Кременчугский автозавод построил предсерийный образец трехосного бескапотного КрАЗ-С20.0, который станет первенцем целого семейства грузовиков нового поколения.

Кременчугский грузовик – огромная машина с длиннющим капотом. Такой стереотип сложился много лет назад. Другой автомобиль под именем КрАЗ и представить трудно. А ведь разработкой бескапотных грузовиков Кременчугский автомобильный занимался и прежде – первые армейские прототипы, о которых мало кто знал, по­явились еще в начале 1980-х. Но до  серии машины не доходили. Первенцем в этом смысле должен стать трехосный самосвал.
Как и некоторые родственные предприятия бывшего Союза, украинское поначалу создало оригинальную раму и смонтировало на нее китайские кабину, двигатель, сцепление, коробку передач и мосты. Для завода такой подход выгоден: позволяет сэкономить средства и время.
Не учли «малого» – у покупателей возник резонный вопрос: зачем приобретать «китайца» украинского производства, если рядом продают немало аналогов, сделанных в самой Поднебесной, в том числе и более дешевых? В Кременчуге стали оперативно перекраивать конструкцию. Справились с этой задачей на удивление быстро: вскоре состоялась премьера самосвала, аналогичного по классу и компоновке первому, но совершенно иного по начинке.
В соответствии с новой заводской системой обозначений прототип получил название КрАЗ-С20.0 (C – самосвал, 20 – грузоподъемность в тоннах, 0 – опытный образец). Кабина второго образца (тоже из Китая) не только выразительнее, но и современнее, нежели у бескапотной машины с китайскими агрегатами. В моторном отсеке – рядный 6-цилиндровый дизель ЯМЗ-651.10 мощностью 362 л.с. (освоенный в Ярославле лицензионный «Рено-DCi11»). Ведущие мосты с блокируемыми межколесными дифференциалами на КрАЗе изготовили самостоятельно. Из Китая теперь поставляют только сцепление MFZ 430 и 9-ступенчатую коробку передач «Шаанкси» (Shaanxi).
Клиренс – 275–300 мм (в зависимости от шин). Пятнадцатикубовый самосвальный кузов имеет скругленный профиль, что не только снижает металлоемкость, но и упрощает разгрузку.
Чтобы оценить, насколько этот грузовик отличается от традиционных моделей завода, сравним его с серийным капотным самосвалом КрАЗ-65055-040-02. Обладая более вместительным кузовом, новинка на 400 мм короче, ее колесная база на 680 мм меньше. Результат – радиус поворота сократился на 2,3 м. За счет повышения допустимой нагрузки на управляемую ось, а также усиления передних рессор и задней балансирной подвески грузоподъемность возросла на заметные 4 т. Наконец, новый современный двигатель примерно той же, что и прежде, мощности при близком числе оборотов выдает
гораздо больший крутящий момент – 1700 против 1300 Н·м.
Повысили надежность механизма разгрузки. Снизили усилие на руле, который теперь можно регулировать по вылету и углу наклона. Новая кабина внутри не только шире, но и длиннее нынешних серийных, она лучше защищена от шума и вибраций.
Словом, КрАЗ создал самосвал, серьезно превосходящий серийные модели завода по всем характеристикам, маневренности, комфортности для водителя. И хотя премьера состоялась в не самое удачное время, в Кременчуге уверены: автомобиль скоро встанет на конвейер и даст начало обширному семейству бескапотных бортовых грузовиков, шасси и седельных тягачей.