К оленям и оленеводам мы не доехали, зато оценили усовершенствованные подвески «Акцента», попробовали «Форд-Фокус» на грунтовках, а заодно проверили надежность «Лифана-620».

Созерцая проливной дождь за окном, Главный глубокомысленно изрек: «В февральский номер нужны настоящий снег и мороз». «И обязательно какое-нибудь приключение», – тут же вмешался не менее Главный Художник. Нужно все это, невзирая на короткий в это время года даже в наших широтах день и в ожидании трескучих морозов, обещанных синоптиками. Правда, пусковые качества нашей троицы – участников марафона «60 часов «За рулем» оценили заранее в специальной морозильной камере. Там «Лифан-620», «Хёндай-Акцент» и «Форд-Фокус» проморозились аж до минус тридцати трех! Подробности – ниже, в главке «Замороженные».
Решено, едем! Сначала отправимся в целлюлозно-бумажный и дерево­обрабатывающий Сыктывкар, затем в северную столицу Газпрома – Ухту. Ну а если повезет и хватит сил, то еще на 400 км дальше. Есть огромное желание пробраться по зимнику до Ижмы и даже немного глубже, в оленеводческий поселок Диюр. Там живет симпатичный дядька Сергей Дмитриевич, с которым, выясняя наперед, что да как, познакомились по телефону. Известно, на Севере народ особый, но когда в трубке вот так запросто прозвучало: «Приезжайте, поселим!» – исчезла даже тень сомнения по поводу не только быта, но и возможностей совершенно обычных легковых автомобилей.

ДОРОЖНЫЕ СПОРЫ

Без интриги не обошлось. Но новые, с иголочки, подвески для «Соляриса» (более жесткие передние и задние пружины с амортизаторами), доставленные прямо из Кореи в последний момент, – добрый знак. Ведь летняя поездка на Эльтон (ЗР, 2011, № 9) да и скоростной марафон на полигоне начисто отбили желание отправляться на этом автомобиле в дальние путешествия, особенно с нагрузкой и по не очень хорошим дорогам. Уж больно незащищенным и нервным на высокой скорости оказался «Акцент». История доводочных работ – тема отдельная. А пока первая проверка – ровной Яро­славкой, вторая – дорогой до Великого Устюга с откровенно раздолбанными участками.
Дороги в этих местах долго не живут. Основная задача – вовремя затормозить, увернуться от очередного сюрприза, который можно безболезненно переползать на скорости до 40 км/ч. Машины, покряхтывая на колдобинах, воспринимают маршрут совершенно по-разному.

