«Ниссан X-Трейл» с этого года обрел российскую прописку, а посему переживает вторую молодость. Но конкуренты не дремлют: корейская КИА выдвинула на рынок новый «Соренто», ну а «Джип» традиционно предлагает американское видение внедорожной философии.

ДВОРЦОВ ЗАМАНЧИВЫЕ СВОДЫ

Как же хорошо смотрится этот бордовый «мачо» на фоне выжженного засухой пейзажа средней полосы! Напористый, ни на кого не похожий, настоящий «Джип» с большой буквы. Будь моя воля, я даже не ставил бы имя в кавычки… Наверняка эти восторги не разделят избалованные девушки и городские эстеты, для которых конец света там, где меркнет освещение и обрывается асфальт.

Но они по-своему правы: сегодня уже мало пленить экстерьером. Тем более что и зализанный «Соренто», и более угловатый «Х-Трейл» выглядят пусть и не так самобытно, но эффектно.
«Чероки» – это шок! Перешагиваю узкий порог и попадаю в мир моды 30-летней давности: узенькая передняя панель, огромный, тонкий в сечении руль, вертикальное ветровое стекло – привет, дорогие восьмидесятые! Может быть, так и надо? Ведь мода, как известно, циклична. Привет, джинсы-варенки, кроссовки «Адидас» и вкладыши из заграничных жвачек.
Нет, господа-товарищи, время не повернуть вспять! Ностальгия не в силах пересилить чувства, возникающие в салоне «Чероки». Неудобные сиденья с узкими и плоскими спинками, громоздкий тоннель, не оставляющий ногам водителя и пассажира ни сантиметра лишнего пространства. Спасибо, конечно, что водительское сиденье отодвигает сервопривод, облегчая посадку. Но я предпочел бы этой опции регулировку руля по вылету, а ее-то и нет.
КИА играет в любовь с первого взгляда: стреляет овалами глубоких колодцев на панели приборов, подмигивает синими логотипами Sorento на порогах, пускает мотор от кнопки, ублажает мягким пластиком и деликатными обводами панели. Здесь нет россыпи бескомпромиссных идей, зато эргономика почти безупречна. Придерусь лишь к упирающимся в затылок подголовникам, не дающим откинуть голову.
Срисованная тысячу лет назад японская схема включения света понятна с первой секунды, настройки температуры и воздушных потоков наглядны.
«Ниссану» еще проще, чем КИА. Ведь он имел возможность поработать над ошибками, уже заслужившими порцию критики, когда «Х-Трейл» только вышел на мировой рынок. Модель вот-вот пойдет в продажу в обновленном виде, но и нынешний вариант не воспринимается устаревшим. Отличные, цепкие и при этом не жесткие передние сиденья, в меру строгая, не заунывная передняя панель с шикарными подстаканниками по бокам, ухватистый руль. Водителю здесь не хуже, чем в «Соренто», и даже в городском пробочном киселе настроение не падает вместе со скоростью.
Каково задним пассажирам? У всех машин отклоняемые спинки сидений, на этом сходство заканчивается. Забраться в «Джип» – уже маленький подвиг. Протискиваясь в поджатый квадратной аркой проем, непременно вытрешь порог брюками. В коленях места маловато, в плечах тоже, зато над головой – лепота! Точнее, звезды: тряпичная сдвижная крыша Sky Slider превращает «Чероки» чуть ли не в кабриолет. Правда, эта опция требует отдельного заказа – в наличии таких машин не сыскать.
КИА звезд с неба не ловит, но именно в нем хочется везти самое ценное на свете – семью. Места сзади хватит даже для троих взрослых, а уж двоим – раздолье. Попутно отмечу: КИА оказался самым деликатным по акустической нагрузке среди участников теста. В «Х-Трейле» и шум от дороги погромче, и места поменьше, особенно над головой. Так что первое место в этой номинации достается КИА. А как с ездовыми дисциплинами?

ЗАВТРА ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА

…выпадает королю. Мчать на джипе (нет, «Джипе»!) здорово по проселку: мощные рычаги почти грузового сечения позволяют игнорировать ухабы. Но как только выезжаете на шоссе и прибавляете газу, становится понятно: скоростная езда не его конек. Машина качается, словно сухогруз в крепкий шторм, в поворотах колеса норовят оторваться от асфальта, на неровностях по кузову пробегают вибрации. Зад­ний привод наделил «Чероки» склонностью к заносу, бороться с которым непросто.

