Каждый из этих автомобилей по праву называют знаменитым и легендарным. Мы давно мечтали свести «англичанина», «американца» и «русского» в их основной среде обитания – на бездорожье. Итоги соперничества подводит Сергей Канунников.Фото Александра Кульнева.

Стоит отъехать километров на тридцать от тщательно ухоженной автострады, как попадаешь в совершенно иной мир. Исчезают инспекторы ДПС, старательно штрафующие за превышение скорости, зато появляются еле живые деревни, ямы и ямищи, будто из книг и фильмов про Великую Отечественную. Особенно страшны для автомобилиста улочки небольших, но оживленных городков с милыми древними именами. Впрочем, и вне их местным властям дорогами не похвалиться. Сознаемся: приятно чувствовать превосходство над большинством встречных и обгоняемых. Наши авто – на высоких мощных шинах, с неубиваемыми подвесками – способны в таких условиях на куда большие скорости. Но главная наша цель – места, куда владельцы кроссоверов не поедут.

Полноприводников нынче пруд пруди, однако мало заслуживших право называться, как писали прежде, автомобилями повышенной проходимости. Среди могикан, спорящих за приоритеты на полянах, в лесах и топях уже десятилетиями, – внуки ветеранов войны и первых послевоенных лет, «англичанин», «американец» и «россиянин»: легендарный «Ленд-Ровер Дефендер», знаменитый «Джип-Рэнглер» и глубокоуважаемый «УАЗ-Патриот».

Конечно, это не прямые аналоги. УАЗ не имеет короткой версии, а в нашем распоряжении и вовсе «Патриот»-пикап. Впрочем, по ходовой он практически не отличается от прямого потомка 469‑го – «Хантера». «Ленд-Ровер» и «Джип» – в самых внедорожных версиях, короткобазные. Но у «американца» мотор в два с лишним раза мощнее. Однако на бездорожье это отнюдь не решающий фактор.
Ну а чтобы максимально уравнять шансы, мы обули автомобили в одинаковые шины «Бриджстоун-Дьюэлер А/Т 697» – новинку компании-партнера этого теста.

Умный в гору

Сколько ни совещались, съехать для фотосъемки поближе к воде так и не решились. Берега уж очень размыты отступившей совсем недавно водой. Зато высокие холмы близ реки Красивая Меча – отличный естественный полигон для упражнений в подъеме-спуске.
На вершину некоторых холмов поначалу даже отправляемся в пешую разведку. Перед тем как взлетать круто вверх, видя в стекле только яркое весеннее небо, неплохо бы понять, спустится ли машина вниз.

Итак, активируем возможности трансмиссий. Мало знакомые с УАЗом на всякий случай сверяются по рисунку на набалдашнике. Не худо бы табличку на панель прикрепить, как в «Дефендере» или в прежних УАЗах. У «Джипа» рычаг включения передка и пониженной передачи ходит в одном направлении, следует лишь поставить рычаг коробки в положение Р. Трансмиссии «Дефендера» и «Патриота» издают грубоватый, зато такой мужественный скрежет. Стартуем!

Конечно, у «Ленд-Ровера» и «Джипа» в этих условиях заметная фора – короткая база. УАЗ, как ни старается, временами повисает порогами на перекате, а в некоторые овраги на нем просто нет смысла соваться. Впрочем, это не единственное слабое место «Патриота». Но сначала – об «иностранцах».

До чего же правильно состыкованы всего-то 122‑сильный мотор и 6‑ступенчатая механика «Дефендера»! Победно рыкнув дизелем, автомобиль на второй пониженной легко взбирается на холм. Перед спуском можно включить первую пониженную, отпустить педали и поиронизировать над ультрасовременными ассистентами спуска с горы. Ветерану «Ленд-Роверу» они не больно-то нужны.

Попробуем преодолеть на нем узенький овраг. Здесь козыри «Дефендера» – коротенькие свесы и самый длинный среди трех машин ход подвесок. Раскорячившись (передним колесом на подъеме, задним еще на спуске), автомобиль буксанул было, сдирая прошлогоднюю траву, но зацепился-таки за грунт и гордо въехал на очередную вершину. Захотелось ребячливо лазить по холмам еще и еще, осваивая все новые, казавшиеся неподвластными даже такому автомобилю, территории.

У современного «Джипа» немного иная философия, свои сильные и слабые стороны. В овраге мы быстренько оторвали задний номер, опрометчиво прикрепленный в самом низу излишне фигуристого бампера. Кстати, «клюв» тоже смотрится скорее пижонским, нежели функциональным. Дорожный просвет «американца» чуть поменьше, как и ходы подвесок, – даже с «распущенным» (нужно нажать кнопку на панели приборов) стабилизатором. Зато здесь есть принудительные блокировки межколесных дифференциалов, придающие автомобилю повышенную цепкость. Да и огромный запас мощности порой совсем не лишний. «Американец» играючи взбегает на самые крутые и при этом затяжные подъемы. Можно в ручном режиме выставить вторую скорость – вверх автомат переключаться не станет. Но большой необходимости в этом нет. Вполне достаточно обычного D, благо дозировать тягу очень несложно.