«Форд-Фокус» даже на зимних шинах приятно удивляет не только отменной звукоизоляцией, но и сбалансированным комфортом. Этот автомобиль напоминает комнату психологической разгрузки, рождая иллюзию спокойного полета над ровным как стекло полотном. Легкие покачивания кузова не в счет, они лишь помогают время от времени возвращаться с небес на землю. Самым консервативным из нас не очень нравится стиль салона, теснота (при выходе обязательно зацепишь коленом крутилку головного освещения). Спорные ощущения вызывает даже продольная динамика: при попытке резко ускориться какая-то слишком электронная, задемпфированная. Но то, что «Форд» удобнее остальных, все признали безоговорочно. Пауза в высоких оценках проскакивает редко. Ведь на серьезных колдобинах комфортные в большинстве ситуаций подвески сдаются сразу, без предупреждения, сообщая об исчерпанных возможностях громким дзинь.
Возможностями длинноходных подвесок «Лифан-620» затмил и «Акцент», и даже понравившийся всем «Фокус». На первых порах его шасси справляется даже с очень серьезными неровностями, вовсе не замечая прочих. Прямо кроссовер какой-то! Вот рулится так себе да и шумноват. Однако немного погодя громкие стуки спереди, а затем и появившаяся раскачка кузова весьма шумно намекают на грядущий крах амортизаторов сзади и одной из амортизаторных стоек спереди. Причем крах настолько близкий, что примерно на полдороге шевельнулась мысль бросить детище черкесско-китайского автопрома где-нибудь на охраняемой стоянке: а то ведь не доедет. В общем, пока ставим «Лифан» на последнее место, тем более что и сидеть в нем неудобно (мал диапазон продольной регулировки). Да и пропорции водительского кресла оставляют желать лучшего. Я уже не говорю об очень своеобразной эргономике: криптограммы и цифры на панели приборов соперничают в стремлении спрятаться от глаз водителя. Педаль же сцепления с рабочим ходом всего в пару десятков миллиметров мешает нормально тронуться с места. Привыкнуть, конечно, можно, тем более что двигатель очень неплох. Однако, за исключением отдельных моментов, до оценоки «отлично» и даже «хорошо» «Лифану» еще далеко.
Ну а что «Акцент» на новом шасси? Слышнее стала дорога, с которой зимние шины считывают буквально микронеровности. Ну и потряхивает на швах, стыках, ступеньках асфальта и льда крепче, чем прежде. В какой-то момент даже начинаю думать, что столь плотные (с явным запасом по жесткости) настройки подвесок утомят в дальней дороге. Но проходит час, другой, третий, а скачущий по неровностям, будто ка­учуковый мячик, «Акцент» не вызывает и намека на усталость, настолько гармонично его поведение. Более того, временами машина даже радует энергопоглощающими возможностями, а к ним – весьма удобной управляемостью, в которой теперь нет и намека на «спецэффекты». Словом, зачет и твердое второе место, подкрепленное хорошей эргономикой и весьма энергичным моторчиком, в котором, если его крутануть, задора хватит на троих. Если уж быть совсем придирой, «Форд», конечно, комфорт­нее, удобнее, добротнее. Но все-таки это другой класс, в том числе ценовой.

ПРОВЕРКА МЯГКОЙ ЗИМОЙ

Тем временем грязь с проплешинами льда и снега сменяется белым снегом. Вместе с остатками соли и химии, встречающимися даже под Сыктывкаром, с дорог исчезают неторопливые лесовозы. Они уступают место новехоньким самосвалам, среди которых не только симпатичные КамАЗы, но и «мерседесы». Газпром! Под колесами в основном отшлифованный лед, иногда обильно посыпанный снежком. Да песочком на затяжных подъемах. Но температура (–7…–9 ºC), увы, недотягивает до желательной для измерения скорости прогрева салонов, поэтому электронные градусники остаются в чемоданчике – ожидать более жестких условий. А пока собираем общие впечатления от эффективности отопителей.
Нарекания вызывают «Лифан» и «Хёндай». Мучения с первым начинаются при настройке системы отопления и вентиляции. Ей еще можно простить автоматически включаемый после каждого пуска двигателя режим рециркуляции, посчитав это индивидуальной особенностью. Хуже, что нет четких символов на крутилках – непонятно, какая чем ведает.
Производительность и эффективность отопления «Лифана» вызывают сомнения. Ручка температуры все время в «горячем» положении, лишь пара-тройка делений отделяет ее от максимума. Несмотря на это при распределении потоков «голова-ноги» в верхней части салона тянет ледяным сквознячком. А иногда, наоборот, пышет жаром. Приходится время от времени играть температурой и направлениями «ветров». Неудобно и некомфортно – видимо, последнее, третье место. Хотя…
На первых порах «Акцент» настораживает повышенной потливостью заднего и даже боковых стекол. Как при такой склонности к запотеванию система вентиляции справится с настоящим морозом, предположить трудно. Ведь даже при «бархатных» минусах заднее стекло почти все время остается немного затянутым. Но главная проб­лема даже не в прозрачности стекол, а опять-таки в распределении и смешивании потоков. При комфортной температуре в ногах почему-то слишком прохладно вверху. А прибавишь тепла – сразу горячо, хоть окна открывай! Возможно, виной тому забитость багажника дорожным скарбом и дополнительный воздушный фильтр в системе вентиляции. Получается, что в этой номинации «Акцент» если и опередил «Лифан», то ненамного – в основном за счет явно лучшего управления микроклиматом. Так что второе место, да и то с натяжкой.
Раздельная для водителя и для переднего пассажира климатическая установка «Фокуса» – как пропуск в другой мир, в котором однажды выставил необходимую температуру, нажал тумблер Auto – и забыл. Можно еще воспользоваться обогревом переднего и заднего стекол, а все остальное умная система отрегулирует сама. Причем сделает это так, что ни разу не вспомнишь про «холодно-горячо». В общем, у «Форда» лучший результат.