Выходить на обгон тоже стоит заблаговременно. Четырехступенчатый автомат не блещет скорострельностью и на секунду задумывается при переходе на ступень ниже. Словом, быстрая езда на «Чероки» – это не развлечение, не заряд положительных эмоций, а скорее работа, причем не самая приятная. А как интересно на нем тормозить: машина клюнула носом, встала, присела на корму – вот теперь всё, остановились!
КИА после «Джипа» – юркая яхта. Хотя понимание этого приходит не сразу. В первый момент удручает разгонная динамика: светофорный старт «Соренто» проигрывает. Но если засечь время прохождения участка в десяток километров, КИА окажется быстрее. «Соренто» охотно следует за информативным рулем, причем на прямых его можно смело отпускать – никакого рысканья, нервозности или срыва с траектории даже на неидеальном покрытии не последует.
А вот склонность к заносу у «Соренто» имеется, но его успешно гасит система стабилизации ESC.
Отменно настроен 6-ступенчатый автомат: переключает всегда в нужный момент и незаметно. Коробка не стремится преждевременно «уйти наверх», как это бывает в других автомобилях в борьбе за экономичность. Единственное, что вменю «Соренто» в вину, так это утомляющую вертикальную раскачку. Но все равно выхожу из машины после пары сотен километров почти как новенький, не то что из «Чероки».
Помнится, некогда «Х-Трейл» чуть расстроил валкостью. Удивительно, но нынешний тестовый экземпляр склонен к ней куда меньше. Он хоть и пересчитывает дорожную мелочь, но позволяет лихо брать повороты. Возможно, амортизаторы того, предыдущего авто были «уставшими».
Так или иначе, стандартный для всех автомобилей маршрут «Ниссан» преодолевает с еще большей легкостью, чем КИА, хотя вновь оценить машину по достоинству я сумел лишь по прошествии времени. В первый момент заунывный голос вариатора скрадывает ощущение разгона, но сухие цифры замеров говорят: в достижении рубежа 100 км/ч «Х-Трейл» быстрее «Чероки» и «Соренто» на 1,2 и 2,4 с соответственно. Вариатор в сочетании с довольно отзывчивым акселератором удобен на обгонах и, естественно, полностью лишен толчков при переключениях. Минус трансмиссии: с нею высок уровень шума от мотора, работающего в зоне максимальной мощности, что и зафиксировала наша аппаратура.

МЫ СВОЕ ПРИЗВАНЬЕ НЕ ЗАБУДЕМ

«Газу, еще газу!» – мудрый коллега мобилизовал не только многолетний опыт, но и силы, упершись в капот «Ниссана». За полчаса до этого я утопил «Х-Трейл» в песке почти по ступицы. Машина неплохо показала себя на твердом бездорожье благодаря 200 мм дорожного просвета, и мы потеряли бдительность.

«Ниссан» легко съехал с дюны, а вот подняться задним ходом в горку не смог: мотор ревел, а закопавшиеся колеса вскоре вовсе перестали вращаться. Похоже, вариатор просто не рассчитан на такие экстремальные нагрузки. Ближе всего к месту событий находился КИА, но машины примерно равны по трансмиссионным возможностям – лезть туда же означало посадить и «Соренто».
В «Ниссане» водитель управляет трансмиссией, поворачивая кругляш рядом с селектором автомата. Переднеприводный режим хорош для экономичной езды по шоссе и городу; автоматический разрешает электронике перебросить момент на задние колеса в случае пробуксовки передних и выручает на скользком покрытии. Наконец, заблокировав муфту в приводе задних колес, вы увеличиваете шансы выбраться из нештатной ситуации своим ходом. КИА тоже по умолчанию переднеприводный, предусмотрена возможность блокировки межосевой муфты, которая работает до 40 км/ч.
Обе машины снабжены системами спуска с горы, только в «Ниссане» электроника чересчур лояльна и позволяет разгоняться на крутом спуске даже быстрее, чем ждешь. Зато «Ниссан» способен проехать по жесткому бездорожью дальше КИА благодаря более длинноходной подвеске и лучшей геомет­рии кузова. Камень преткновения для КИА – задний бампер. На пересеченном рельефе высок риск его повредить. Среди прочих и эта особенность не дала нам подобраться к месту вынужденного отдыха «Х-Трейла». «Джип», ау!
Вот когда настал звездный час «Чероки». В отличие от большинства одноклассников, «Джип» остался настоящим «проходимцем» и легко форсирует участки, которые не по зубам «Ниссану» и тем паче КИА. Успех обеспечивают сразу несколько решений. Во-первых, трансмиссия Selec-Trac II. Поворотом ручки подключаете передок, затем жестко блокируете оси и, наконец, активируете понижающую передачу (переключения сопровождают изрядные толчки в трансмиссии – как говорится, внушает!). Во-вторых, мотор немолод и выдает низкую литровую мощность, зато обладает солидным крутящим моментом с самых низов. В-третьих, лишь агрегаты «Джипа» защищены миллиметровым стальным листом (хотя под ним мы намерили «всего» 175 мм, контактная езда ему не страшна). В-четвертых, ходы подвесок, в том числе и задней зависимой, на зависть многим. В-пятых, у «американца» самые большие углы въезда и съезда. Ну и наконец, наш «Чероки» обут в зубастую внедорожную резину.
Порвав три троса, мы сплели из них способный выдержать требуемую нагрузку. И это была единственная сложность для «Чероки». Машина «выстрелила» «Ниссан» из песка с такой же уверенностью, с какой бывалый официант откупоривает шампанское.
Остается лишь ответить самому себе на вопрос: часто ли вы суетесь на такое бездорожье, которое грозит как минимум попортить машину, а как максимум – отправить вас в ближайшую деревню за трактором? Если ответ положительный, альтернативы «Чероки» нет. Если гложут сомнения, стоит расширить выбор: и КИА, и «Ниссан» – варианты достойные. С точки зрения горожанина, беспроигрышные.