Новый БМВ пятой серии – объект повышенного внимания покупателей и повод для беспокойства конкурентов.

От ставшего избитым термина «универсальность», похоже, никуда не деться – даже говоря о престижных, дорогих седанах. Ведь их покупатели ждут не только завистливых взглядов друзей и соседей, но и комфорта, а еще – не всегда легко сочетаемой с ним спортивности. Немногие готовы пожертвовать одним ради другого. Мы же, не скрывая ни сильных, ни слабых сторон испытуемых, попробуем отыскать компромисс.

ОСОБНЯК НА ОСТРОВЕ

Как ни гляди, в этом кошачьем оскале есть нечто магическое! Притягивает сначала взгляд, а затем и руки к элегантному темно-серому рулю. Как и подобает машине легендарной марки, «Ягуар-XF» во многом стоит особняком – недаром его делали на острове, где ездят по другой стороне улицы, а обедают, когда в иных странах успели отужинать.
Салон оформлен со вкусом, но без помпезности. Грамотно подобрано сочетание форм, цветов и материалов. Бедновато выглядит лишь дисплей, да и навигация не русифицирована. За такие-то деньги!
Пустил мотор – и сразу захотелось его заглушить и еще раз завороженно понаблюдать, как сами собой открываются дефлекторы системы вентиляции, а из бокса между сиденьями выезжает кругляш управления коробкой передач, схожий с ручкой настройки старой радиолы. Поначалу не очень привычно, но стоит освоить, чтобы произнести: «Да, это «Ягуар»!».
В машине хорошее сиденье с множеством регулировок, понятные и доступные органы управления. Вот только кнопка омывателя стекла зачем-то засунута в торец подрулевого переключателя. Она к тому же какая-то тугая.
Приземистый, самобытный силуэт машины – объяснение посредственной обзорности. Мощные передние стойки наклонены уж очень сильно и в городе мешают. Но представьте, что вы в купе, – простили?
На «Ягуар» оборачиваются, хотя он и не нов. Дело не столько в дизайне, сколько в потрясающем звуке 3-литровой «шестерки». В салоне звуков этого британского гимна ровно столько, сколько надо: завораживает при резком разгоне, на крейсерских скоростях не мешает. Динамика машины с 238-сильным двигателем не ошеломляет, но вполне достаточна, чтобы не вырабатывать у водителя комплексы. Тормоза в обыденной жизни нормальные. Инструментальных замеров не проводили, но, по субъективным ощущениям, при экстренной остановке педаль в какой-то момент становится слишком жесткой, а усилие на ней перестает соответствовать замедлению.
На ровной дороге «Ягуар» чувствует себя отлично, передавая это настроение водителю. Но маленькие колдобины подвеска воспринимает возмущенно, крупные – болезненно. Колейности машина тоже не любит: передние колеса нервно ищут нормальную, сообразную такому автомобилю дорогу. На коротких дистанциях это напрягает не сильно, на стайерских может утомить.
Маловат дорожный просвет, невелик багажник, тесен задний диван. Но все же с сожалением расстаюсь с этой своеобразной, притягивающей машиной. Гляжу в глаза фирменной «кошке»: может, и ей со мной интересно?

ЖИЗНЬ В ПРИЦЕЛЕ

Трехлучевой прицел, венчающий длинный черный капот, тоже многих завораживает, подобно «ягуаровой» «морде». Кстати, прицел этот, по-моему, вовсе не настраивает на агрессию. Скорее наоборот: мир в нем выглядит ярче, светлее и гармоничнее.
«Мерседес-Бенц Е» обволакивает комфортом, дарит уверенность в надежности и безопасности. Кажется, ни с машиной, ни с теми, кто в ней, ничего плохого никогда не случится. Временами даже испытываешь ощущение, будто машина чувствует свое превосходство, а ты не очень-то ее достоин.
Автомобиль поначалу подавляет количеством кнопок, а освоение меню компьютера (даже если речь идет о такой простой операции, как запоминание новой радиостанции) требует терпеливой вдумчивости. Проще сделать вид, что мне все это не больно-то нужно, и наслаждаться плавным, бесшум­ным полетом массивного кузова над дорогой. Все неровности остались там, внизу, в другом мире. Кстати, у «Мерседеса» еще и очень солидный дорожный просвет.
А вот резких движений рулем не нужно! Автомобиль ощутимо и даже как-то возмущенно кренится. Реакции не сказать чтобы замедленные, скорее сдержанные и неторопливые. По крайней мере, в сравнении со вторым «немцем» этого теста.
Но вернемся в мир с путеводным прицелом.
Сознаюсь в небольшом обмане: на тесте – версия Е 350. У модификации Е 300 мотор примерно на 40 л.с. слабее. Но инструментально динамику мы не мерили да и гонок не устраивали. Уверен: в обыденной жизни в любых режимах и на любых оборотах разницу ощутить нелегко. Благодаря в том числе отменной семиступенчатой коробке передач, которая «пристраивает» силы к колесам именно так, как надо.
Удивительное ощущение возникло, когда на динамометрической дороге затормозил со 140 км/ч в пол. Можно спокойно отпустить руль и наслаждаться тем, как мощно, ровно, неуклонно замедляются 1700 кг дорогого металла, добротного пластика, породистой кожи.
Все-таки, чтобы ездить на этой машине, ей надо соответствовать: не суетится и не спешить, не пытаться делать из престижного седана гоночное купе. И смотреть на мир через трехлучевой прицел с добродушием.

