Длинная и непростая жизнь не лишила его сил. На ретро-ралли вместе с главой марок «Опель» и «Кадиллак» в России Ивом Ле Форсоннэ в автомобиле, которому за семьдесят, выехал Сергей Канунников. События фиксировал Константин Якубов.

Упоминаний о спортивных достижениях «Опеля-Капитан» в его молодые годы мне найти не удалось. Вовсе не потому, что гонок тогда не проводили. Как раз во второй половине 1930‑х на его родине были в моде всякие военно-патриотические околоспортивные забеги. Но солидный, осанистый седан для гонок явно не подходил. Его владелец – господин в добротном костюме, шляпе, плаще. Ну или в кителе со знаками различия примерно такого же звания, как автомобиль. Не меньше.

ИМЯ И ФАМИЛИЯ

Интересно, что на экспорт в некоторые страны новинку 1938 года отправляли под старым именем «Опель-Супер 6». Предшественника делали до 1936‑го с новым 2,5‑литровым двигателем и старым унифицированным, пусть и облагороженным, кузовом от моделей 1,3 l и 2 l. Имя «Капитан» казалось некоторым соседям Германии слишком милитаристским. И не только оно. В 1930‑е годы «Опель» сформировал целую военно-морскую семью: «Кадет», «Капитан», «Адмирал», – а эмблемой компании стала торпеда.
Главным новшеством «Капитана» был несущий кузов. Этот принцип уже обкатали на младшей «Олимпии». Внешне автомобиль выглядел современно и солидно, дизайном явно тяготея к американской школе (хотя немецкий филиал «Дженерал моторс», по сути, уже национализировали), что особенно нравилось покупателям. При этом четырехдверный седан – самая распространенная версия «Капитана» – стоил всего 3975 рейхсмарок. Прямой конкурент – «Мерседес-Бенц 230» обходился в 5875, а БМВ‑326 – в 4450 марок. Неудивительно, что спрос на автомобиль и в Германии, и за ее пределами был отменный.

ПО НОВОЙ ЛЕГЕНДЕ

Каков поворот истории! Предвоенный «Опель-Капитан» на старте ретроралли в самом центре Москвы, у Кремля, на Васильевском спуске. Могло ли подобное привидеться тем, кто ездил на рекрутированных «капитанах» по раскисшим российским хлябям во время войны? А таких машин в вермахте было немало. Впрочем, конкретно этой, родом из 1939‑го, повезло больше: ее до войны продали в Данию и она избежала военной повинности.
Гаркнул глушитель, выбросив в небо продукты жизнедеятельности рядной верхнеклапанной «шестерки», и мы гордо проезжаем нарядную арку, уходя на трассу ретроралли в поисках первого КВ (контроль времени).
Руль, газ, сцепление тормоза почти идеальны для машин того времени. Коробка передач – с синхронизаторами на второй и третьей. Подвеска мягкая, комфортная. Руль, конечно, требует внимания и старания. Готовясь к повороту, следует заранее выбрать люфт и только потом энергично запустить острый капот куда следует. А затем, не зевая, вернуть руль в первоначальное положение.
Что-то мне эти повадки явно напоминают! А чего удивляться – схема передней независимой пружинной подвески, в которой верхние рычаги одновременно и рычаги амортизаторов, знакома по «Победе». Да и схема несущего кузова советской машины тоже заимствована у «Опеля». Кстати, в первых испытаниях ГАЗ-М20 «Капитан» участвовал в качестве ближайшего аналога.
Но даже в современном городе наш «офицер» не теряется. Вот только обзорность периодически заставляет напрягаться. Другие ритмы да и нравы. А ведь лет сорок назад немало трофейных «капитанов» ездило по улицам не в качестве музейных экспонатов – то был обычный семейный транспорт. Оригинальные узлы постепенно выходили из строя, но их без проблем меняли на двигатели и подвески от горьковских машин. На гордую осанку «капитанов» эти перемены не влияли. Примерно в то время я и полюбил этот автомобиль. Один из трофеев жил всего в паре домов от моего и, как оказалось позднее, принадлежал капитану (честно!) районного ГАИ – мужчине строгому, но справедливому.
…Прошли еще один КВ. Идем в графике, не отстаем от конкурентов, даже более знаменитых и чопорных. Можно бы, конечно, и расслабиться. Ретроралли все-таки специфический спорт. Но мальчишеский азарт не отпускает, да и перед заслуженным «Опелем» не хочется опозориться.

«КАПИТАН», УЛЫБНИТЕСЬ!

Ему повезло. Предвоенных машин сохранилось немного. Но «Капитан» стал одним из символов возрождающейся послевоенной Германии – его запустили в производство на восстановленном заводе в октябре 1948‑го – правда, лишив оригинальных фар в пользу более дешевых круглых. Потом была серьезная модернизация в 1951‑м; сильно изменившуюся внешне машину выпускали до 1953‑го, когда она уступила место полностью новому «Капитану». Хорошие все-таки автомобили делали в Германии. Лучше бы их и делали, вместо танков и бомбардировщиков…
Победителями мы с «Опелем» не стали, но проехали более-менее прилично. Это я, будучи штурманом, пару раз ошибся. А вот старенький «Капитан» ни разу не подкачал, вел себя стойко – по-офицерски…

СУХОПУТНЫЙ ФЛОТ

«Опель-Капитан» выпускали с 1938 года. Модель с 2,5‑литровым (такой же ставили на грузовики «Блиц») 55‑сильным двигателем и трехступенчатой коробкой заняла в гамме фирмы место между «Кадетом» и «Адмиралом». Выпускали закрытые двух- и четырехдверные кузова, а также кабриолеты, в том числе заказные – работы известных ателье.
Прерванное в 1940‑м производство возобновили в 1948‑м. В 1951‑м «Капитан» модернизировали, изменив кузов и форсировав до 58 л.с. двигатель. До 1953‑го построили 96 137 экземпляров, из них до 1940‑го – 17 144.

С «КАПИТАНОМ» НА БАЛ

Ив Ле Форсоннэ, исполнительный директор «Кадиллак» и «Опель» в России. Этот автомобиль с именем, просуществовавшим более 30 лет, – один из символов успеха фирмы «Опель». Поэтому для любого сотрудника компании ездить на нем, тем более участвовать в ралли – честь!
Я, как правило, езжу на последних моделях. Однако понял: управлять автомобилем, которому уже 72 года, – особое дело. Это как попасть на шумный бал в старый замок, полный нарядных гостей.
У меня нет личного ретрокара. Но в семье живет родстер, на котором ездила моя жена, когда мы с ней познакомились. Машина нам очень дорога, ей уже 14 лет, и я очень хочу лет через десять выехать на ней на ретроралли.
В молодости моим любимым автомобилем был «Опель-GT», который выглядел как маленький «Шевроле-Корвет». Но владеть «Корветом» на моей родине, во Франции, было практически нереально. Более земной «Опель» стал для меня символом воплощения этой мечты.
На мой взгляд, помимо «Капитана», самые знаменитые модели фирмы – «Олимпия» и «Калибра». Ну а я, много лет назад сев за руль «Опеля-Монца», особенно полюбил именно это спортивное купе.