Наивно думать, что трескучий мороз избавляет от проблем с охлаждением двигателя, особенно на старой машине, убеждает Анатолий Вайсман.

Зимой риск «вскипятить» двигатель вроде бы меньше. При движении с малой нагрузкой по хорошей дороге он на высшей передаче порой даже недогревается, заставляя укрывать радиатор от чрезмерного обдува – иначе работает неоптимально, с повышенным расходом топлива, к тому же в машине будет холодно. Однако сильно нагруженный двигатель требует полно­ценного охлаждения. А оно зависит от множества факторов. Скажем, от состояния самого мотора, количества и качества жидкости в системе, скорости ее циркуляции, степени засорения магистралей и радиатора, исправности термостата и помпы… Даже в сильный мороз мотор можно перегреть! Вот машина съехала с шоссе на заметенный снегом проселок и забуксовала, мотор ревет, водила нервничает, газует… Тут и горячая печка – слабое утешение.

Именно потому, что отклонения температуры двигателя от оптимальной вредны в принципе, роль жидкостных систем охлаждения трудно переоценить. Поначалу они делали жизнь автомобилистов крайне хлопотной. Вода – отличный теплоноситель, но только не в мороз. Объем килограмма льда примерно на 10% больше объема килограмма воды, так что мотор и радиатор, оставленные с нею на морозе, гарантированно погибают. Покидая машину надолго, наши деды воду сливали, а перед пуском заливали ведро кипятку.

В юности из окна студенческого общежития я часто наблюдал, как армады автобусов в соседнем парке ночи напролет насыщали морозный воздух едкой гарью от заведенных моторов. Нет бы заливать в двигатели что-то незамерза­ющее, дабы не мучить их круглосуточно и не жечь зря топливо! Но нашим дедам так было проще. Вообще же, этот вопрос не нов. В двадцатые годы в качестве охлаждающей жидкости использовали глицерин. Поговаривают, дело доходило и до сахарного сиропа с медом.

Так что же такое антифриз? С течением времени в ведущих автомобильных державах прочно утвердились охлаждающие жидкости на основе этиленгликоля – многоатомного спирта. Их и назвали антифризами. Любопытно, что 100‑процентный этиленгликоль (ЭГ) начинает кристаллизоваться при –12,6 ºС, но по мере разбавления водой эта температура падает! Наиболее стойкая к морозу (до –75 ºС) смесь содержит около 67% ЭГ и 33% воды (при дальнейшем увеличении доли Н2О температура замерзания повышается).

Коэффициент объемного расширения антифриза при нагревании ощутимо больше, чем у воды, что сделало необходимыми так называемые расширительные бачки. А вот при замерзании он, в отличие от воды, свой объем не увеличивает и разрушением двигателю не грозит. При кристаллизации образует не сплошной лед, а кашицу.

Этиленгликолевый антифриз очень неравнодушен к металлам – с удовольствием «ест» железо, алюминий, латунь и т. д. Умеряют его аппетит добавлением ингибиторов коррозии. Еще один минус – вспенивание при работе. Доводя антифриз до товарной кондиции, производители вводят в него целую гамму присадок. А завершает дело добавка красителя. При утечке яркая окраска жидкости поможет найти место повреждения, а заодно уменьшает еще один риск: ЭГ-антифриз очень ядовит – для переселения в мир иной достаточно принять каких-то 35 граммов. И народ это знает не понаслышке.

Цвет антифриза за время эксплуатации может меняться. Обычно он бледнеет, но рабочие качества от этого не зависят. Вот если побуреет, дело худо: значит, идет сильная коррозия рубашки охлаждения. Возможно, присадки разложились либо изначально их было мало. А так как теплопроводность окислов низка, поврежденные коррозией блок цилиндров и головка сильнее нагреваются. А отложения внутри радиатора и помпы довершают «картину маслом».

Если в антифриз прорываются раскаленные отработавшие газы, он тоже темнеет. Тогда в расширительном бачке появляются пузыри и пахнет из него
отнюдь не фиалками. Теплоотвод опять-таки ухудшается, к тому же газы дополнительно подогревают антифриз. Его заменой такую проблему не решить, необходим срочный ремонт двигателя.

Сроки замены антифриза указаны в сервисной книжке. Эксплуатация просроченного продукта грозит тем, что на стенках рубашки охлаждения откладывается еще и накипь. При толщине хотя бы 0,2 мм она существенно ухудшает тепловой режим. Как с ней бороться? В продаже немало средств. Но в этих эликсирах кислоты, и не факт, что вместе с удаленным шламом не придется выкинуть и неожиданно прохудившийся радиатор.

«Хладотекучесть» антифриза – неприятное свойство. В горячем состоянии никаких признаков протечки порой не найдешь, а в холодное время под стылой машиной невесть откуда расплывается пятно! В таком случае полезно осмотреть все стыки патрубков, а то и на ощупь проверить. Вот только удастся ли найти течь? Тогда останется одно – опрессовать систему охлаждения. В старую пробку радиатора или расширительного бачка встраиваем сосок от камеры и закачиваем в систему воздух под избыточным давлением – но не более 2 бар, чтобы не разрушить ее. Очень важно, чтобы при этой процедуре мотор был совершенно холодный.

Для герметизации магазины предлагают немало чудодейственных жидкостей. Недавно мой знакомый, обнаружив непонятную утечку тосола, молниеносно «победил» ее рекламиру­емым средством. Но почему теперь чаще стал включаться вентилятор? Оказывается, такие препараты, обволакивая детали системы пленкой, плохо проводящей тепло, мешают как его отводу, так и передаче от жидкости к радиатору.
Еще смешней другая история: после герметизации системы клиент замерз – остыл отопитель. Виновница – пробка в патрубке радиатора. Объяснили клиенту, что добавлять это снадобье следовало при открытом кране отопителя.

Российские патрубки системы охлаждения зачастую подводят даже на сравнительно молодых машинах. Менять их поодиночке не рекомендую: ведь если потек один, за ним последуют и другие. Лучше обновлять все скопом, причем вместе с хомутами.
Тосол – что это? Обычный этиленгликолевый антифриз, только разливаемый в СНГ. Был разработан в ГосНИИОХТ в 1971 году, в связи с пуском Волжского автозавода, и получил название «тосол». Первые три буквы – аббревиатура от «технологии органического синтеза», окончание «ол» указывает на спиртовую природу. Производится и поныне, хотя за рубежом давно появились антифризы, по многим позициям его превосходящие. Это, например, карбоксилатные, гибридные и иные продукты с современными присадками, значительно удлиняющими срок замены. Производятся антифризы и на основе пропиленгликоля. Их токсичность незначительна, а теплопровод­ность выше, чем у тосолов. И хотя они намного дороже, экологи за них горой!

Можно ли разбавлять тосолы водой? Если в разумных пределах и дистиллированной водой, то можно. Но проверять результат следует не на глаз, а отслеживая изменение плотности раствора ареометром. В аварийных же случаях берите воду хоть из канавы, но долго ездить так, тем более в мороз, не стоит. Причины мы уже рассмотрели.
Смешивать антифризы разных марок, от разных производителей, сделанные по разным ГОСТам как минимум неразумно. Рискуете не только «усугубить портвейном», но и запросто отравиться. Впрочем, это я о машине, господа.