Гибриды уже не сенсация, а привычное, пусть и не массовое, явление на дорогах всего мира. Для «Тойоты», стоявшей у истоков «электрификации», сомнений в гибридизации планеты нет. А что думают о наиболее компактном и свежем гибриде в модельном ряду «Лексуса» автомобилисты-журналисты?

ЮРИЙ ТИМКИН ездит на «Хёндай-Акцент»: 2011 г.в., 1,4 л (107 л.с.), бензин, механика, СО2 – 139 г/км.
Признаюсь, меня никогда не тянуло к гибридам. Считаю, что машины с ДВС еще долго будут на коне. А в нашей стране, где забота об экологии мало кого волнует, и подавно. Поэтому не скажу, что садился за руль CT 200h с особым нетерпением. Однако ощущения в движении возникают необычные – с места автомобиль едет на электротяге в абсолютном безмолвии, разве что шины шелестят. Прохожие от удивления головы сворачивают! Меня же изумляло приглушенное завывание (как в троллейбусе, только тише) при замедлении – так работает система рекуперации. Будто еду не на машине, а на электроприборе. Но долго в тишине не покатаешься: как только заряд аккумуляторных батарей иссякает, на помощь приходит бензиновый мотор. Подключается он мягко, почти беззвучно, можно и не заметить.
Динамика машины впечатления не произвела. В экономичном режиме гибрид набирает ход медленно и печально. Хорошо хоть, в спину никто не сигналит – «лексусы» на наших дорогах уважают. Но даже в спортрежиме разгон совсем не взрывной, сказывается немалая масса CT 200h.
Что касается экономичности, приблизиться к паспортным данным не получилось. Наименьший средний расход, который показал бортовой компьютер, – 5,5 л/100 км. Не самый выдающийся показатель.
В общем, не зацепил меня этот «Лексус».
Особого удовольствия от вождения я не получил, сэкономить море бензина не вышло. Вы­играть на топливе вполне позволяют и современные дизели, которые обойдутся
дешевле, а поедут веселее. Зимой эф­фек­тив-
ность гибрида невысока, а климат у нас сами знаете какой. Надежность «Лексуса», конечно, сомнений не вызывает, только вот срок службы батарей ограничен, а значит, продать машину без солидных потерь не так уж просто. На мой взгляд, у CT 200h есть только один весомый козырь: он вряд ли заинтересует угонщиков. Гибриды они обходят стороной.


МИХАИЛ ГЗОВСКИЙ ездит на «Форде-Фокус III»: 2011 г.в., 1,6 л (125 л.с.), бензин, механика, СО2 – 139 г/км.
На мой взгляд, «Тойота» достойна памятника за упорное продвижение гибридов в массы, особенно если учесть, что до последнего времени «электрички» не приносили существенной прибыли. Сегодня компания зарабатывает на каждой «Тойоте-Приус» уже около 3000 долл. при цене в США от 22 000 долл.
СТ 200h – самый компактный в линейке и наиболее доступный (от ?32 570) «Лексус» на рынке. Технически он копирует «Тойоту-Приус» третьего поколения со всеми ее плюсами и минусами. На мой взгляд, у этого гибрида одна слабая сторона – безэмоциональный разгон даже в спортивном режиме. То, что легко простится народному «Приусу», машине премиум-сегмента – уже с натяжкой, особенно с нашим подходом. В остальном маленький «Лексус» приносит лишь удовольствие. Автомобиль неожиданно хорош в управлении: собранное шасси позволяет проходить повороты с ветерком. На высоте акустический комфорт и, конечно, отделка.
За несколько дней езды на гибриде я выработал специфический алгоритм общения с ним. Перед выходом на обгон поворачиваю ручку управления режимами в Sport и получаю от силовой установки максимум. По завершении маневра нажимаю на кругляш и попадаю в Normal – теперь гибрид менее остро реагирует на акселератор. Ну а при езде в плотном потоке имеет смысл переключиться в Eco – так гибрид становится максимально эффективным: чаще переходит на электротягу при сбросе газа или вовсе глохнет в пробках.
Постепенно экостиль вождения стал настолько естественным, что, пересев в обычную машину, почувствовал себя неуютно, будто переехал в прошлый век. Гибрид выпивал в столичном трафике в среднем 7,2 л на 100 км. Конечно, это далеко от парадных цифр (3,7 л/100 км; СО2 – 87 г/км). Но ведь я не ограничивал себя в обгонах и много проехал по трассе, а здесь эффективность гибрида невысока. Наилучшая экономичность – в городском цикле: с плавными и долгими торможениями для рекуперации энергии и частыми остановками.
Германия полностью отказывается от ядерной энергетики и строит ветряки. Дорогое решение? Несомненно. Вероятно, еще и глупое, по мнению тех, кто готов выжимать Землю до последней капли нефти и расщеплять уран с риском для всей планеты в погоне за сию­секундной наживой. Таким людям бесполезно объяснять, в чем прелесть гибрида, они не поймут инвестиций в будущее.
Жаль, Россия с Украиной тоже не смотрят далеко вперед – у нас нет льгот покупателям гибридов, как во многих странах мира. Но по иронии судьбы сэкономить кое-что все же удастся: в ПТС указана мощность лишь бензинового мотора (99 л.с.), а значит, транспортный налог посчитают по минимальной ставке.

