажите о нем.
– Клуб – это люди, которые пришли на наш сайт и сидят в нем круглосуточно (смеется). Он неформальный: членом клуба является каждый, кто объявил себя таковым, – для этого достаточно заполнить на сайте маленькую формочку. Клуб – это ядро аудитории сайта. Мы предоставляем ему площадку для общения, а он, в свою очередь, популяризует наш проект.
– Недавно вы возглавили пробег шести клубных экипажей вдоль государственных границ Украины. 7500 километров!.. Цель пробега понятна: пропаганда автотуризма, проверка состояния дорог. Но что заставило участников пойти на серьезные тяготы и расходы вместо того, чтобы загорать где-нибудь в южных странах?
– Очень трудно однозначно ответить. Одно дело – клубные выезды, которые мы устраиваем регулярно для всех желающих. Но провести в дороге почти месяц! Работа не работа, отдых не отдых… Ежедневно – дорожные стрессы и общение с множеством незнакомых людей, задающих одни и те же вопросы… Кто-то боялся плохой дороги, кто-то еще чего-то. У меня были большие опасения по поводу психологической совместимости экипажей: не скажет ли кто-то посреди маршрута «А мне все надоело, я поехал!»
– И никто не сошел?
– Никто! Это очень радует.
– А что за люди участвовали?
– Совершенно разные: от банковского служащего до капитана дальнего плавания. Но у всех общая страсть – путешествие на автомобиле. И еще, наверное, дух авантюризма в лучшем смысле слова.
– В регионах вас принимали местные автоклубы?
– Да. Например, в Одессе нас встретил клуб внедорожников «Направление» и сопроводил колонной по городу. В центре города состоялась церемония с торжественными речами и приветствиями…
– Не хватало лишь Остапа Бендера.
– Кстати, проезжая Луганщину, мы узнали, что часть знаменитого маршрута «Антилопы-Гну» проходила именно там. Лучанск из «Золотого теленка» – это Луганск, а Старгород – Старобельск. Недаром в Старобельске поставили памятник Остапу.
– Вот и вы «ударили автопробегом по бездорожью и разгильдяйству». И убедились, что с тех времен мало что изменилось?
– Увы!
– Планируете повторить пробег?
– Да, перед Чемпионатом Европы-2012. Хотим пригласить иностранные экипажи и показать Украину такой, как она есть, со всеми достоинствами и недостатками.
– Будем надеяться, дороги к тому времени станут лучше…
– По крайней мере, правительство обещает.