Первое наше знакомство с «Ладой-Гранта» произошло три месяца назад (ЗР, 2011, № 6). А теперь
Максим Сачков проехал за рулем новинки и узнал эксклюзивные подробности о доводке шасси.
Российские продажи «Гранты» стартуют в конце этого года; у нас машина появится в начале 2012-го. Фото Константина Якубова.

Наверное, я первый журналист, которому удалось не только опробовать «Гранту», но и сравнить ее в поведении на дороге с «Калиной» – прямой родственницей и предшественницей. Полигон АВТОВАЗа отлично подходит для этих целей: подъездные дороги очень похожи на большинство отечественных трасс. Тут и ровные участки с быстрыми виражами, и мелкие канавки, и трещинки, стыки, волны.
Сначала прыгаю в «Калину». Ее жестко потряхивает на неровностях, в поворотах возникает избыточная поворачиваемость, которую приходится корректировать малоинформативным, легким рулем. Теперь пересаживаюсь в «Гранту»…
Над шасси основательно потрудились, чувствую сразу. На руле появилось усилие – стало проще нащупать траекторию. Конечно, чуть большая прозрачность не помешала бы. Но это если сравнивать «Гранту» с зарубежными аналогами, в первую очередь с «Рено-Логан». А от отправной точки – «Калины» – «Гранта» сделала хороший шаг вперед. Хотя перед испытателями из бюро доводки стояла непростая задача: взять за основу имеющееся (далеко не идеальное) шасси и выжать из него максимум возможного при минимуме затрат.
Например, «Гранта» иначе стоит в поворотах и охотнее реагирует на команды водителя, меньше кренится, стабильнее ведет себя на дуге. Передняя и задняя подвески стали работать более согласованно – исчезла склонность к заносу, автомобиль плавно соскальзывает наружу четырьмя колесами.
Как доводчикам удалось достичь этого? Первым делом был подкорректирован продольный угол наклона оси поворота колеса (кастор), его увеличили до 2°45\’. Известно: чем этот показатель больше, тем у колеса выше стабилизирующий момент и тем охотнее оно возвращается в «нулевое» положение, а водитель лучше чувствует автомобиль. Но увеличить кастор у «Гранты» до нужного показателя не позволяла «калиновская» платформа – шины начинали цеплять за арки.
Изменить наклон стойки помогла новая верхняя опора со смещенным назад креплением стойки от немецкой фирмы «Анвис Рус». Не ограничившись подбором оптимальных характеристик стоек, установили более жесткий передний стабилизатор поперечной устойчивости (толщина 22 мм вместо прежних 20 мм). Причем изменен не только его диаметр, но и геометрия (у «Калины» стабилизатор огибает систему выпуска, у «Гранты» проходит под трубой).
На «гранты» с усилителем руля будут устанавливать новые, «короткие» рейки (число оборотов от упора до упора 3,1), но в самой доступной комплектации, где нет усилителя, оставят «длинный» руль (4 оборота) и прежний, как у «Калины», кастор – иначе повернуть колеса сможет только физически сильный человек. Соответственно и вести себя на дороге машина без усилителя будет несколько иначе.
Кстати, об усилителях. Для «Гранты» пока подготовлено два узла: один – корейской фирмы «Мандо», а второй, безредукторный, – российский, от калужской «Авто­электроники». От «калиновских» ЭУРов оба отличаются более мощными электромоторами и иным программным обеспечением.
Ровный асфальт заканчивается, и тут понимаю, что при доводке внимание обращали не только на управляемость. Дорожная мелочь, которую «Калина» тщательно собирает подвеской и передает на кузов, пролетает под колесами «Гранты» почти незаметно. На ямках покрупнее и кочках нет ожидаемых жестких ударов – машину потряхивает, но без прежнего дискомфорта. При этом энергоемкость подвесок явно не стала ниже.
Чтобы достичь требуемого комфорта, при доводке тщательно подбирали характеристики различных элементов подвески. Например, давно специалисты АВТОВАЗа столь серьезно не подходили к выбору характеристик резинометаллических шарниров. На «Гранте» появятся оригинальные шарниры в рычагах передней подвески и в кронштейнах растяжек. Испытатели подметили, что на иномарках эти элементы жестче. Характеристику шарнира продольного рычага обычно оценивают по так называемому углу невозврата (рычаг качают вперед-назад и отслеживают, насколько ушла наружная обойма сайлент-блока относительно внутренней, возвращаясь в исходное положение). У зарубежных аналогов этот разброс составляет около 1,5° – у шарнира 2108, устанавливаемого на переднеприводные модели ВАЗ, он вдвое больше. А значит, у нее больше отклонения колес от заданных углов установки, хуже устойчивость и управляемость. На «Гранте» серьезно приблизились к желаемым показателям: упомянутый угол уже доведен до 2,2°, и это не предел.
Работу задней подвески тоже подкорректировали. Изменили углы установки колес, которые ранее были нейтральными (развал –1°, схождение +10\’), подобрали новые настройки задних амортизаторов, причем такие, чтобы они могли работать с пружинами от «Калины» – последние оставили из экономических соображений. В рычагах появились оригинальные сайлент-блоки. Правда, на тестовой «Гранте» еще стояли шарниры от «Калины» – новые детали пока дорабатываются. Измененные сайлент-блоки уменьшат вибрации, смягчат толчки от дороги, но при этом не сделают соединения «разболтанными», чтобы не навредить управля­емости.
Модернизированное шасси – важное, но не единственное отличие, позволяющее считать «Гранту» не столько производной от «Калины», сколько новой, вполне оригинальной моделью. Некоторые интересные элементы машины представлены на фотографиях. Рассказ об остальных мы прибережем до следующей встречи, когда опробуем полностью серийный образец.