Не самый известный в мире автомобиль с необычным названием и сложной судьбой…

В этих маленьких городках на юге Чехии за последние шесть десятилетий, кажется, мало что изменилось. Аккуратные домики, узенькие улочки, ухоженные скверики и палисадники. Впрочем, сразу после войны все это вряд ли выглядело так нарядно. А, скажем, в 1948-м? Может, именно об этом пытается рассказать на высокой ноте бодро тянущий синюю «Шкоду» моторчик. Ведь этот год машина помнит очень хорошо.

МИРУ «ТУДОР»

Полное имя – «Шкода-1101 Тудор». Никакого отношения к знаменитой британской династии автомобиль не имеет. Так почему-то трактовали банальное английское словосочетание two doors (две двери). Звучит, тем не менее, гордо!
Чешским автомобилестроителям действительно было чем гордиться. Перед Второй мировой в небольшой республике выпускали очень неплохие авто. В частности, концерн «Шкода» предлагал широкую гамму моделей – от недорогих, но добротных с четырехцилиндровыми моторами до шикарных представительских «крейсеров» с мощными «шестерками».
Бомбы союзников накрыли завод в Млада-Болеславе, работавший, как и вся промышленность оккупированных стран, на Германию, в самом конце апреля 1945-го. Пятого мая производство окончательно остановили. Война заканчивалась, хотя в Праге еще больше недели шли уличные бои. Но на заводе уже существовали макеты нового недорогого автомобиля, который должен был сменить удачную предвоенную «Шкоду-Популяр». Именно с нее, пока новая модель еще не была готова, уже в 1946-м начали послевоенное производство. Построив примерно 250 экземпляров, в том же году представили заметно измененную «Шкоду-1101» по имени «Тудор». Кстати, автопроизводителей, которые так быстро предложили покупателям послевоенные новинки, в мире немного, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Сохранив общую схему автомобиля – хребтовую раму, независимые рессорные подвески (спереди – на поперечной рессоре), фирма предложила кузов гораздо моднее предвоенного и мотор объемом 1,1 л, пусть известный, но форсированный на 2 л.с. – до 32 сил. Очень неплохой показатель для автомобиля такого класса в те годы.
Машина пошла в серию уже в 1946-м, став одним из символов возрождения разрушенной и обедневшей республики.

ЖИТЬ В ЭПОХУ ПЕРЕМЕН

Симпатичный кабриолет удивительно резво разгоняется. Легкие педали, четкие передачи (третья и четвертая – синхронизированные). Совсем не тяжелый руль. «Тудором» легко и даже приятно управлять. Конечно, на шоссе, особенно на скоростях выше 70 км/ч, кабриолет начинает заметно плавать, а на руль реагирует с задумчивостью не подготовившегося к экзамену студента. Особенно неприятно, когда на узенькой лесной дорожке из-за поворота вываливает, скажем, самосвал «Татра», от которого лучше уйти поближе к обочине. Во времена молодости «Тудора» грузовики были поменьше и так не ездили!
Тормоза у «Шкоды» эффективные и понятные. Вообще, автомобиль вполне сравним с лучшими предвоенными немецкими образцами своего класса или… с «Москвичом-400» (в девичестве «Опель-Кадет»). Сидеть спереди в «Шкоде» даже поудобней: педали и руль достаточно далеко. Сзади, правда, тесновато, как, впрочем, в большинстве небольших двухдверных моделей того времени. Печки до 1949 года на «шкоды» не ставили, и это тоже было нормой для многих недорогих машин.
Представляю, как нравилась «Шкода-1101» покупателям конца 1940-х! Впрочем, хотя завод довольно быстро превысил уровень предвоен­ного производства, среди владельцев таких «шкод» простых смертных было немного, все больше чиновники. В эпоху перемен они, как известно, плодятся особенно интенсивно. Ну а кабрио­леты, как этот «Тудор», вообще особая статья – их в основном поставляли на экспорт. «Шкоды», к слову, пользовались неплохим спросом еще с довоенных времен, в том числе в Западной Европе, особенно в Скандинавии.
Кабриолет, да еще двухдверный, для небольшой, едва оправляющейся от войны страны – символ перемен, улучшений, свободы. Но именно в год рождения этой машины – 25 февраля 1948-го страна стала, по сути, другой.
Вроде и солнце, и дороги, и даже городки – прежние. Но новое правительство четко определило положение Чехословакии – на восток от «железного занавеса». Теперь всемогущая коммунистическая партия решала, как жить, о чем думать, куда ездить, что читать, какие делать автомобили и кому их продавать. Далеко не у всех это вызвало воодушевление. Кстати, одна из крупнейших забастовок в 1953-м прошла на заводе «Шкоды», правда, не в Млада-Болеславе, а в Пльзене. Но перемены были неотвратимы, а результаты их, казалось, вечны.
«Тудор» оказался последней «Шкодой» той, прежней Чехословакии и первой – новой социалистической, имя которой со временем стали все чаще заменять четырьмя заглавными буквами – ЧССР.
Чехословакия, правда, продолжит
серийно выпускать кабриолеты и спортивные купе. Но от разнообразия моделей к 1990-му останется, по сути, одна-единственная, а экспорт на Запад станет символическим.

RYCHLOST А BRZDA

Удивительный язык! Во многом похож на наш, а порой – совсем наоборот. Скажем, «спотреба палива» – расход топлива. Правда, совсем не трудно догадаться? У «Тудора» он, к слову, вполне умеренный: по паспорту в среднем 8,5 л/100 км. Да и сегодня, по словам владельца, примерно такой же. Скорость, по-чешски «рыхлость», у «Шкоды-Тудор» приличная – до 100 км/ч. А «брзда», то есть тормоза, гидравлические, для тех лет очень даже эффективные.
Синий симпатичный кабриолет, вызывая добрые улыбки водителей и пешеходов, неспешно, но весело катит по узеньким дорожкам и тихим патриархальным городкам. Все-таки хорошо, что они да и машина за последние шесть десятилетий почти не изменились…

ЧЕШСКОЕ ВЫДЕРЖАННОЕ

«Шкоду-1101 Тудор» (заводское обозначение – тип 938) выпускали с 1946 по 1949 год. Автомобиль оснащали мотором мощностью 32 л.с. при объеме 1,1 л и четырехступенчатой коробкой передач. Строили двухдверные закрытые автомобили, кабрио­леты, родстеры, фургоны и санитарные машины. С 1948-го производили модернизированный вариант «Шкода-1102», в том числе с четырехдверным закрытым кузовом. До 1951 года выпустили 66 904 автомобиля, из них кабриолетов первого поколения (1946–1948 годы) лишь около 2000 штук.

Редакция благодарит Яна Егиды и компанию «Шкода» за предоставленный автомобиль и помощь в подготовке материала.