«Приора» уже старожил АВТОВАЗа. Максим Сачков знает обо всех значимых и любопытных изменениях из недавнего прошлого и недалекого будущего этой машины. Фото Георгия Садкова.

Десятое семейство рождалось в 1990‑х. Во многом поэтому новые модели наряду с неплохими характеристиками получили кучу болячек, от которых пытались избавиться на протяжении всего жизненного пути. Исцелиться полностью так и не удалось.
Принявшая эстафету «Приора» страдала не столько от конструктивных просчетов, сколько от качества устанавливаемых на нее деталей. Именно с этим были связаны многие изменения и доработки. Кроме того, она, как топовая модель, первой примеряла новые агрегаты и оборудование, чтобы оставаться конкурентоспособной. На ней проверяли оригинальные технологии и материалы, обкатывали самые свежие, порой даже рискованные решения. Она же стала и полигоном для проверки французских методик контроля готовой продукции.
Сегодня модель развивается в двух основных направлениях: во‑первых, совершенствуют ходовые качества, модернизируют двигатели, трансмиссию, шасси, во‑вторых, улучшают ездовой комфорт (акустика, эргономика, дополнительное оборудование). Чтобы поддержать продажи, на следующий год запланировали рестайлинг, а смена модели намечена на 2016 год.
Это краткая справка, теперь переходим к деталям.


«Приора» посвежела лицом – с начала года люксовые модификации щеголяют новыми бамперами с модернизированными решетками радиатора. А с середины лета в них стали встраивать и противотуманные фары, которые немного припозднились из-за дополнительной омологации. До конца этого года мини-фейслифтинг затронет и рядовые версии. Обновленные элементы не только омолодили модель, но и позволили «Приоре», пока единственной из прежних моделей, уложиться в требования по защите пешеходов.


  Мультимедиа на «Приоре» начинались с аудиосистемы. Оборудование поставляли две российские фирмы, собирающие аппаратуру из импортных комплектующих, – «Электросфера» и «Уралавтокомплект». Причем вдобавок к радио и CD-проигрывателю есть «хэндс фри», USB-разъем, «блютус». Второй шаг – навигационная система. Ее управление вынесено на подрулевой переключатель, а картинка выводится на дисплей между приборами. Не за горами мультимедийная система с 7‑дюймовым дисплеем, выходом в Интернет и оповещением при аварии. Стоит заметить, что на фоне конкурентов, сравнимых по цене, трудно найти автомобиль, укомплектованный богаче.

  «Приору» все больше накачивают оборудованием, позволя­ющим с комфортом существовать в далеко не мягком климате. В конце прошлого года комплектации «Люкс» и «Норма» получили ветровое стекло с электрообогревом. Комфортную температуру в салоне поддерживают климатические установки, – поставщики прежние: «Панасоник» и «Халла». На передних сиденьях появится модернизированный обогрев с трехступенчатой регулировкой. Нагревательные элементы в спинке и подушке автоматически включаются и отключаются, поддерживая нужную температуру. Кроме того, появятся предпусковые подогреватели. Для комплектации «Норма» – попроще (по большей части в расчете на северные районы России), для «Люкса» – с таймером и дистанционным управлением. Естественно, эти заказы поручили ведущим фирмам: «Вебасто» и «Эбершпехер».

  С этого года на «приоры» стали устанавливать новые L‑образные подголовники. Они не только не ухудшают обзорность, но и легко ходят, при этом не гремят в направляющих. С начала 2013‑го планируют обновить передние сиденья в расчете на боковые эйрбеги. Последние для АВТОВАЗа разрабатывала фирма «Таката-Петри» – один из лидеров в производстве систем пассивной безопасности. Кстати, на «Приоре» надувные мешки вытянутой формы защищают не только тело, но и голову, частично выполняя функции недоступных для бюджетных моделей шторок безопасности. Новые кресла получат более высокую спинку со ступенчатой регулировкой наклона и изменяемую по углу подушку. В заднем ряду появится функциональный подлокотник с удобными нишами и подстаканниками (у седанов) и крепление детского кресла «изофикс».

  С этого года на «приоры» стали устанавливать новые L‑образные подголовники. Они не только не ухудшают обзорность, но и легко ходят, при этом не гремят в направляющих. С начала 2013‑го планируют обновить передние сиденья в расчете на боковые эйрбеги. Последние для АВТОВАЗа разрабатывала фирма «Таката-Петри» – один из лидеров в производстве систем пассивной безопасности. Кстати, на «Приоре» надувные мешки вытянутой формы защищают не только тело, но и голову, частично выполняя функции недоступных для бюджетных моделей шторок безопасности. Новые кресла получат более высокую спинку со ступенчатой регулировкой наклона и изменяемую по углу подушку. В заднем ряду появится функциональный подлокотник с удобными нишами и подстаканниками (у седанов) и крепление детского кресла «изофикс».