Теперь вернемся к «уазику». Не станем придираться к геометрии, тем более что с передним свесом у машины все неплохо – не хуже, нежели у «Рэнглера». «Патриот» тоже старательно и даже смело карабкается на травянистые холмы. Но 2,7‑литровый заволжский мотор все-таки совсем не от этой машины. Без солидного разгона автомобилю для подъема частенько не хватает тяги. Там, где «Ленд-Роверу» для уверенного движения достаточно чуть не 1000 об/мин, «Патриот» ревет двигателем и уже попахивает подгоревшим сцеплением. Надо бы его пожалеть – мы ведь только начали.

Полевая почта

Есть у нас в стране такая профессия – ездить вдоль полей. Слева канава, справа пропитанная водой пашня, на которой наши подопечные утонут метров через пять. Но между ними есть следы: значит, кто-то когда-то на чем-то куда-то проехал.

Вязкий чернозем быстро забивает далеко не самый злой протектор. Но машины вполне жизнеспособны и весело, по-мальчишески кидают друг в друга комьями грязи. Тактика простая: главное – не терять хода и быстро корректировать занос на мокром покрытии. Вот здесь-то длиннобазный УАЗ показывает себя с лучшей стороны: меньше крутит кормой даже в поворотах, на спусках и подъемах. 

Меньше вертлявости – меньше потеря скорости – ниже вероятность остановиться. Что и случилось по разу с «Ленд-Ровером» и «Джипом». Оба, впрочем, выбрались самостоятельно.
Легкий, особенно по сравнению с УАЗом, «Дефендер», продемонстрировав истинно британское упорство, выбрался раскачкой. Удобно, кстати, что первая передача рядом с задней: переключения отнимают минимум времени. Несколько рывков – и «британец» вновь осваивает чернозем. Только успевай крутить огромным рулем, чтобы сохранять стабильное прямолинейное направление.

С «Джипом» чуть сложнее. Желательно сразу, еще на старте, отключить противобуксовочную систему и включить блокировки межколесных дифференциалов. Раскачать машину с автоматической коробкой, конечно, сложнее, но и «Рэнглер» благодаря блокировкам преодолел не крутой, но скользкий подъем самостоятельно и с честью. Правда, есть у него еще одна особенность: «американец» самый грязнуля – обильно забрызгивает не только собственные игриво выступающие крылья, но и ручки дверей, причем даже с внутренней части. Джиперы, конечно, грязи не боятся, но все равно как-то неинтеллигентно.

Без дураков на бездорожье 

Полностью победить или хотя бы сгладить вторую отечественную беду можно, вероятно, лишь справившись с первой. Для начала пригодятся такие вседорожники без дураков.
Мы не ставили баллы, в минимальной степени учитывали качества, не имеющие к проходимости прямого отношения. И бесспорного победителя не выявили: в условиях бездорожья каждый из троицы заслуживает уважения, каждому присущи достоинства и недостатки.

Все же по совокупности внедорожных талантов первого места заслуживает «Дефендер». Он самый гармоничный, самый честный, ладно скроенный именно для таких условий. Прекрасная геометрия, отменный мотор, грамотно состыкованный с коробкой передач. Ничего лишнего, всё на месте.
Американский стиляга «Джип-Рэнглер» выглядит легкомысленнее, нежели есть на самом деле. Это вполне серьезный, хотя и немного противоречивый вседорожник, не посрамивший прадедушку – армейский «Виллис». У автомобиля хороший (но с явным избытком мощности) мотор и правильная с точки зрения проходимости трансмиссия. А вот геометрия могла быть и потолковей. Ну зачем, к примеру, такие массивные бамперы? И все-таки у «Джипа» второе место.

Что касается УАЗа… Редкий случай, когда российский автомобиль хотя бы частью параметров реально конкурировал с именитыми «иностранцами». Причем в данном случае речь не только об очень неплохой проходимости, но и о комфорте на шоссе. Ему бы более подходящий двигатель!
Конечно, «Патриот» в три раза дешевле конкурентов. Но это не значит, что автомобиль с 2,7‑литровым мотором должен поедать бензина больше, чем 3,6‑литровый «Джип» (пусть наш вседорожник и тяжелее на 100 кг да потребляет 92‑й вместо 95‑го).

И еще. За четыре дня у нового УАЗа перестал убираться левый ремень безопасности, лопнула ось поводка левого стеклоочистителя, стала отваливаться внутренняя ручка передней двери. И наконец, запасное колесо под пузом пикапа – это для бездорожья абсолютно неприемлемо! В общем, есть над чем поработать.
Ну а насчет езды по грязи все автомобили – князи. Хотя и разных родов.

[%GALLERY%]

[%PROPS%]