Как получают в Соединенных Штатах driver license? И какие «подводные камни» ждут на этом пути украинского водителя? Ответ искал на собственном опыте наш специальный корреспондент Леонид Сапожников. Фото автора.

В США автомобиль уже почти столетие не считается роскошью. Его вправе иметь даже те, кто официально живет на пособие. Никто не скажет им, как, например, в Германии: «Если можете купить и содержать машину, вы – не малоимущий!» Американцы не представляют себе жизни без автомобиля. Даже в больших городах далеко не везде есть тротуары, а в провинции нередко отсутствует общественный транспорт, если не считать школьных автобусов…

Человек без «драйвер лайсенз» – белая ворона. Никого не удивляет старушка, ковыляющая с палкой к своему «Бьюику», а то и «Мустангу», чтобы, сев за руль, резво стартовать. Во многих штатах «права» класса С, аналогичного нашей категории В, можно получить, хоть и с рядом ограничений, уже в пятнадцать лет. Лишить американца прав – чуть ли не то же самое, что посадить его под домашний арест. И закон в этом отношении довольно мягок: так, в штате Орегон нужно проштрафиться за два последних года четыре раза, чтобы остаться без «прав»… на месяц.

С алкоголем строже, но куда либеральнее, чем в Европе: при его доле в крови до восьми промилле (0,08%) к водителю нет претензий. Перепил – не сядешь за руль три месяца. А на год отберут «права» лишь в том случае, если снова попадешься в течение пяти лет. Разумеется, на несовершеннолетних, т.е. лиц до 21 года, либерализм не распространяется: они должны строго соблюдать «сухой закон».

Правила не продаются

Приехав этим летом к своим друзьям, живущим в Портленде (штат Орегон) и Сиэтле, я отнюдь не ощущал себя белой вороной: гостевая виза дает право пользоваться национальным водительским удостоверением. Но один из друзей, Борис, предложил мне почувствовать разницу между экзаменами в ГАИ и DMV (Driver & Motor Vehicle Services – гражданская организация, выполняющая функции наших МРЭО). А тут мэйл из родной редакции: «Очень интересная тема!..» И я записался на Knowledge Test – теоретический экзамен.

Разницу я почувствовал с первого шага: иностранец в Соединенных Штатах может сдавать на права экстерном, в Украине же обязан закончить автошколу. Впечатлила меня и попытка купить брошюру «Правила дорожного движения». Оказалось, что: а) такой брошюры не существует; б) DMV регулярно издает «Руководство водителя штата», где правила изложены в свободной форме, без цифровых пунктов, вперемешку с советами по безопасному вождению; в) это 120-страничное руководство не продается – его бесплатно берут на раскладке в DMV или в центральной городской библиотеке…

В каждом штате ПДД имеют свои особенности. Если в Калифорнии разворот, как и у нас, разрешен там, где он не запрещен, то в Орегоне и соседнем Вашингтоне, наоборот, можно разворачиваться только на перекрестках с табличкой «U-Turn OK» (которая встречается, кстати, крайне редко). Чтобы развернуться, надо обычно объехать вокруг прилегающего квартала. Возможно, это ограничение служит своеобразной «защитой от дурака» ввиду обилия улиц с односторонним движением. Есть и другое странное для нас правило: сплошную осевую можно пересекать под прямым углом для въезда с левым поворотом во двор или для выезда налево со двора. В нем, если чуть задуматься, виден смысл: оно позволяет обойтись без разворота.

На всей территории США, кроме города Нью-Йорк, разрешен правый поворот на красный свет (при этом, естественно, нужно пропустить транспорт и пешеходов, движущихся на зеленый). Более того, почти везде – за исключением штатов Канзас, Коннектикут, Миссури, Род-Айленд, Северная Каролина и того же города Нью-Йорк – можно поворачивать на красный налево в улицу с односторонним движением!

