Многие владельцы купленных в кредит автомобилей ныне рискуют остаться и без них, и без денег, уже выплаченных банку…

Подходит срок очередного платежа по кредиту на покупку автомобиля, а платить нечем… Есть ли какие-то способы урегулировать с банком проблему или придется отдавать ему автомобиль?
Вариантов действий в такой ситуации несколько, но, к сожалению, ни один из них не является идеальным. Во-первых, нужно однозначно определиться с вопросом: ваши финансовые трудности временные или будет иметь длительный характер? При этом очень важно сказать самому себе правду, поскольку цена иллюзий – потеря автомобиля, а возможно, еще и дополнительные расходы. Если трудности возникли в связи с потерей работы, резким снижением оклада и т.п., то, вероятно, придется смириться с мыслью об утрате автомобиля. Но это не означает, что нужно опустить руки и ждать, когда банк его заберет.
Учитывая, что какая-то часть кредита уже погашена, машина является активом, рыночная стоимость которого может превышать ваши обязательства перед банком. Если реализацией этого актива будет заниматься банк, его сотрудники постараются произвести продажу как можно быстрее. Их устроит не рыночная цена, а та, которая покроет ваши обязательства перед банком. Поэтому стоит продать машину самому, чтобы оставить себе разницу. Технологию описывать здесь не буду: подобные сделки уже не являются чем-то необычным – по ним наработан опыт обеспечения гарантий и для продавца, и для покупателя, и для банка.
Рассмотрим вариант, когда машина продана, но ваши обязательства перед банком не погашены в полном объеме. В этом случае банк имеет право взыскивать недостающую сумму через суд и, скорее всего, выиграет дело. При исполнении судебного решения взыскание может быть наложено на вашу квартиру, гараж, дачу и т. п. Если ваши финансовые проблемы временные и продержаться нужно всего несколько месяцев, есть смысл провести переговоры с банком о так называемых кредитных каникулах. Как правило, банк имеет возможность разрешить своему клиенту на протяжении какого-то срока (обычно до шести месяцев) выплачивать только проценты по кредиту, а тело кредита не гасить. Учитывая массовость невозвратов по кредитам и проблемы с реализацией залоговых автомобилей, банк вполне может пойти вам навстречу.
Добиться кредитных каникул можно и другим способом – затеять судебный спор с банком, приостановив на время этого спора выплату кредита. От уплаты процентов за период такого приостановления в конечном итоге никто не освободит, но сам кредит можно будет не выплачивать длительное время. Правда, реализация такого сценария является достаточно сложной задачей, – вероятно, потребуются расходы на оплату труда юристов, которые будут сопровождать процесс.
К сожалению, исключен в настоящее время такой вариант, как перекредитование в другом финансовом учреждении на более выгодных условиях – ведь практически ни один банк в Украине сейчас не выдает кредитов на покупку автомобиля.
И последнее: заранее хочу предостеречь от противозаконных действий! По Западной Европе уже прокатилась волна поджогов и фиктивных угонов кредитных автомобилей. На первый взгляд, идея привлекательна: налицо страховое событие – полное уничтожение или угон автомобиля, после чего страховая компания выплачивает банку как выгодоприобретателю стоимость застрахованной машины. Самому ничего продавать не нужно, да еще и разницу между суммой договора страхования и оставшимися обязательствами перед банком можно получить…
Не вдаваясь в «кухню» служб безопасности страховых компаний, скажу одно: подобные действия являются откровенным страховым мошенничеством, и методы борьбы с ними уже хорошо отработаны.
В результате можно в лучшем случае остаться без машины с долгами перед банком в полном объеме, а в худшем – получить судимость.

Вопросы присылайте по адресу: 04073, Киев, пер. Куреневский, 17г или по электронной почте: editor@uzr. com.ua