Отметим на этот раз способ съема маслоотражательных колпачков клапанов 
и грамотное применение керосина при разборке узлов машины.

П. ПЕТРУШИН

Маслоотражательный колпачок, крепко пригоревший к направляющей втулке клапана, иногда довольно сложно снять, не повредив эту втулку. Популярных, но грубых, силовых приемов работы эта хрупкая деталь не терпит: отжимать колпачок снизу отверткой или стаскивать пассатижами опасно – можно сломать направляющую. А ведь для ее замены придется снять головку блока. К сожалению, многие руководства по ремонту ловко обходят этот важный вопрос или советуют покупать специнструмент, уместный скорее в сервисе, чем в гараже частного автовладельца. Меняя колпачки, я не раз использовал собственный безопасный прием: тонкостенный металлический цилиндр колпачка разрубаю острой стамеской, ударяя по ней вдоль образу­ющей, – и натяг в соединении тут же исчезает. Теперь деталь можно снять хоть пальцами!

От отдела эксплуатации ЗР. Чисто технически – совет правильный. Натяг обеспечивается именно корпусом колпачка. Но верно и то, что в продаже есть надежные съемники колпачков. Если вы самостоятельно обслуживаете и ремонтируете свой автомобиль, имеет смысл купить фирменный съемник.

М. ЛОЖЕЧКИН

Закисшие соединения деталей обычно размягчают или промывают американской жидкостью WD-40. Слов нет, штука полезная и довольно эффективная, но дороговата да и не всегда под рукой. Не менее действенное и не раз проверенное альтернативное средство – обыкновенный керосин! Обычно я смешиваю одну часть моторного масла и две части керосина и заливаю эту смесь в медицинский шприц. Пользоваться им очень удобно, поскольку средство попадает только туда, куда нужно, а не разбрызгивается, как из баллончика «вэдэшки». Кстати, если случится, что из баллона раньше времени уйдет газ, можно его проколоть и остатки жидкости опять-таки использовать с помощью шприца.

Ю. ЩАПОВ

Побывав на военно-спортивном празднике, я подобрал там несколько стреляных гильз различных калибров. Для чего? Когда нужно плотно заткнуть какой-нибудь шланг системы охлаждения, многие используют в качестве пробок подходящие болты, но антифриз нередко сочится по резьбе. Более надежный деревянный чопик нужно еще найти и выстругать, что не всегда возможно. Корпус же гильзы гладкий и конусообразный, а сидит она в шланге очень плотно.

П. ДЫНИН

Широко известен метод «размачивания» залегших от нагара поршневых колец с помощью предназначенной для этого жидкости-раскоксовывателя. Обычно просто наливают в цилиндры некоторое количество керосина и оставляют, чтобы он, просачиваясь, разрыхлял нагар. На это уходит минимум несколько часов. О завершении процесса говорит выросший уровень масла в картере. Я же не раз добавлял в топливо немного солярки, примерно 1 л на бак. Часть ее, не сгорая при работе мотора, собирается в «узких местах» (например, между кольцами и их канавками), пропитывает нагар, размягчает его и вымывает. Кольца освобождаются, и компрессия двигателя восстанавливается. Выгоднее приурочить эту процедуру к замене масла – ведь его, разбавленное соляркой, потребуется заменить свежим.

В. СЕКРЕТОВ

При замене помпы на двигателе ВАЗ-2111 мы не хотели терять еще довольно свежий антифриз. Сняв снизу защиту моторного отсека, примерно под воздушным фильтром поставили вед­ро для слива. С узла дроссельной заслонки сняли тот резиновый шланг, который находится ближе к моторному щиту. Шланг сразу заглушили, чтобы антифриз не тек. Затем опустили – и провели под воздушным фильтром к ведру. Вывесили на домкрате правую сторону машины, подняв сантиметров на десять, и, вынув пробку, дали жидкости стечь в ведро. Этого оказалось достаточно, чтобы заменить помпу без потерь.

От отдела эксплуатации ЗР.

Шланг можно удлинить и вывести
к ведру, поставленному вне машины, – тогда не придется снимать защиту.

М. ХАЧАТРЯН

В управлении старых «мерседесов» довольно быстро изнашиваются упоры, ограничивающие поворот управляемых колес. Ездить без них не советую – в некоторых ситуациях это довольно опасно. Мы вместо родных упоров ставим пластиковые пробки от шампанского. По мере износа их меняем.