Своеобразно проезжают в Америке и нерегулируемые равнозначные перекрестки. Перед ними со всех четырех сторон есть знаки STOP или стоп-линии. Первым продолжает движение тот, кто подъехал раньше! За два месяца я ни разу не видел, чтобы в этой ситуации произошел конфликт, не говоря уж о столкновении. Представьте, как это работало бы у нас, где каждый второй считает своим долгом быть первым…

Хитрые вопросы

В DMV в центре зала женщина-клерк проверяла за конторкой документы. Я вручил ей загранпаспорт с отметкой о въезде на территорию США и свежезаполненную анкету.
В ней наряду с привычными личными данными необходимо указать цвет своих волос, рост в футах и вес в фунтах – видимо, чтобы полицейский мог проверить на глазок, не пользуешься ли ты чужими «правами». Изучив документы, клерк сказала «ОК!» и вернула мне их, написав на листке число 297. Это мой номер в следующей очереди – к длинному ряду офисных стоек.

Теперь можно присесть и ждать, когда он высветится на дисплее под потолком. Вот появился – минут через сорок с того момента, когда я вошел в зал. Близился конец рабочего дня, и я прикинул в уме, что в час здесь принимают в среднем порядка сорока человек. Не все они претендуют на «драйвер лайсенз». Некоторые хотят получить обычное ID – удостоверение личности (их тоже выдает DMV). У каждого из них своя причина. Кто-то еще не собрал денег на автошколу, а кто-то, к примеру, тесно дружит с алкоголем и понимает, что все равно останется без «прав».

Сотрудница за стойкой берет мои документы и пять долларов – плату за первый экзамен. Указав на прозрачную перегородку, за которой видны десять компьютеров. предлагает выбрать любой свободный, а также язык интерфейса. Приятно, что наряду с английским и испанским доступен русский. К сожалению, русскоязычного руководства водителя в штате Орегон пока нет, но всё, похоже, к этому идет…

Сажусь за компьютер. Рука тянется к фотоаппарату – запечатлеть вопросы для будущей статьи. Но на дисплее возникает суровое предупреждение: никаких мобильных телефонов, диктофонов и прочих электронных «девайсов», иначе экзамен сразу будет прекращен! Затем компьютер разъясняет процедуру сдачи: необходимо правильно ответить, как минимум, на двадцать восемь вопросов из тридцати пяти. Время для обдумывания не ограничивается. Сложный вопрос можно пропустить и вернуться к нему в конце.

Поехали! Первый сюрприз: вопросы касаются не только формальных правил. «Какой должна быть минимальная дистанция в секундах между вашим автомобилем и движущимся перед вами транспортным средством?» Четыре варианта ответа. Правильный – 2 с. В «Руководстве водителя» есть эта рекомендация. Кстати, оценивать дистанцию безопасности в секундах гораздо проще и надежнее, чем в метрах, – ведь такая оценка не зависит от скорости.

А вот заковыристый вопрос: «Как вы поступите, если едущий сзади автомобиль держится к вам слишком близко? А. Подадите знак водителю, чтобы он вас обогнал. B. Увеличите скорость. C. Сбавите скорость. D. Будете нажимать на педаль тормоза».

На родных дорогах я поступаю по обстановке и настроению. Можно легонько нажать на педаль, лишь бы на миг вспыхнули стоп-сигналы. А можно принять правее, подав сигнал поворота, – дескать, обгоняй на здоровье… Но вряд ли нашему водителю придет в голову в этой ситуации сбросить скорость! А DMV считает правильным именно этот ответ. Логика такова: при угрозе удара сзади нужно увеличить дистанцию до того, кто впереди, иначе можете попасть между «молотом и наковальней». Тут есть о чем поспорить. К тому же в вопросе ни слова о третьем автомобиле… Некорректно, уважаемый компьютер!

