Пока ее мало кто видел, но многие о ней слышали. ВАЗ‑2190 «Гранта», итог проекта «Low cost» («лоу кост», низкая стоимость), ожидается в конце года.

Новая машина нужна заводу словно воздух, ведь дни «жигулей» и «самар» сочтены. На пике ажиотажного спроса в 2008 году иномарки положили было продукцию АВТОВАЗа на лопатки. Продажи тольяттинских машин падали, у иностранцев росли. Поэтому тогда активно взялись за новый «Проект С» и повели разговоры о более дешевом варианте low cost (ВАЗ‑2190) на базе одной из существующих моделей. По идее, ВАЗ‑2190 должен стать полноценной заменой «Самаре», «Жигулям» да и «Калине». Прародителем «Гранты» можно считать удешевленную до предела версию «Калины» с дерматиновыми сиденьями. Но когда построили прототип, поняли: таким предложением спрос не поднять – надо менять и внешность, и, видимо, кое-что в конструкции.
Работу над проектом подхлестнул кризис. Продажи «Калины» (базовое авто для «Гранты») не просто упали – рухнули до уровня около 3000 машин в месяц. Для завода, рассчитанного на ежемесячный выпуск 18 300 автомобилей (220 тысяч в год), – катастрофа. Если бы не российская программа утилизации… Но она не вечна. В любом случае срочно нужно новое предложение для самого привлекательного сегмента рынка!

ДОМЫСЛЫ ЗЛОПЫХАТЕЛЕЙ

Кознями дьявола в обвале продаж поволжские менеджеры называли низкие таможенные пошлины на иностранные авто. Подняли. Правила промышленной сборки иностранных авто в России ужесточили. Но… «тянут на дно боль и грусть»! Хотя завод, где строят «Калину», самый что ни на есть современный. Один только окрасочный цех «Айзенманн» чего стоит! А напольный конвейер, роботы? Да и чем же плоха «Калина» – основа будущей «Гранты», серийного автомобиля‑2011? Кузов – крепче не бывает. Мощные пороги бульдозер не сомнет. Подшипники передних ступиц – от танка, ни одна яма их не разрушит, не то что у нежных иномарок. То же будет и на «Гранте». Согласен, и даже добавлю, что и конструкторы толковые, и НТЦ с аэроклиматическим комплексом один из лучших в мире, да и на конвейере трудятся отменные мастера, не хуже, чем на заводах «Фольксвагена» или «Ситроена» в Калуге. Все правда, только результат, мягко говоря, не впечатляет. То реле залипнет – машина не заводится, то подшипник загудит – попался бракованный. Антифриз потек – хомутик не держит, печка не греет. «Гранта» вряд ли лишится фирменных черт – попробуй смени поставщика на нерекомендованного! В крупном бизнесе свои правила.
Вот этот бизнес и вопрошает: «калины» не берут, «приоры» и «самары» продаются кое-как, на что жить будем?
«Low cost – вот наше спасение», – отвечают маркетологи, искренне не понимающие, зачем в машине инструмент, если есть мобильник. Нужен новый продукт с мощным конкурентным преимуществом – пониженной ценой. «Калину», дискредитировавшую доброе имя, выкорчевать, а на ее месте посадить новое «дерево» с новым же именем. Отличный ход, опробованный не одним поколением автопроизводителей. Вот только где взять саженец? Акционер «Рено», кроме универсала «Дачия», более ни на что не соглашается, других и вовсе нет. Значит, где там наше полено? Выстругаем новое личико, нарастим задок и назовем, допустим, «Березой». Кто опознает родителя? Озвучим цену: от $10 тыс. Или от $6500 – не важно. В продаже их все равно не встретить, а цена запомнится. На нее непременно пойдет покупатель. В салоне продавец-златоуст уговорит его на множество опций, от кондиционера до «эксклюзивных» дисков, и продаст этот low сost в два раза дороже. Вот вам и прибыль.

В РАЗДЕВАЛКЕ

Но это позже, а сейчас нужно найти резервы удешевления. Зачем легкой машине усилитель руля? Долой его, и в кармане уже $200. Вместо него рулевой механизм от «десятки» без усилителя, который нынче некуда пристроить. Можно отказаться от электростеклоподъемников ($50), подголовников на зад­нем сиденье ($30), тканевую обивку сидений и салона заменить пластмассой и кожзаменителем ($30), снять все коврики и шумоизоляцию ($100). Даже если сами сиденья поставить вроде тех, что на стадионах, больше $500 не наскребешь. Ведь не заменишь же стартер кривой рукояткой! Ну, отнимем еще часть торговой наценки – и получим, считаю, минус $1000 от цены нынешней «Калины».
А теперь давайте прибавлять. Для производства понадобится новая оснастка: штампы для стальных деталей, пресс-формы для пластмассовых. Все это стоит немалых денег, а как отбивать затраты, если еще и скидку делать?
Кроме того, завтра же конструкторы предложат улучшить ездовые качества проекта ВАЗ‑2190, унаследованные от «Калины»: посредственные курсовую устойчивость и управляемость. Значит, новые расходы. И привлекательная цена пала их жертвой.
Наш автомобилист стал разборчивым и свои деньги считать умеет. И выбор у него богатый. Продавать «Гранту» за рубеж? Во‑первых, вряд ли найдется для нее ниша, а во‑вторых, есть уже продукт с именем Granta – английский журнал о литературе, издающийся еще с XIX века. Вот если бы российская «Гранта» появилась в то время, цены бы ей не было.