Среди всех уголков Украины, если не брать в расчет летний Крым, самое большое внимание туристов притягивают западные области. Дело тут не только в природе уникальной красоты, но и в социокультурной среде: в этих краях причудливым образом понамешано разных языков, верований, традиций, искусств. Особо примечательно этим Закарпатье, куда Ярослав Московка отправился на дизельном «Ниссане Х-Трейл». Фото автора и Сергея Торгалова.

До Ужгорода от Львова добраться можно двумя путями: хорошо известной трассой Киев-Чоп и небольшой дорожкой через Самбор, которая затем тянется почти рядом с границей. Международный коридор сейчас привели в порядок: шоссе радует отличным покрытием и обилием заправок. Вторая дорога еще года полтора назад была замечательна: вполне пристойный асфальт, малый поток машин и завораживающие пейзажи, куда только ни брось взгляд. По старой памяти рискнул поехать этим путем – и был обескуражен: чуть ли не треть пути превратилась в полосу препятствий, по которой даже на вседорожнике быстрее 20 км/ч не поедешь. Причем все так плачевно с дорогой лишь на той ее части, что идет по Львовской области: стоит, наконец, въехать в Закарпатье, как снова можно нормально двигаться.

Запрягают у нас обычно долго: «отдыхательная» инфраструктура начала развиваться в здешних краях совсем недавно. Зато – бурно: сейчас уже есть неплохой выбор уютных и на удивление недорогих отелей и пансионатов, расположившихся средь величественных гор. Чистейшие воздух и ключевая водичка, свежесть зелени, ароматы горных трав – здесь обязательно нужно провести хотя бы недельку, чтобы пополнить запас жизненных сил и вдохновения!

Дух средневековья

Но не одной природой славны здешние края. На самом подъезде к Ужгороду (7 км от городской черты) по самборской дороге вас встретит возвышающийся на холме Невицкий замок, которому уже восемь веков. Судьба у него выдалась непростая: уже вскоре после возведения он был разрушен татарской ордой, затем снова отстроен, но в 1644 году его опять разгромил трансильванский воевода Дьёрдь Ракоци. После второго набега замок восстанавливать не стали, и вот уже почти пять веков стоит он в руинах. Сейчас поднимаются робкие инициативы возрождения замка, но даже в нынешнем своем виде он впечатляет добротностью постройки. А какая панорама открывается с его стен!

Имеется замок и в самом Ужгороде – причем это главная здешняя историческая достопримечательность: именно с замка и начался город. Ужгородский замок был возведен раньше Невицкого, – в Х веке, но штурму подвергался всего однажды: во время набега татар, который он с честью выдержал. В XIV веке по проекту итальянских мастеров построили новые, еще более внушительно укрепленные стены и ромбовидные бастионы по углам. Сердце замка – дворец-цитадель, окруженный с трех сторон рвом 10-метровой глубины (через него в лучших традициях Средневековья у въезда перекинут подъемный мост), а с четвертой – крутой обрыв: поди-ка возьми такую крепость!

К XIX веку страсти по переделу земель меж Венгрией, Польшей и Россией улеглись, и щедрой императорской рукой замок был передан греко-католической церкви, разумно обустроившей в нем гимназию. Ныне же здесь – краеведческий музей с обширной экспозицией: про свой край ужгородцы могут немало рассказать и показать. Каков же настоящий замок без легенд и привидений? Сказывают, что под крепостью проложены тайные подземные ходы, а каждую ночь по замку бродит призрак юной девы в белом – графской дочери, павшей жертвой своей запретной любви.

Ужгород обладает милым романтичным колоритом старинных европейских городов. Изюминка живописной и чистой набережной Независимости – самая длинная в Европе 2,2-километровая липовая аллея: на ней собраны липы едва ли не всех существующих на свете сортов, и цветут они почти все лето напролет. В 1923 году в Ужгород завезли сакуру, и теперь японские вишни высажены почти на всех центральных улицах, награждая в конце апреля город и его гостей зрелищем небывалой красоты. Кстати, к своим гостям спокойные и улыбчивые ужгородцы очень доброжелательны.

Верный спутник

Поскольку от западных дорог можно ждать разных сюрпризов, в Закарпатье мы решили ехать на легком полноприводнике. Выбор пал на модернизированный в прошлом году «Ниссан-Х-Трейл» с интересным силовым агрегатом – двухлитровый дизель (150 л.с.) в паре с шестиступенчатым автоматом. Цена такой версии – $39 160.
Кроссовер снискал себе добрую славу на нашем рынке – сильных сторон у него немало. Прежде всего – очень комфортабельный, продуманный и практичный интерьер, идеально подходящий для путешествий. Я пересел в «Ниссан» из «Пассата Олтрек» (ЗР, 2012, № 8) – и еще несколько дней подряд не мог нарадоваться, насколько же у «Х-Трейла» удобней сиденья. Они отлично держат тело, но при этом мягкие, не напрягающие, словно домашняя мебель. Ни тени замечаний к посадке водителя и пассажиров: несколько часов и сотен километров без остановки даются без труда и усталости. В громадный охлаждаемый бардачок входят двухлитровая бутылка воды и пакет бутербродов на весь экипаж, да и вообще всему скарбу легко отыщется местечко. Мудро выполнен багажник с «двойным дном» и выдвижными ящиками – в них можно пристроить то, что понадобится часто доставать, не выгружая сумок.

Ложка дегтя в щедрой комплектации – архаичная по нынешним меркам аудиосистема, способная потреблять разве что радио и обыкновенные CD. О воспроизведении MP3-файлов и USB-порте здесь и речи нет. В оправдание беспомощности появился разве что Bluetooth – справедливости ради, гарнитура громкой связи работает безупречно. Спасибо уж, что древняя «шарманка» занимает стандартное двухдиновое гнездо – значит, ее без проблем можно заменить.

Подвеску «Х-Трейла» не назовешь мягкой – дорожную мелочевку она пересчитывает и слегка встряхивает бодрость обитателей салона, но без проблем проглатывает глубокие ухабы, повстречавшиеся нам за Самбором.
Топать пешком в горы не всем по душе, а вот «Ниссан» в прямом смысле легок на подъем: разбитая каменистая тропа для него – что семечки. Весомую роль играет здесь не «по-паркетному» толковая трансмиссия. Вроде бы обычная электромуфта – а при форсировании брода и взбирании по крутому скользкому склону даже можно обойтись без ее принудительной блокировки. Клиренса в 210 мм с запасом хватает на все подвиги туристов, но надо помнить, что защита картера – всего лишь пластиковая (причем, увы, легко отрывается), а ходы подвесок кроссовера не настолько велики, чтобы избежать вывешивания.

Потока похвалы заслуживает тандем дизеля и автомата – такое взаимопонимание двигателя и коробки встречается редко. Паспортным 12,5 с до «сотни» не веришь: на достаточно загруженной машине за все время путешествия ни разу не довелось ощутить нехватки динамики благодаря веселому подхвату дизеля и очень спорой работе автомата. А ручной режим последнего пригодился на затяжных горных спусках. Экономичность же такова, что позволяет в самых протяженных поездках не задумываться о запасе хода: за все путешествие, с учетом горных вылазок, борьбы с разбитой дорогой и городскими тянучками, у нас вышел средний расход в 7,9 л/100 км. Что еще надо, чтобы просто получать удовольствие от машины и пути?

Автомобиль на тест предоставлен компанией «Ниссан Мотор Украина».