А на что, по-вашему, в первую очередь влияет алкоголь? Я наивно полагал, что на скорость реакции и на внимание. Но у DMV своя точка зрения: на здравый смысл! Компьютер засчитал мне вторую ошибку.
После тридцатого вопроса он досрочно прекратил экзамен: «Подойдите к сотруднику за стойкой!» Я ожидал какого-то подвоха, но оказалось, что 28 ответов были правильными, а значит, продолжать нет смысла. Сдал!..
Меня сфотографировали и взяли $24 за Instruction Permit – пластиковую карточку, которая придет по почте через неделю.

Она, представьте себе, позволяет управлять автомобилем до сдачи экзамена по вождению – при условии, что на борту есть совершеннолетний пассажир с американскими «правами»! Не менее удивительно другое: DMV не требует никаких медицинских справок – достаточно твоей расписки, что ты не псих и не наркоман. Только в самом конце у тех, кто сдал вождение, проверяют зрение. И это, разумеется, чистая формальность – иначе такая проверка предшествовала бы экзаменам…

Замороженный стив

Сдавать вождение можно было в самом Портленде или в его предместье Хиллсборо. Я выбрал предместье, потому что срок ожидания был там короче (17 дней). Следовало прибыть на своей машине строго к назначенному времени. Я взял у Бориса видавший виды «Сатурн», на котором успел проехать не одну сотню миль. Запарковался в указанном месте, уплатил за Drive Test $9 и стал ждать экзаменатора.

Он оказался неулыбчивым парнем в джинсах и клетчатой рубахе. Проверив всю светотехнику и клаксон, уселся справа: Let’s go! Ездили мы по пустынным улицам Хиллсборо минут сорок. Стив сидел, как замороженный, время от времени указывая направление. Я был готов к коварным командам типа парковки рядом с пожарным гидрантом (это запрещено), но DMV – по крайней мере, в Орегоне – не практикует провокаций. Иногда Стив делал пометки в специальном бланке. Я не придавал этому значения, а зря, – он фиксировал крестиками мои нарушения.

Перед экзаменом я имел 100 условных баллов. Каждый крестик уменьшал это число. Сдавшим «драйв-тест» считается тот, кто сохранил минимум 75 баллов. У меня осталось 70…
Что же я нарушил? Перестраиваясь однажды в другой ряд, ориентировался только по зеркалам и не обернулся через плечо, как требует DMV. Инстинктивно притормозил, когда из бокового проезда высунулся автобус (наше золотое правило «трех Д» в Америке надо забыть!). И пару раз слегка превысил лимит скорости, который в жилых районах составляет 25 миль в час (40 км/ч). В поле зрения – ни души, а ты плетись, как похоронная процессия! Впрочем, это неудачное сравнение: похоронным процессиям в штате Орегон при наличии эскорта разрешено превышать скорость на 10 миль в час…

Борис упрекал меня: «Ну, что стоило включить круиз-контроль?! Думаю, ты подсознательно хотел провалить экзамен, чтобы не платить за «драйвер лайсенз» 60 долларов»… Возможно, он и прав. Я ведь прошел весь процесс (за исключением проверки зрения), удовлетворив свое любопытство и выполнив просьбу редакции. А 60 долларов пригодятся в Киеве на бензин (который у нас примерно на треть дороже, чем в США).
Но дело даже не в деньгах. Срок действия «прав» моих американских друзей измеряется годами (в Орегоне выдают на восемь лет). А у того, кто въехал в США по гостевой визе, они действительны лишь на срок разрешенного пребывания в стране, т.е. до шести месяцев. В следующий приезд мне пришлось бы сдавать всё с самого начала.

И я не пошел на повторный «драйв-тест», назначенный через неделю, – предпочел отправиться в автопутешествие по штату.
Другое дело, если у вас рабочая виза или «грин кард»: тогда наши родимые «права» через месяц теряют силу – необходимо получить американские. Надеюсь, что мой скромный эксперимент будет при этом полезен.