СУММА ТЕХНОЛОГИЙ

Фотограф ругается: черный салон БМВ-535i снимать трудно. Проектировал интерьер если не аскет, то педант. Даже светлые металлические вставки выглядят сурово, в расположении приборов, основных и вспомогательных органов управления нет и намека на развлекательность.
Мое бурчание о недостатках джойстика коробки передач с двумя кнопками или о сложном (несмотря на все старания инженеров) меню компьютера – реакция чисто возрастная. Сетовать на это – все равно что сожалеть о шарме катушечных магнитофонов и удобстве фар, в которых можно было поменять лампочку за считаные секунды. К такой простоте мир уже не вернется, по крайней мере в обозримом будущем.
Будем уживаться с тем, что дано. Тем более что иные ультрасовременные опции – скажем, видеокамеры, создающие отличную обзорность не только назад, но и возле передних крыльев, прибор ночного видения – действительно полезны. К тому же «пятерке» прощаешь все излишне сложные навороты, едва садишься за руль. Придумать более совершенное сиденье, кажется, уже нельзя! Оно хватко держит корпус, обеспечивает подколенную поддержку даже самым длинноногим, но не давит и не сковывает. В таком кресле одинаково удобно мучить машину на полигоне, оценивая управляемость, и безостановочно ехать сотни километров. Нажимаем на педаль?
Было бы удивительно, если бы триста с лишним сил, снятых с 3 л, не придали машине потрясающей динамики. Полное впечатление, что и достигнув 100 км/ч БМВ продолжает ускоряться в прежнем темпе. В паре с шедевром баварских моторостроителей работает восьмиступенчатая коробка (любопытно, что коробки по числу передач разложились в тесте, как и места). Справедливости ради: при нажатии педали в пол агрегат все же задумывается. Но в подавляющем большинстве повседневных ситуаций работает очень быстро и мягко.
От этой машины ждешь бескомпромиссно жесткой подвески. Преды­дущая «пятерка» примерно такой и была. Нынешняя сильно изменилась. В режиме настроек Comfort машина мягкая почти по-американски. На наших дорогах кого-то даже может укачать. Таким предпочтительней Normal. А вот увидев на панели приборов символ Sport, будьте уверены: им отмечен именно тот аппарат, которого ждет большинство поклонников баварской марки. Коробка мгновенно подтыкает передачу пониже, подвеска становится заметно жестче. Это действительно спортивный автомобиль, даром что четырехдверный.
Даже в комфортном режиме БМВ реагирует на малейший толчок рулевым колесом молниеносно и азартно. На закрытых дорогах по-мальчишески хочется еще и еще раз подергать автомобиль, рискуя укатать пассажира да и самого себя. Работа подруливающей задней подвески (на скоростях до 60 км/ч она чуть поворачивает колеса в сторону, противоположную той, куда смотрят передние) при обычной спокойной езде практически незаметна. Стоит качнуть автомобиль резче, чем того требует обстановка, – корма заметно доворачивается. Помешает это разве что поклонникам максимально экстремистского стиля езды, любящим, чтобы автомобиль был «чистым» – без электроники. Для таких предназначен режим Sport+. Только помните: в этом варианте 306-сильная заднеприводная машина – очень серьезный снаряд, требующий водителя столь же совершенного, как она сама…
Между хорошим и лучшим выбирать всегда непросто. Тем более что иные достоинства кому-то могут показаться недостатками. Ведь наши характеры куда сложнее, чем повадки автомобилей. Чтобы получать от машины удовольствие, нужно постараться увязать одно с другим. Надеюсь, мы хоть немного в этом помогли.

Сергей Канунников: «Баллы расставлены, победитель определен. Но все-таки машины – не монеты. Различия между ними не столь однозначные, те или иные достоинства более-менее уравновешены недостатками».