  Только ленивый не хулил передние сиденья «десятки». Но стремление сделать лучше приводило только к худшим результатам. Например, поменяли ворсовое покрытие на полу – пряжка ремня безопасности стала цеплять за ковер, что сократило продольную регулировку. Поменяли набивки, уменьшив сползание тела и улучшив боковую поддержку, но при этом опустили на 12 мм точку H, отчего посадка стала неудобной. Сейчас основные недочеты вроде устранили – изменили упругость пены в поясничной зоне и установили механизмы регулировки с удлиненными салазками (ход увеличился на 16 мм). Кроме того, чтобы избавиться от скрипов и заеданий при регулировках, стали иначе изгибать трубы передних опор, чтобы те не деформировались. Применив порошковую окраску, получили ровное и долговечное защитное покрытие. Скоро механизм перемещения прикроет пластиковая облицовка.

  С начала 2011 года перешли на модернизированную коробку передач с индексом 2112, передающую крутящий момент 145 Н·м. Усилили валы, внутренний механизм привода и сопряженные детали, сделав агрегат равнопрочным и более надежным. Чуть позже внедрили новый привод переключения. Машины с ним легко отличить по светлой вставке на рычаге. Работает он четче, уменьшились люфты в соединениях, снизились неприятные вибрации. Следующий шаг – тросовый привод, он в планах следующего года. Но тут понадобится больший объем переделок: нужно серьезно доработать коробку и даже изменить схему подвески силового агрегата. Извечный вопрос – когда будет автомат? И какой? Классический автомат и вариатор устанавливать не планируют, хотя такие машины испытывали. Сейчас думают над роботом на базе механической коробки. Ориентировочно он появится в конце 2013 года.

  С переходом модельного ряда на Евро‑4 все «приоры» получили иные программные настройки, нейтрализатор с увеличенным содержанием драгметаллов и электронную педаль газа. Последняя не только делает двигатель послушнее и экономичнее, но и призвана подружить его в недалекой перспективе с электронными ассистентами – системами стабилизации, «старт-стопом», круиз-контролем. Кстати, уже со второй половины 2012 года на «при­орах» появится ABS 9.1, которая быстрее, компактнее и дешевле нынешней антиблокировочной системы восьмого поколения. В блоке управления заложены алгоритмы ассистента торможения (ВАS) и системы динамической стабилизации (ESP). Мало кто знает, что «Приора» – первая отечественная модель с мультиплексной проводкой, она проложена в передних и задних дверях. Более того, для антиблокировочной системы и системы пассивной безопасности внедрят цифровую шину быстрой связи CAN. Ее преимущества: точнее, быстрее, надежнее, лучше помехозащищенность.

  Одна из самых действенных мер борьбы с шумами и вибрациями силового агрегата – доработка его подвески. Считается, что у «Приоры» под 16‑клапанный мотор она лучшая из всех вазовских моделей, ведь к ее разработке приложил руку «Порше». Увы, отличную конструкцию дискредитирует все то же нестабильное качество отечественных комплектующих (на фото). Помогла шведская фирма «Треллеборг», доработав имеющиеся опоры: сделала более легкий корпус и использовала в тех местах, где нужно, резину разной жесткости. По мнению заводчан, модернизированная опора немного приглушила голос двигателя, а главное – убрала раздражающие нотки. Покупатели новых «приор» скоро оценят нововведения своими ушами: шведский узел вот-вот поступит на конвейер. А систему выпуска, снизившую шум в среднем на 2 дБ, устанавливают на машины уже с конца прошлого года. Изначально на «Приору» приспособили выпуск от «Калины». Теперь иностранцы предложили свои варианты, они по большинству важных параметров (эффективность, долговечность, стоимость) оказались лучше.

  Модернизировали зеркала, чтобы вписаться в более жесткие нормы обзорности: зона видимости должна быть больше. Удалось с запасом выполнить новые требования и даже получить от международного сертификационного органа UTAC переходящее звание «Лидер по зонам безопасности». Корпуса новинок окрашивают в цвет кузова и снабжают повторителями поворотников. Естественно, как и раньше, отражающие элементы получат обогрев и электропривод для регулировки.

Валерий Павлович КОЗЕНКОВ
ведущий специалист проекта «Приора»
Если выдержим все сроки, во второй половине 2013 года с конвейера пойдут рестайлинговые «приоры». Внешне автомобиль не сильно преобразится: получит фары с дневными ходовыми огнями, иные решетки радиатора, новые задние бамперы и фонари. Основные изменения коснутся интерьера. Освежим панель приборов: появится другой приборный щиток, центральная консоль с большим мультимедийным экраном, отдельная пепельница в форме стакана, свежий дизайн управления климатом, новый руль. Как опцию планируем кожаный салон, – в середине 2012 года сделаем пробную партию, чтобы оценить реакцию потребителей.