ДУХИ СЕВЕРА

Доверившись навигации, уцепились за короткий (почти на 100 км против проложенного еще в Москве) маршрут. Битых три с половиной, а то и все четыре часа тряслись по изобилующей колеями, ямами и мостиками грунтовке. Мученье, но зато едем в правильном направлении. Навигатор бодренько рисует, что до Ижмы всего-то 80 км. Дежурный сотрудник МЧС во втором за 150 верст населенном пункте отрезвил: «Зимник в этом году еще не прокладывали – болота не встали; надо было ехать в обход».
– «А нельзя ли резануть на ближайшем перекрестке?». Нельзя! Пришлось возвращаться. Ехать по длинной дороге уже не было времени. Подозреваю, что суровые северные духи решили нас к оленям не пускать. Добрые они или злые, не знаю, но трясучки и сугробов машины и люди нахлебались сполна.
Вот уж где «Акцент» и даже качающийся и гремящий подвесками «620-й» (он, кстати, невзирая на самые мрачные прогнозы, в конце концов стабилизировался) оживились, показав себя достаточно приспособленными для скверной дороги. Особенно «Лифан-620» – пусть на не вполне исправном, но, тем не менее, хорошо подходящем для подобных испытаний шасси. К тому же он с неплохим дорожным просветом, а значит, лидер проселков. Заслужил!
Накачанный мускулами пружин и амортизаторов «Хёндай-Акцент» – полная противоположность «Лифану». Поначалу кажется, что на лихих лесных дорожках его подвески сначала вытрясут душу, а потом сами развалятся. Однако, как и на асфальте, со временем мы поняли: машина надежно держит такую дорогу, хорошо управляется, справляясь с большинством ям и колдобин. Так что теперь «Хёндай» почти не уступает «Лифану», разве что клиренс немного меньше. Поэтому на бездорожье «Акцент» все же второй, поскольку перед глубокими поперечными канавами требовал чуть более деликатного обращения.
«Фокус» тоже сдюжил! Хотя низ переднего бампера иногда превращался в нож бульдозера, расчищающего дорогу остальным. Да и по днищу все время что-то скребло и бухало даже в неглубоких колеях. Подвески, так понравившиеся на асфальте, то и дело безвольно лязгали ограничителями. Словом, низковат, а для этих условий – просто неженка, заметно сбивающий темп остальным. Страхующая от заносов и пробуксовок электроника иногда выдавала злую шутку: стоило угодить в колею на затяжном подъеме, «Фокус» начинал буксовать и тут же норовил остановиться, сдерживаемый антипробуксовочной системой. Отключить последнюю, конечно, можно, но для этого надо зайти в меню, а значит, остановиться. Непродуманно и неудобно для столь экстремальных ситуаций. Поэтому, увы, в этой номинации «Фокус» – последний. Результат, впрочем, вполне ожидаемый.

