Проблемы с парковкой и дорожающее топливо делают компактные городские автомобили всё более востребованными. С новичком украинского рынка BYD F0 подружился Леонид Сапожников. Фото Сергея Торгалова.

Для начала позвольте вам представить юную маму этого малыша – компанию BYD (БИД). Ей всего семнадцать лет, но она уже давно среди мировых лидеров в производстве литиевых аккумуляторов для мобильных телефонов. В 2003 году, следуя современной китайской моде, BYD создала автомобильное подразделение. Его первым серьезным детищем был седан F3, электрическая версия которого F3e стала в 2006-м сенсацией Пекинского автосалона.

Два года спустя BYD Auto вновь блеснул в Пекине, представив электромобиль Е6, гибрид F6DM и компакт-кар F1. С последним возникли проблемы: уж больно похож на «Тойоту-Айго», «Ситроен-С1» и «Пежо-107». Три возмущенных автогиганта постарались перекрыть новорождённому дорогу на внешние рынки, но постепенно успокоились, и F1 стал доступен в ряде стран, в том числе в Украине. Правда, единицу в названии модели пришлось заменить нулём, чтобы не дразнить еще одного гиганта – Формулу 1… Итак, встречайте – BYD F0!

Cвет и тени

Автопроизводителям обычно не нравится, когда маленький автомобиль называют «женским», они предпочитают говорить «городской». Но F0 откровенно ориентирован на женщин – этакий улыбчивый сказочный колобок, а если еще и розовый!.. Наружные ручки дверей напоминают божьих коровок, комбинация приборов – неваляшку. И даже ключ в замке багажной двери надо поворачивать не туда, куда велит унылая мужская логика. Мы привлекли в качестве эксперта даму: попросили просто посидеть за рулем. 

Она отметила, что каблук высотой 7-8 см не мешает нажимать педали. Это немалый плюс – мужчинам его не оценить. А вот тугая педаль газа может отпугнуть Золушку. Что ж, будет ездить в своей карете из тыквы. Тех же, у кого туфельки побольше, такая педаль приучит к спокойной – а значит, безопасной – манере вождения. Как говорится, нет худа без добра… Кстати, с безопасностью у F0 дело обстоит неплохо: отличные тормоза, яркий свет линзованных фар, противоударные балки в четырех дверях, подушка водителя и пассажира. 

Китайские автомобили нередко упрекают за фенольный запах. Салон F0 этим не грешит. И в нем отнюдь не тесно: F0 на 135 мм шире, чем самые распространенные у нас представители этого класса «Дэу-Матиз» и «Чери-QQ». Переднему пассажиру с лихвой хватает места для ног, не жалуются и задние. Оригинальна отделка дверей: карты – металлические в цвете кузова. Выглядят симпатично, легко моются, но защищают ли зимой от холода? Мы включили отопление – и вопрос сразу отпал: печка у F0 на удивление мощная. 

Руль регулируется по высоте и делает от упора до упора чуть больше трех оборотов. Приборы легко читаются и своим «прикольным» видом поднимают настроение. Передние сиденья хорошо фиксируют спину и позволяют расслабиться, а вот задний диван – для неприхотливых пассажиров. Пора бы и в путь, но сначала погрузим багаж. Его у нас не так много – три дорожные сумки. Две меньшие удается втиснуть в скромный (140 л) багажник, а большую пришлось поставить на заднее сиденье. Спинка дивана не складывается, хотя согласно заводской инструкции должна. Возможно, это особенность комплектации GL+ нашего тестового автомобиля? Но она далеко не базовая – вторая сверху из четырех… 

Сажусь за руль, хочу отрегулировать наружные зеркала, но… нечем! Хотя та же инструкция гласит, что есть механическая регулировка из салона или электропривод. Пришлось опустить стекло и регулировать, высунув руку. А для настройки правого зеркала привлекать товарища.
Это, конечно, временные и легко устранимые недочеты. Но устранять их следует на заводе, пока машина его не покинула. Интересно, знакома ли китайцам пословица «Капля дёгтя портит бочку мёда»?..

Обиженный автобус

Признаться, я не надеялся получить хоть какое-то удовольствие от вождения этого «колобка», но вошел во вкус уже через пару километров. Трехцилиндровый мотор оказался на удивление тихим: на холостом ходу чуть слышно стрекочет, а в движении поет ненавязчивым баском, не мешая разговору. BYD Auto утверждает, что это их собственная разработка. 

Нет претензий и к пятиступенчатой «механике»: передачи переключаются легко и чётко. Тормоза с двумя электронными помощниками – ABS и EBD – работают надежно и предсказуемо.
Динамика у F0 скромная – 16 секунд до «сотни», – но в городе он не выпадает из потока. А на шоссе тоже никому не мешает, если, конечно, не занимать без нужды левый ряд. Но отдельные закомплексованные водители чувствуют себя уязвленными, когда их обгоняет малыш.

Нам попался один такой – за рулем автобуса MAN. Он резко добавил газу, добавили и мы: китайцы не сдаются! Заодно проверили, как ведет себя наша машинка на высокой скорости. Оказалось, вполне уверенно – не рыщет, не вибрирует, не побуждает крепче держать руль. Этому немало способствует сравнительно широкая колея. Ну, а что же обиженный MAN? Смирился и отстал. Понял, что Колобок способен уйти не только от дедушки с бабушкой.

С велосипеда на электромобиль

Отдельное удовольствие доставило мне чтение заводской инструкции – так называемого «мануала». В ней жирным шрифтом указано, что пассажиры не должны находиться в багажном отделении, вдыхать выхлопные газы двигателя и глотать электролит. Нечто подобное можно встретить в американских инструкциях, но там это страховка от судебных исков. Не думаю, что в Китае защита прав потребителя доведена до такого абсурдного уровня, как в США. Дело, видимо, в другом: подавляющее большинство китайцев до сих пор передвигаются на велосипедах и смутно представляют, как обращаться с автомобилем.

Вместе с тем автомобилизация страны идет невиданными темпами. BYD не только в числе ее лидеров, но и имеет отличные шансы опередить конкурентов, делая ставку на электромобили, гибриды и электрические автобусы. Это не просто намерения: партнером BYD в создании электрокаров стал концерн «Даймлер», и на последнем пекинском автосалоне даже презентовали новый китайско-немецкий бренд – Denza. А во Франкфурте между аэропортом и центром города начинают курсировать автобусы BYD.

Весьма вероятно, что «колобок» F0 тоже станет электрическим, – эта роль ему очень к лицу. А пока он продается с мотором, потребляющим «92-й» бензин, и стоит в Украине от $8990 до $10 590 (высшая комплектация GLX отличается от «нашей» GL+ кожаным салоном и передними противотуманными фарами). Пожелаем ему успеха.

Автомобиль на тест предоставлен компанией BYD