Победители всех четырех официальных первенств планеты определились досрочно. Сожалея, что им не было альтернативы, знакомые портреты в очередной раз собрал Сергей Зиновьев.

Страшная скорость

Пять лет назад достижения Михаэля Шумахера казались недосягаемыми. Семь титулов, 91 победа! Было даже досадно, что уж на нашем-то веку точно не найдется гения, способного преодолеть эту планку. И будем мы сидеть с вечными рекордами Шумахера, негодуя, что он опередил свое время.
Но гений нашелся. Причем пугающе быстро! Первый титул Себастьяна Феттеля, добытый в 2010-м, казался случайностью. Второй – удивил: ну не может такой молодой пилот столь сильно, надежно и стабильно выступать из года в год. Так не бывает! Должны же помешать какие-то спады и просто неудачное стечение обстоятельств…
Оказывается, бывает. Похоже, сработала программа молодежных команд: гоночные селекционеры научно изыс­кивают юных вундеркиндов и затем пестуют их с прицелом на Формулу-1, отсеивая менее способных. Команда «Ред Булл» не напрасно тратилась на воспитание мальчишек: Феттель стремительно вырос в грандиозную фигуру с чемпионским характером и менталитетом. К 26 годам Михаэль был «всего лишь» двукратным с девятнадцатью победами, у Феттеля в этом же возрасте титулов уже четыре, побед почти сорок. Чувствуете темп? Первым из недостижимых пал рекорд по количеству побед подряд. И до шумахеровского числа «поулов» Феттелю рукой подать: их у Себастьяна уже 45 (против 68 у Михаэля). При условии, конечно, что чемпион и впредь будет выступать за команды, располагающие быстрым автомобилем. Но, думается, в ближайшие годы иных вариантов у него нет.
Кто будет бить рекорды Феттеля? Каким должен быть этот человек, в каком возрасте дебютировать? Страшно подумать.

10-champions_zr-01-14

Чемпионат мира Формулы-1 (Formula One)

Кольцевые гонки на автомобилях с открытыми колесами. Машины как таковые и Гран-при существовали еще в 1920-х. Чемпионат мира проводится с 1950 года и за это время заслужил славу самого главного, самого престижного и самого популярного. Если судить по масштабам аудитории и доходам, так оно и есть.

День урожая

Как и в Формуле-1, в ралли были интересны каждая гонка в отдельности, но не чемпионат в целом. А победитель наметился еще весной. «Фольксваген-Поло», работы над которым вели два года, оказался сразу и быстр, и надежен. Девять побед Себастьена Ожье на тринадцати этапах – не придумать сюжета скучнее. Правда, в раллийном чемпи­онате к такому давно приучил (не только зрителей, но и соперников) Лоэб – девятью титулами подряд.

13-champions_zr-01-14
Почему так получается, тоже понятно. У «Ситроена» последние годы не было серьезной конкуренции. «Форд» каждый год урезал финансирование заводской команды, потом она и вовсе стала частной. А в год прихода «Фолькс­вагена» «двойной шеврон» ограничил вложения в раллийную программу и хитроумно обратился к кольцевой. Лоэб провел всего четыре гонки. Как это понимать – «точный ход» производителей? Один ушел, другой пришел и собрал весь урожай?
То, что Ожье чрезвычайно силен, поняли еще три года назад. «Ситроен» тогда отчислил француза в середине сезона за неподчинение командным приказам. Ожье имел наглость сражаться с Лоэбом и, хуже того, отбирал у запланированного чемпиона очки!
Ну вот, теперь вместо Лоэба мы получили Ожье, с которым тоже никто не сражается. На сколько лет? Есть шанс, что это будет зависеть не только от планов «Фольксвагена». Ибо на арену выйдет еще одна заводская команда – «Хёндэ».

12-champions_zr-01-14

Чемпионат мира по ралли (WRC)

Гонки на автомобилях, напоминающих серийные, по извилистым дорогам общего пользования с любым типом покрытия. Историю ведет с 1970 года (международный чемпионат по ралли для производителей); как официальный чемпионат мира впервые состоялся в 1973-м, титул среди пилотов разыгрывается с 1979 года.

Три в одном

Борьба шла вроде равная, но «Ауди» нигде не дала выиграть экипажам «Тойоты». Осталось лишь грамотно распределить титул и вице-титул внутри команды. Лучшим, конечно же, стал тот экипаж «четырех колец», в котором ехал Том Кристенсен. Девятикратный победитель «24 часов Ле-Мана» не мог не стать чемпионом в год, когда гонки на выносливость вновь сделались мировым первенством.
А чемпионов здесь несколько, все три пилота ведущего экипажа набрали равное количество очков: датчанин Кристенсен, француз Лоик Дюваль и британец Алан Мак-Ниш. Пока непонятно, что ценнее в гонках прототипов – официальный чемпионский титул или победа в Ле-Мане (за этот этап начисляли удвоенное количество очков). Все-таки «24 часа» – это легенда, а у чемпи­оната такой ауры, конечно, нет.