ОЛЬГА КЛАДОВИКОВА ездит на «Мицубиси-Аутлендер»: 2008 г.в., 2,0 л, бензин, автомат, СО2 – 178 г/км.
Первые километры я проехала на «Лексусе» в качестве пассажира и не заметила ничего особенного. В салоне тихо звучала музыка, машина плавно стартовала с перекрестков. Лишь сев за руль, обнаружила кое-что необычное. CT 200h заводится, а точнее, включается кнопкой. Жму на нее, вспыхивают приборы, а стрекота стартера нет. На панели приборов горит Ready – значит, можно ехать? Перевожу будто сделанный для нас, девушек, миниатюрный селектор трансмиссии в D, и машина беззвучно трогается. Катящийся по двору с едва слышным электрическим писком автомобиль напоминает привидение – он пугает и гуляющих бабушек, и меня.
Зато представьте: раннее утро на даче. Близкие сладко спят, а вам встречать в аэропорту родственников. Самый громкий звук, которым вы рискуете разбудить дом, – шлепок захлопывающейся водительской двери. Если принудительно включить полностью электрический режим, то машина отчалит в полной тишине и проедет так несколько километров. И, что не менее замечательно, в воздухе не запахнет непереваренным топливом. Наверное, все знают, каково стоять в пробке за старыми, даже ухоженными «Жигулями»: дышать невозможно. «Лексус» тактично глохнет на светофорах, а кондиционер, фары и «музыка» продолжают работать от батарей. Это так же естественно, как выключать воду и гасить свет, уходя из дома!
Мой водительский опыт невелик, поэтому судить об управляемости не стану. Могу лишь сказать, что я не почувствовала какой-то ущербности гибрида. Мощности на разгоне достаточно, автомобиль легок и понятен при перестроениях.
Посмотрела фотографии первых массовых гибридов – «Тойоты-Приус» и «Хонды-Инсайт». К счастью, «Лексус» лишен какой-то космической странности, которую я увидела на тех фото. А еще слышала, что с практичностью у тех машин было не все гладко. CT 200h красив и ничем не отличается от одноклас­сников – места для покупок в нем не меньше. Какого-то специфического обслуживания «Лексус» тоже не требует. Хороший автомобиль, хоть и недешевый. Впрочем, многие высокотехнологичные штучки казались блажью и стоили дорого, когда только появлялись. А теперь почти все читают электронные книги и только удивляются: как же обходились без них раньше?

КСТАТИ

Первым гибридом в мире считается «Лонер-Порше Микст Гибрид» (Lohner-Porsche Mixte Hybrid), разработанный Фердинандом Порше в 1900 году. Машину приводили мотор-колеса, питаемые от батарей, которые, в свою очередь, заряжал 2,5-сильный бензиновый мотор.
Предтечей современных гибридов считается «Бьюик-Скайларк» (Buick Skylark) образца 1972 года, доработанный инженером Виктором Воуком (Victor Wouk). Американец установил на серийный «Скайларк» 16-киловаттный электромотор, позже сочетал его и с роторно-поршневым мотором на «Мазде RX-2».
По данным на середину 2011 года, в мире продано более 3 000 000 гибридов, из них 2 000 000 ездят по США; лидер продаж – «Тойота-Приус» с результатом 1 017 281 экземпляр (на май 2011 года). В пятерке стран-лидеров продаж также Япония, Канада, Нидерланды и Великобритания.
В 2000 году в Северной Америке вышло на линию первое гибридное такси. «Тойота-Приус» развозила пассажиров по Ванкуверу и, прежде чем уйти в отставку, накрутила 332 000 км. К 2009-му 15% всех такси Нью-Йорка (13 237 машин) были гибридами. Бензоэлектрические такси в большом количестве колесят также по Лондону, Мельбурну, Парижу, Токио, Сиднею и Риму.
Только за последние два года в мире стартовали или вот-вот поступят в продажу более двух десятков гибридных моделей. В списке – новинки от «Форда», «Инфинити», «Порше», БМВ, «Фольксвагена», «СанЙонга», «Хёндай», «Киа», «Мазды», «Линкольна», «Пежо/Ситроен». Самая интригующая – конечно, российский «ё-мобиль».