ПЕЧАТЬ ХОЛОДА

Пять дней, за которые на одометрах автомобилей прибавилось почти 4000 зимних километров. Еще несколько суток, проведенных в морозильной камере, когда переставали нормально открываться двери, расплывались и не наводились на резкость экраны жидкокристаллических дисплеев, каменными становились педали сцепления. «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус» и «Лифан-620» выдержали и это. Все завелись при –33 ºC, хотя и по-разному.
Подводя итоги специальных зимних испытаний, выделю двух участников – «Хёндай-Акцент» и «Форд-Фокус»: несмотря на отдельные недостатки, оба в полной мере заслуживают яркой наклейки: «Морозоустойчив. Пригоден к зимней эксплуатации».

УХ ТЫ – УХТА!

Добраться на автомобиле из Москвы в Ухту можно за два дня – с ночевкой в Великом Устюге. Расстояние до родины Деда Мороза чуть менее 950 км; двигаясь по трассе М8 через Ярославль и Вологду, преодолеете их за 12-13 часов. Состояние покрытия стабильно практически на всей протяженности маршрута и позволяет поддерживать «боевые» 90–100 км/ч. Лишь за Тотьмой начинаются проблемные участки. Придорожных кафе немного, но, если перекусить до Вологды, голодными не останетесь. В крайнем случае выручат мини-маркеты на заправках, которых здесь немало. В Великом Устюге найдете приют в одной из десятка гостиниц. Однако помните, что в канун Нового года постояльцев очень много – стоит заранее озаботиться бронированием.
Трассе Р157, ведущей из Устюга в Котлас, похвастаться нечем. Настоящую проверку подвеске устроит участок близ поселка Приводино. Преодолев Вычегодский и Коряжму, пообедайте в селе Ильинско-Подомское. Кормят вкусно и очень недорого.
Спустя пару десятков километров начинается царство льда и снега. Ехать здесь приятнее, чем по разбитому асфальту, однако впервые серьезно ощущается разница между шипованными шинами и «липучкой». Полторы сотни километров пройдете на одном дыхании, а далее стелется дорога с действительно хорошим покрытием, упирающаяся в Р24, Киров–Сыктывкар. Вместо реагента здесь используют обыкновенный песок – эффективно и чисто. Миновав Сыктывкар, столицу Республики Коми, окажетесь на трассе Р25.
Расстояние от Устюга до Ухты около 700 км, однако дорога займет те же 12-13 часов, что от Москвы до Устюга.
Гостиницы Ухты недешевы, так что бронируйте номер заблаговременно. Тогда сможете переночевать и позавтракать за 3-4 тысячи рублей. В противном случае придется отдать не меньше 5 тысяч при посредственном сервисе.

В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ

Наверное, после стольких публикаций можно было обидеться на журнал. Однако фирма «Хёндай» выдержала критику. Более того – провела работу над ошибками. Осенью на Дмитровском полигоне появилась бригада корейских инженеров, вооруженных новыми передними и задними пружинами (жесткость увеличена на 5%) и амортизаторами с «ужесточенными» характеристиками (спереди плюс 30%, сзади плюс 10%). Тогда же удалось поездить на новых подвесках. Они здорово изменили характер поведения «Акцента» и показались как минимум перспективными. Да, было очевидно, что автомобиль теперь ведет себя жестче, шумнее, в основном на микронеровностях дорожного полотна. И это очень волновало корейских инженеров, стремившихся к более комфортным показателям. Однако положительные свойства – стабильная и понятная управляемость (в том числе на неровностях), возросшая энергоемкость подвесок, их эффективность с полной нагрузкой – все же перевесили. Одним из основных аргументов «за» была необходимость адаптации «Акцента» именно к дорогам отечественной глубинки. Ведь для хороших покрытий вполне достаточно и второй версии (в производстве с августа 2011 года) шасси с жесткими задними амортизаторами. Представители «Хёндай» попросили тайм-аут для принятия окончательного решения.
И вот – в феврале полностью переработанные подвески (пружины и амортизаторы) должны появиться на конвейере завода «Хёндай» в Санкт-Петербурге. А нам к моменту старта зимнего пробега пришла коробка с деталями, на которых еще не было каталожных номеров. Рады отметить гораздо более стабильную управляемость, лучшую энергоемкость и хорошую приспособленность машины не только к ровным, но и к изобилующим ямами и рытвинами покрытиям. Нам такой «Акцент» понравился.