16-champions_zr-01-14
Хотя и по числу машин, и по суммарной звездности участников мировой «эндьюранс» определенно на высоте. А с приходом «Порше» еще немного подрастет. Опасений, что он затмит Формулу-1, не возникает. Все-таки 6-часовые гонки – зрелище специфическое. Их трудно (и скучно) смотреть с трибун, еще труднее транслировать в прямом эфире. А успех того или иного чемпи­оната сегодня определяет телевизионный рейтинг.

17-champions_zr-01-14

Том Кристенсен: «Все победы мне как дети. Им же не скажешь, что любишь кого-то больше. Они разные, со своими характерами, но это твоя кровь. Да, последняя победа чуть выделяется».

Чемпионат мира по гонкам на выносливость (WEC)

Дебютировал в 2013 году. По сути, к Европейской серии «Ле-Ман» (LMES) добавили гонки на других континентах. А вообще, гонки спорткаров и прототипов под названием «Мировой чемпионат спорткаров» ФИА проводила с 1953 по 1992 год. Суть соревнований: сменяя друг друга, пилоты пытаются довести машину до финиша очень длинной дистанции.

Звездочки и пальцы

Команда «Шевроле» ушла, но машины ее остались. Один чемпионский «Круз» заполучил Иван Мюллер, и трехкратный чемпион не подвел. Подавляющего перевеса в общем не было. Но и никто особо не мешал французу добиться очередного титула.
Кандидатура Ивана на чемпионский пост никогда не вызывала сомнений. При каком-то раскладе чемпион британской Формулы-2 1992 года мог быть соперником Шумахера в Формуле-1. Они же ровесники! Но Мюллер благоразумно повернул в кузовные гонки, стал чемпионом Франции и Англии, несчетное число раз выиграл ледовую серию «Андрос Трофи». Мировой звездой можно стать и таким путем!

15-champions_zr-01-14
Официальное возвращение «Хонды» на арену «Туринга» пока не принесло максимальных дивидендов: Габриэле Тарквини – вице-чемпион. Да, фирма первая в зачете производителей, но, простите, их нынче было всего два. На будущий год задачу японской фирме усложнит «Ситроен» и его пилоты: Иван Мюллер и Себастьен Лоэб. Есть ли сомнения, кто победит? У Мюллера на бейсболке четыре звездочки, но пальцев он показывает пять.

Три в одном

Борьба шла вроде равная, но «Ауди» нигде не дала выиграть экипажам «Тойоты». Осталось лишь грамотно распределить титул и вице-титул внутри команды. Лучшим, конечно же, стал тот экипаж «четырех колец», в котором ехал Том Кристенсен. Девятикратный победитель «24 часов Ле-Мана» не мог не стать чемпионом в год, когда гонки на выносливость вновь сделались мировым первенством.
А чемпионов здесь несколько, все три пилота ведущего экипажа набрали равное количество очков: датчанин Кристенсен, француз Лоик Дюваль и британец Алан Мак-Ниш. Пока непонятно, что ценнее в гонках прототипов – официальный чемпионский титул или победа в Ле-Мане (за этот этап начисляли удвоенное количество очков). Все-таки «24 часа» – это легенда, а у чемпи­оната такой ауры, конечно, нет.
Хотя и по числу машин, и по суммарной звездности участников мировой «эндьюранс» определенно на высоте. А с приходом «Порше» еще немного подрастет. Опасений, что он затмит Формулу-1, не возникает. Все-таки 6-часовые гонки – зрелище специфическое. Их трудно (и скучно) смотреть с трибун, еще труднее транслировать в прямом эфире. А успех того или иного чемпи­оната сегодня определяет телевизионный рейтинг.

14-champions_zr-01-14

Иван Мюллер: «За месяц до старта сезона я не имел контракта и не был уверен, удастся ли мне вообще стартовать. Поверьте, это была трудная зима».

«Туринговый» Чемпионат мира (WTCC)

Кольцевые гонки на кузовных автомобилях, похожих на серийные. Родился на базе европейского чемпионата. Первый розыгрыш состоялся в 1987-м и прошел настолько успешно, что ФИА сразу отменила чемпионат мира в данной категории машин, опасаясь оттока спонсоров и зрителей от Формулы-1. Возобновлен лишь в 2005 году.