В какой машине просторнее? Где лучше багажник? Эти данные можно узнать из наших тестов.
Таблица с цифрами станет еще полезнее, если прочесть пояснения, которые дал Анатолий Фомин.

Из всех размеров салона мы оставили лишь те, что непосредственно отражают его длину, ширину и высоту. L1 и L2 – это расстояние от спинки переднего сиденья до ненажатой педали газа и от спинки заднего до спинки переднего соответственно. Их измеряют с помощью массогабаритного манекена. Он не только имитирует форму спины и ягодиц, но и прожимает подушку и спинку своими 75,6 кг в соответствии с ГОСТ 20304-90. Впрочем, от жестких требований ГОСТа мы несколько отступаем, исключая голени и голенные грузы – и без того вес «молодца» превышает 60 кг. Для замеров спинку устанавливают под углом 25 градусов к вертикали, а высоту до потолка (H1 или H2) измеряют с помощью мерной рейки манекена под углом 8 градусов. Именно такое положение соответствует нормальной посадке. Этот размер довольно просто соотнести с индивидуальными требованиями. Более 1000 мм означает, что проблем не будет даже у водителей двухметрового роста и самой внушительной комплекции; при 960–1000 мм места хватит рослому и крупному, но не гиганту; 930–960 мм устроят худощавых людей выше среднего роста и полных среднероcлых; меньше 930 мм – повод призадуматься человеку выше хотя бы 175 см. На заднем сиденье можно обойтись на 20–30 мм меньшим значением – посадка расслабленная, пассажир сползает по спинке, а не сидит, как гвардеец в грузовике на параде.
Мы немного упростили замер продольного перемещения сиденья, отказавшись от полной коррекции на перцентиль (это требует смены «коленей» манекена) и оставив только средний и маленький варианты. Но если большая цифра L1 превышает 1150 мм, будьте уверены: места хватит даже баскетболисту. Правофланговые могут ориентироваться на 1100 мм, остальные – на 1050. Меньше – лучше проверить лично. Не исключено, что даже водитель средних роста и степени упитанности не сможет принять нормальную позу за рулем. Миниатюрным дамам и мужчинам жокейской комплекции стоит обратить внимание на минимальный размер L1. Если он превышает 950 мм, это может вызвать проблемы у людей ниже 160 см. Диапазон регулировок сидений – зеркало «национальности» автомобиля. Европейские машины наилучшим образом подходят для крупногабаритных водителей.
На задних сиденьях все проще – для терпимой посадки необходимо минимум 650 мм до передней спинки. Для хорошей – 750 мм (эконом-класс в самолете). Настоящий комфорт начинается с 850 мм, а если хочется закинуть ногу на ногу, ищите 950 мм и более.
Впрочем, когда речь о ширине салона, все не так однозначно. Мы измеряем ширину на уровне плеч по верхней части обивки двери. Полный комфорт для троих, усевшихся сзади, требует минимум 1500 мм. Это редчайший вариант, в легковых автомобилях практически не встречающийся. Обычно получается 1400–1450 мм, что вполне приемлемо для непродолжительной поездки трех пассажиров средних габаритов или продолжительной – худощавых. Минимум для сегодняшних компактных машин – 1350 мм: сажать назад троих можно, но только самых стройных. Вариант 1250 мм и меньше – это «Дэу-Матиз» или «Москвич-412». Третий – лишний!
Однако замеры далеко не всегда дадут полную картину. Широкий в плечах салон может досадить сильно заваленными стойками: крайним пассажирам очень неуютно подпирать их головой. Могут сильно выступать центральные стойки. Невысокому, пусть и плечистому, водителю это нисколько не помешает (он сидит впереди них), а вот долговязый, даже если вовсе не отличается богатырской статью, обязательно пожалуется на «узкий» салон.
Кто прав? Оба! Поэтому загляните еще и в балльную таблицу. Если при ширине 1450 мм стоит оценка 7 или ниже, что-то явно не в порядке. Поставьте галочку – надо обратить внимание!
А вот высота салона не так важна, как кажется. Просто если она менее 1100 мм, посадка в машину потребует повышенной гибкости. У современных автомобилей эта величина ближе к 1200 мм – низкая посадка не в моде. С точки зрения восприятия автомобиля важнее высота точки H, или hip-point (высота центра тазобедренного сустава). Но она абсолютно ничего не говорит о размерах салона…

ПОЧЕМУ ТЕСНО?

Великий Леонардо вычислил все пропорции идеального человеческого тела. Увы, у многих из нас они далеки от идеала. Виной тому может быть и наследственность, и чрезмерное увлечение спортом в юности. Рост сидя иногда совсем не сходится с ростом стоя, а длина рук при одном и том же росте может различаться на 20–25 см!
Но еще больше проблем рождают психологические особенности восприятия. Широкий трансмиссионный тоннель, высокие торпедо и линия остекления, темный интерьер – и при прочих равных машина кажется тесной. А для линейки и манекенов она вовсе не тесная!

ИГРА В ЯЩИК

Большой багажник лучше маленького – запас карман не тянет. Но, доверившись данным производителей, вы наверняка испытаете расстройство. Сплошь и рядом заявленные данные и наши измерения расходятся на добрых 20%, а то и более! Характерно, что полезный объем всегда меньше. Для оценки мы пользуемся набором «кубиков» объемом 8 и 4 дм3. Ими заполняем багажник автомобиля до отказа, но так, чтобы закрылась крышка, а после пересчитываем. «Кубики» (не называть же их прямоугольными параллелепипедами!) бывают четырех типов: 0 – «нули», соответствующие пропорциям кирпича, А – плоские, В – «квадратные», С – «длинные». Чем больше влезло «нулей», тем меньше закоулков в багажном отсеке (эти данные мы не публикуем). Конечно, проще заполнять багажник мерными шариками по немецкой методике, но к реальному полезному объему полученная цифра имеет косвенное отношение – если, конечно, вы не перевозите картофель или яблоки навалом. «Кубики» гораздо лучше демонстрируют удобство багажного отсека, начисляя внушительные пени за выступающие скобы, петли, динамики.
Чтобы дать понятие о максимально возможном грузе, мы приводим габаритные размеры багажного отсека изнутри. Если у автомобиля складная спинка заднего сиденья, появляется дробный размер – расстояние по полу до спинки переднего сиденья или до откинутой подушки (в зависимости от конструкции). Абсолютный рекордсмен по объему багажного отсека среди компактных машин – «Лифан-Бриз» с несчастливым по китайским поверьям числом 444 л. Заявлено, правда, 630 л!