Компания «Ниссан» показала прототип своего автопилота. И пообещала, что через 7 лет мы увидим самоуправляемые машины марки на городских улицах. Николай Захаренков взялся проверить, что знает и умеет автоматический водитель уже сейчас. | Фото автора и «Ниссан».

Тема автомобилей с автономным управлением сегодня будоражит лучшие умы компаний, так или иначе связанных с автомобилями. «Мерседес», БМВ и «Континенталь», «Валео» и «Бош» (ЗР №9 2013). И недаром – в кои-то веки появился шанс всерьез удивить потребителя. Ведь от перманентного снижения расхода топлива и увеличения количества передач АКП уже не захватывает дух. А тут – машина, которая может сама довести до дома драйвера, утомленного работой или вечеринкой. Беру не глядя, дайте две! Фантастика? Пока – да, но речь уже идет о вполне обозримом будущем. В прогнозах появились конкретные цифры: серийные образцы «Мерседес» обещаны в 2017 году, а «Ниссан» – к 2020-му.

Таймер запущен

Японский производитель уже назвал имя своего пионера по части самоуправления: им станет «Ниссан-Лиф». Вот он, стоит прямо передо мной на раскаленном от жары асфальте, с которого еще несколько лет назад поднимался в воздух «Локхид C5 Гэлакси» – один из самых больших военных самолетов в мире. Мы встретились на полигоне «Эль-Торо», бывшей базе ВМФ США, где проходил слет автомобилей «Ниссан» со всего мира: «Ниссан-360». Причем – вот ведь какая интрига! – встретились на месяц раньше, чем автономный «Лиф» опробовал сам Карлос Гон. Он прокатился на умном автомобиле в конце сентября, на японской выставке высоких технологий CEATEC Japan 2013. Но еще в августе, именно на «Эль-Торо» топ-менеджеры «Ниссан» назвали время, необходимое на подготовку серийной модели: 7 лет. А Карлос Гон, выступая на CEATEC, уточнил: «семь лет – это максимум».

tab-1_02

  Данные от камер, радаров и сканеров направляются в блок управления, который распоряжается электронной педалью газа, активатором тормозов и электроприводом усилителя руля. Разработчики хотят уменьшить количество органов чувств – ведь каждый из них повышает рыночную стоимость машины, а «Ниссан» собирается породить доступного автопилота.

tab-2

Успеют ли? Можно делать ставки, но прежде оценим текущее состояние дел. «Интересует городской режим, или скоростной плюс парковка?» – представитель «Ниссана» записывает в очередь всех желающих познакомиться с автономной новинкой. Разумеется, интересует все и сразу, но информация выдается порционно. На одной площадке знакомят с навыками «Лифа» распознавать знаки и светофоры, на другой демонстрируют способности автомобиля двигаться быстро и… парковаться. Этим разделением разработчики подчеркивают, что в разных режимах машине нужно разное количество «глаз» и «ушей». Думаете, сложнее всего автопилоту в городе? Не угадали. Смотреть и слушать в оба «Лиф» начинает в условиях дефицита, то есть при езде по шоссе и на парковке: в первом случае мало времени для принятия решений о маневре, во втором – места для него.
Для ориентировки в таких условиях машине нужны три радара (в центре переднего бампера и по краям заднего), и шесть лазерных сканеров. В городе радары не задействованы, а «Лиф» обходится пятью лазерными сканерами. Кроме того, во всех режимах работают четыре камеры системы кругового обзора AVM (спереди, сзади и в зеркалах заднего вида), и отдельная камера в верхней части лобового стекла.

На старт, внимание…

Начинаем с городского цикла. Инструктор приглашает на переднее пассажирское сиденье, а сам садится на водительское, сложив руки на животе. Автомобиль трогается с места и легко набирает 50 км/час, но скорость больше не растет – мы же в «городе». Пусть даже вместо бордюров – оранжевые конусы, обозначающие границы проезжей части. Вот и первая самостоятельная остановка: мы приблизились к знаку «стоп». Причем «Лиф» не просто останавливается на секунду, следуя требованиям правил, а ждет, пока перекресток проедет другой автомобиль, движущийся по главной. Несколько поворотов – и мы приближаемся к светофору, на котором горит красный. Камера опознает и сам светофор, и его сигнал; машина останавливается и терпеливо ожидает зеленого.

blueprint

Для езды по скоростным магистралям и для парковки автомобиль использует максимум сенсоров, которыми оснащается.