ЗАМОРОЖЕННЫЕ

Бензин А95 залили на ближайшей «брендовой» заправке, масло требуемой вязкости экспертизы не проходило – всё, как в реальной жизни. Единственно
, что перед серией пусков сделали дополнительно, – проверили аккумуляторы и ввернули новые свечи. Бачки омывателей на всякий случай опустошили.
Первую точку –25 ºC (термопары установлены в поддоне двигателя и в радиаторе) вся троица проходит без проблем: 3-4 секунды жужжания стартеров – и моторы оживают, словно не замечая холода. В «Солано» секунду-две после пуска горит лампа низкого давления масла. Штатный градусник в «Форде» показывает –27 ºC.
–30 ºC дают
я почти столь же легко: вот оно, торжество «масляных» технологий! Потяжелели педали сцепления, замки дверей потеряли четкость работы, поплыли жидкокристаллические экраны, показатели на которых теперь высвечиваются с ощутимыми паузами, но моторы стартуют почти сразу.
«Форд-Фокус» завелся после 4-5 секунд работы стартера, при прогреве начала гулять стрелка тахометра: плюс-минус 200 об/мин.
«Хёндай-Акцент» пустился еще энергичнее. Отличный результат! Но непрогретый мотор работает шумно, с непонятными стуками, которые исчезают по мере роста температуры антифриза.
«Лифан-620» уверенно схватывает лишь на 8-9‑й секунде, а первые мгновения работы стартера даются ему явно тяжело.
–33 ºC. «Форд» сперва переморозили и часа два возвращали к запланированным градусам. В машинах очень неуютно, к чему ни прикоснешься, всё каменное, ледяное. Понять, чтΌ на штатных градусниках, невозможно: всё жидкокристаллическое едва мерцает, панели приборов заиндевели.
Отказал замок водительской двери «Форда», но это сейчас не главное. Под натужный крик стартера начал вращаться коленвал – ни одной вспышки за первые 6 секунд. На 7‑й пошло-поехало, а на 8-9‑й двигатель наконец заработал. Не очень устойчиво, правда, но небольшая поддержка акселератора тут же вернула ему уверенность. Отлично!
«Хёндай-Акцент» опять стартует как-то легче, бойчее, жизнерадостней. Уверенный пуск на 7-8‑й секунде, самостоятельная, без помощи водителя, поддержка высокими (1500) оборотами. Победа? Но грохочет мотор так, что сидеть внутри даже страшновато. В дополнение запели-завыли все приводные ремни, чего на «Форде» не было. Так что, скорее, паритет: завелись ведь оба.
«Лифан-620»: первая попытка успехом не увенчалась – тишина. Неожиданно мотор подхватил со второй, причем на 5-6‑й секунде прокрутки. Да так уверенно, напористо! Тем не менее даже после прогрева автомобиль абсолютно не пригоден для езды: намертво замерз трос газа. Увы, лишь третий результат.

САМЫЙ ЭКОНОМИЧНЫЙ

Определяющим частоту заправок для всей команды был «Акцент», у которого самый маленький бензобак. Когда в рации раздавалось: «Топлива осталось на 100 км», начинали подыскивать бензоколонку. На севере не брезговали и такими, как на фото, – бензин нормальный. Да и выбора не было.
1. «Форд-Фокус» 6,5 л/100 км
2. «Хёндай-Акцент» 6,6 л/100 км
3. «Лифан-620» 6,9 л/100 км

  Подкапотное пространство «Лифана» плохо защищено от снега. Вот одна из причин, по которым замерзает трос газа.