В поисках качественного бензина или дизельного топлива мы рыщем по страницам клубных форумов в Интернете, полагаемся на мнения друзей, «гаражных корифеев», и, естественно, на собственный опыт – нередко горький. Но где же авторитетные службы контроля качества топлива?

Самой действенной управой на последователей Василия Алибабаевича из фильма «Джентльмены удачи» должен быть государственный контроль. Однако сейчас в Украине его фактически нет. С 2008 года Госпотребстандарт не получил из бюджета ни копейки на лабораторные исследования образцов автомобильного топлива. А все редкие проверки АЗС сводятся только к контролю наличия документов и сертификатов. Задумайтесь: третий год подряд мы заливаем в баки автомобилей топливо, качество которого гарантируется лишь ксерокопиями сертификатов его производителя! Подделать или купить их – минутное дело, не говоря уже о том, что даже подлинные сертификаты ничуть не мешают фальсифицировать топливо на всех этапах его пути от производителя к заправочному шлангу.
К тому же простодушный (или, наоборот, лукавый?) закон обязывает государственных ревизоров предупреждать заправщиков о своем посещении за 10 дней. С таким запасом времени нетрудно привести в порядок документацию и вообще явить взору ревизоров радужную картину.
Но, как ни странно, большинство заправщиков не используют эту фору, надеясь то ли на взятку, то ли на традиционный авось. 66% АЗС, на которых побывали контролеры Госпотребстандарта в первые пять месяцев 2010 года, не имели документов о происхождении реализуемого ими топлива. Вы не боитесь заливать в свой автомобиль невесть откуда взявшийся безродный бензин?..
Правда, в этом году правительство выделяет на лабораторные анализы топлива 1,8 млн грн. Но в то, что контроль станет эффективным, не верится: до сих пор нет четкой информации об объемах, частоте и «географии» предполагаемых проверок.

РОСКОШЬ БЕСКОНТРОЛЬНОСТИ

В «бензиновых» законах зияет еще одна дыра. От нефтебаз (государственных ли, частных – неважно) уже давно не требуют контролировать топливо при его получении с нефтеперегонных заводов. Поэтому лаборатории на старых нефтебазах распущены за ненадобностью, а на новых, частных, их вообще не создавали. Это значит, что ворота нефтеперегонного завода – единственная ступень, на которой хотя бы теоретически существует какой-то контроль качества продукта.
Но если бы даже лаборатории при нефтебазах сохранились, сейчас бы они столкнулись с проблемой серьезной и очень дорогой модернизации своего оборудования. Дело в том, что некоторые сорта современного топлива (в народе именуемые «евробензин» и «евродизель») не так-то просто проверить по целому ряду ключевых параметров, позволяющих обнаружить «бодяжнические» добавки. Например, для выявления бензола, олефинов, ароматических углеводородов и кислородосодержащих компонентов, попадающих в топливо с «чудо-присадками» и при нарушениях технологии производства, нужны инфракрасные спектроскопы или хроматографы, а для точного измерения содержания серы – рентгенофлуоресцентные анализаторы. Каждый из таких приборов стоит от 80 до 150 тыс. долларов. Естественно, в нашей стране это оборудование в диковинку.

ЗАВИСИМАЯ «НЕЗАВИСИМОСТЬ»

В последнее время некоторые общественные организации занялись так называемыми независимыми экспертизами топлива. Самая активная из них заявила, что ежемесячно будет брать для исследования его пробы на тридцати АЗС в каждой области страны. Главная цель – вывести на чистую воду фальсификаторов топлива и обнародовать списки АЗС, торгующих бодягой. Хотелось бы сказать «Бог в помощь!», но возникают очень веские сомнения. Ведь в те времена, когда проверки Госпотребстандарта исправно финансировались, 27 его региональных отделений успевали проверить до 2500 АЗС в год (то есть в среднем по 9 заправок в месяц на каждое отделение), и стоило это 3,5 миллиона гривен. Здесь же – крохотная малоизвестная организация со штатом в несколько человек и без собственной лабораторной базы, – притом упорно не называющая своих спонсоров, без которых осуществить столь дорогой проект нереально. Но если есть таинственные спонсоры, готовые регулярно выкладывать за публикуемые результаты анализов миллионы гривен, то они наверняка преследуют в этом деле свой интерес. Догадайтесь с двух раз, какой именно…
Важно отметить, что при таком раскладе лаборатория, анализирующая пробы топлива, может быть действительно независимой и вполне объективной. Но эти пробы она получает от заказчика в пробирках под номерами, а значит, никто, кроме самого заказчика, не знает, соответствуют ли лабораторные результаты тем, которые будут обнародованы.

ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ?

Украинский бензин и «солярку» проверяли также иностранные эксперты – Международный центр по качеству топлива (The International Fuel Quality Center, IFQC). На сайте этого центра www.ifqc.org не удается понять, когда, где и с каких заправок бралось топливо для анализа, но оценки его экспертов весьма похожи на правду. В самом свежем, майском рейтинге IFQC, охватывающем сто стран, Украина на 47-м месте по качеству бензина и на 53-м по дизельному топливу. Эксперты отметили, что за год наш бензин шагнул на одну ступеньку вверх, а вот «солярка», наоборот, скатилась на три. Для сравнения: наши соседи, Польша и Россия, в бензиновом рейтинге соответственно на 9-м и 61-м местах, а в дизельном – на 9-м и 54-м. Причем Россия всего за год обвалилась по бензину на 34 позиции, а по дизелю – на 10 (т.е. в 2009 году российское топливо в среднем превосходило по качеству украинское, а ныне уже уступает ему). Возглавляют бензиновый рейтинг Германия и Япония, а в числе стран, разделивших почетное третье место, – Венгрия и Эстония (вот вам и бывший «соцлагерь»!). Лучшее дизтопливо – в Швеции и в тех же Германии с Японией.

ПО БОДЯГЕ – ГЛАСНОСТЬЮ!

В трудном деле наведения порядка в топливной сфере решающую роль однозначно должно сыграть государство – и здесь нам пригодился бы опыт соседей. Польша несколько лет назад провела массовую беспощадную проверку действовавших в стране АЗС. Результаты были обнародованы по телевидению, в прессе и в Интернете. И автомобилисты проголосовали рублем (точнее, злотым) за хороший бензин, а продавцам паленого осталось либо уйти с рынка, либо срочно исправиться.
Украине необходима мощная государственная служба топливного контроля, которую для большей эффективности следовало бы вывести в из-под крыла Госпотребстандарта, озабоченного тысячью других проблем. Безусловно, для создания такой службы – и прежде всего для ее обеспечения современным лабораторным оборудованием – понадобятся очень серьезные капитальные вложения, но их постепенно можно вернуть с лихвой, штрафуя торговцев некачественным топливом. Выводы экспертов должны быть общедоступными – сделать это несложно в наш век Интернета и при обилии автомобильных изданий. Проблема лишь в том, чтобы создание такой службы воспринималось «там, наверху» как одна из важнейших и неотложных государственных задач.