А теперь сюрприз: внезапно возникшее препятствие. Импровизированный пешеход (фигурка человека на длинной штанге) появляется перед капотом «Ниссана-Лиф» так быстро, что я вздрагиваю. Но автомобиль невозмутим – он реагирует моментально, раскручивая руль вначале в одну сторону, а затем в другую. И я понимаю, что инструктор сложил руки на животе вовсе не потому, что плотно позавтракал – руль вращается так быстро, что пальцы лучше держать от него подальше! Почему же «Лиф» решил объезжать, а не тормозить? «Компьютер проанализировал ситуацию и пришел к выводу, что торможением наезда не избежать – пешеход слишком близко. Поэтому он решил объехать его, предварительно убедившись в том, что встречная полоса свободна». Думаю, среднестатистический водитель за это время даже глазом моргнуть не успел бы, а электронные мозги успели все обдумать и даже среагировать.
В режиме движения по скоростной магистрали скорость возрастает до 80 км/час. К пятерке сканеров и видеокамер добавляется радар, глядящий вперед на 200 м, а также боковые радары в углах заднего бампера (зона действия – 70 м). Ведь автомобилю нужно отслеживать не только те машины, которые движутся впереди, но и те, что приближаются сзади. И, поскольку режим «хайвей» объединен с режимом «парковка», по сторонам за обстановкой следят лазерные радары, расположенные не в углах бампера, а в районе центральных стоек: машина должна самостоятельно выбрать место на парковке. «Лиф» так и делает. Неторопливо прокатившись мимо рядов припаркованных перпендикулярно автомобилей, находит свободное место и в один прием заруливает на него задним ходом. При этом водителя в машине уже нет – он давно «ушел за покупками» в импровизированный торговый центр, роль которого играет шатер возле парковки. Но вот человек в шатре поднимает руку с брелоком от машины, и нажимает кнопку. «Лиф» выруливает с парковочного места и подъезжает к хозяину. Скупился, шеф? Можно и домой!

10_07

 Я не уверен, что успел бы объехать пешехода, выскочи он прямо перед капотом машины. А «Ниссан-Лиф» играючи справился с задачей.

Следующим этапом станет испытание прототипа на дорогах общего пользования. Инженеры признаются, что хотят более точно привязать систему автопилота к данным навигации, и отработать езду в условиях, где помех может быть множество. Когда верстался этот номер, стало известно о том, что самоуправляемый «Ниссан-Лиф» в Японии уже получил номерной знак – с цифрой «2020». И теперь вы знаете, что она означает.

Учимся у животных

dsc_3150Кунио Накагура,
корпоративный вице-президент Nissan Motor Company

– Когда «Ниссан» начал разрабатывать системы автопилотирования?
В 2007 году. Но еще раньше мы начали создавать системы безопасности серийных автомобилей под общим названием «Щит безопасности». Теперь элементы этого «щита», например камеры кругового обзора, радары, используются нами в том числе для создания автопилота.
– В чем отличие пути, по которому идет «Ниссан», от разработки аналогичных технологий Вашими конкурентами?
Думаю, что с технической точки зрения все движутся по общему пути – компании по всему миру используют видео-камеры, радары и лазерные сканеры для контроля ситуации вокруг автомобиля. А вот алгоритм управления все ищут свой. Например, «Ниссан», будучи международной компанией, сотрудничает с лабораторией Кембриджского университета, еще с начала 90-х годов изучающей поведение животных, их способы ориентирования на местности. Вы не представляете, как хорошо справляются с этой задачей наши меньшие братья! Притом, что во многих случаях они обладают куда более простыми сенсорами, чем человек.
– Автопилот еще и будет решать задачи быстрее, чем человек?
Безусловно. Человеку необходимо в среднем 0,1 секунды на принятие решения. А наш автопилот, надеюсь, будет справляться за 0,01 секунды, то есть в 10 раз быстрее человека!
– Новые технологии обычно очень дороги… Будет ли по карману потребителю Ваш автопилот?
Идея «Ниссан» как раз и заключается в том, чтобы предложить автовладельцам удивительную опцию по доступной цене. Конкретных цифр назвать не могу, но поверьте: наше предложение будет более чем конкурентоспособно!