О причинах снижения мощности рассказывает Анатолий Вайсман.

Владелец «Фокуса» уже запамятовал, когда впервые засомневался в исправности машины, – так давно это случилось. Двигатель поубавил прыти, резвости, стал подергиваться. Может, просто разыгралось воображение? Но увеличившийся расход топлива подтвердил, что дело нечисто. И начались мытарства по сервисам.
Поистратился человек изрядно, зато крепко познал рыночные законы. Все сервисы ремонтировали «Фокус» только методом ковровых бомбардировок. При поддержке компьютерной диагностики, без которой нынче и шагу не ступить, обновляли всё, на что соглашался хозяин. Малоэффективно для излечения дефекта, но прибыльно для мастеров. Сколько раз меняли, к примеру, свечи, хозяин уже со счета сбился… Немало возились с топливной системой – насосом, фильтрами. Ставили новые, чистили форсунки на ультразвуковой установке. Всё безрезультатно. Словно издеваясь над мастерами, мотор продолжал подергиваться. Конечно, он вроде бы окончательно не убит, худо-бедно тянет, но разве это устроит автомобилиста!
Куда же девается мощность? Если коротко, она может упасть из-за любых нарушений процессов в его цилиндрах.
Система зажигания, непосредственно влияя на работу двигателя, запросто ставит неумелого владельца в тупик. Увы, и сегодня, когда в автомобиле куча электроники, случается, исчезает искра в каком-нибудь из цилиндров.

privoda

 Наконечник четвертого провода – с явными следами внутреннего пожара. Напряжение на свечу подавалось нерегулярно, оттого она отказывала.

Двигатель «Фокуса», конечно, временами троил, – но отчего? Дабы отсечь ненужные версии и больше к ним не возвращаться, мы подключили диагностику. Явных отклонений от положенных параметров она не показала. На всякий случай проверили компрессию. И тут всё в порядке. Фазы ГРМ? Их проверять незачем, ведь никто не трогал.
А газоанализатор упрямо рисовал устрашающие выбросы углеводородов СН, тогда как другой «ядохимикат» отработавших газов – СО – близок к норме. Углекислого газа СО2 несколько меньше нормы. О чем все это говорит? Похоже, какой-то цилиндр не работает, хотя его форсунка в порядке. Значит, проблемы с зажиганием?
Но владелец решительно прервал наши размышления. Видно, начитался журналов… И настоял на том, чтобы мы промыли работающий двигатель сольвентом. Это, мол, гарантированно избавит от всех бед. Ладно, пошли ему навстречу. А после такой жаркой бани, как и положено по технологии промывки, заменили свечи новыми.

Результат восхитил владельца: «Вот видите, я оказался прав!». В самом деле, двигатель угомонился, стал работать ровно, цифры СН вернулись к минимуму, а углекислого газа СО2 прибавилось, ведь сгорание стало полней и чище. «Враг повержен и обращен в бегство!» – провозгласил счастливый владелец. Расплатился и уехал.

Увы, через неделю вернулся: «Братцы, у моего «Фокуса»… прежние фокусы». Пришлось вновь заняться капризным мотором. Слышим – троит. А ведь свечи на днях меняли. Поэтому теперь их сразу выкрутили. И видим, что три в порядке, а четвертая безнадежна. Почему?

Проще всего было заменить ее новой, но появилось опасение, что до победы над хитрым дефектом нам плыть дальше, чем до идолов острова Пасхи! Подавив в себе это чувство, поставили-таки новую свечу. Двигатель заработал радостно, как на параде перед министром обороны. Но надолго ли? Ведь свеча явно ни при чем, а первопричину ее отказа надо искать.
Высоковольтные провода, по словам хозяина, были новые: их меняли в предпоследнем сервисе. Но наш электрик уже вооружился тестером, собрался мерить сопротивление… И тут дефект четвертого провода бросился в глаза. Видите фото? Что-то в наконечнике выгорело чуть ли не дотла. Какие уж тут килоомы. Ясно, что с таким проводом худо-бедно могла работать лишь первозданно чистая свеча. Позже начинались перебои.
Вот вам и «новые» провода! Поставили теперь уже действительно новые и отпустили владельца с миром. Давненько не звонил.

svechi

Так выглядел каждый новый комплект свечей спустя несколько дней после замены. Четвертая убита наслоениями нагара.

Почему он не тянет

  • Мы постоянно толкуем о важности состава топливовоздушной смеси: не всякая хорошо горит. Слишком богата или бедна – двигатель теряет мощность или глохнет. Снижена компрессия в цилиндрах – результат тот же. Но и в идеальном состоянии мотор не всегда выдает все, что может. Например, в плотном потоке транспорта вы сами ее ограничиваете… дроссельной заслонкой. Меньше смеси – ниже мощность. Но представьте, что воздушный фильтр забит пылью. Чем такой хуже дросселя? С ним мотор работает мягко, ровно, вот только тянет слабо.
  • Сколько граммов воздуха и топлива ежесекундно потребляют цилиндры двигателя, столько же граммов газов должны выбрасывать. Поток неразрывен! А всё, что ему мешает, снижает мощность. Нагар на клапанах, поломки в системе выпуска, разрушения в нейтрализаторе и т. д.
  • Если искра на свечах возникает невовремя – слишком рано или поздно, мощность опять-таки снижается. Еще хуже нарушение фаз газораспределения. Даже при «небольшой», на один зуб по шкиву распредвала, ошибке наполнение цилиндров рабочей смесью падает, двигатель еле тянет.
  • Кроме этих, общих факторов на мощность двигателя влияют конкретные неполадки в цилиндрах. Например, прогорел один из клапанов, неисправен гидрокомпенсатор, отказала свеча. Тщательного исследования и тут не миновать.