В этом номере мы отмечаем как лучшие два совета. Андрей Банов объясняет причины некоторых отказов датчика положения коленчатого вала, а Максим Курбатов защищает тент прицепа от воды.

А. БАНОВ

Без сигнала датчика положения коленвала пустить мотор невозможно. Выход – восстановить цепь (если в ней что-то не так) либо заменить датчик. Бывает, однако, что двигатель худо-бедно пускается и работает, но неустойчиво. Причина – сбои в системе синхронизации из-за нестабильного сигнала датчика, хотя формально он исправен. Нередко они бывают вызваны тем, что масло, подтекающее из-под сальника коленвала, попадает в зазор между датчиком и задающим диском, собирает здесь пыль, загрязняет датчик. Заподозрив подобное, очищаем его. На некоторое время это поможет, но надежнее всего заменить сальник. Случалось сталкиваться и с гораздо менее очевидными причинами капризов датчика: их провоцировали вибрации слишком близко расположенной к нему тормозной трубки. Ее нужно просто отогнуть подальше.

М. КУРБАТОВ

После дождя тент автоприцепа превращается в бассейн на колесах. Избавиться от провисания ткани просто: поверх трубок каркаса я уложил твердый оргалит. Теперь, когда тент натянут, вода с него стекает, не скапливается. Ткань не трется о трубки; наконец, с жесткого тента легче сбрасывать снег – каркас не мешает.

А. ВОИНОВ

Избегать перегрева и коробления головки блока двигателя ЗМЗ-402 из-за термоудара после выключения горячего двигателя мне помогает простой прием. Если двигатель работал с большой нагрузкой, то прежде, чем его заглушить, включаю вентилятор отопителя (летом, в жару, выхожу из кабины). Отопитель напрямую связан с головкой блока, поэтому дополнительное интенсивное охлаждение жидкости в его радиаторе как раз и обеспечивает небольшую циркуляцию. В результате риск вскипания жидкости и перегрева головки существенно снижается.

В. КОНДРАТЬЕВ

Резиновые шланги системы охлаждения зачастую дубеют (особенно зимой) – и через микронные зазоры начинает сочиться антифриз. А он настолько хорошо смачивает резину, что ползет по ней даже вверх. Но однажды я обнаружил, что фторопласт отталкивает «Тосол», не пропитывается им. Я обмотал пленкой из фторопласта посадочные места патрубков, надел шланги, стянул хомутами – и о потерях «Тосола» забыл.
От отдела эксплуатации ЗР.
Не отрицая полезности совета, напомним, что антифриз проникает наружу еще и потому, что в системе охлаждения он циркулирует под давлением, так что предрасположенность поверхностей патрубков к смачиваемости решающей роли здесь не играет. Важно другое: скользкий фторопласт обеспечивает правильную посадку шланга на патрубок – без складок и местных напряжений. Кроме того, с фторопластом нагрузка при затяжке хомута распределится более равномерно, а следовательно, соединение будет плотнее. Можно поступить иначе: перед тем как насадить патрубок, слегка его смазать.

С. ИВАНОВ

На моторах с рычажным приводом клапанов ГРМ иногда непросто установить, какой клапан стучит. Вот один из надежных способов. Сняв крышку ГРМ, аккуратно накрываю механизм пленкой, чтобы масло не брызгало, и прошу помощника пустить мотор. Удерживая режим минимальных оборотов, палочкой последовательно прижимаю каждый рычаг. Тот, который стучит, сразу себя выдаст – при нажатии его шум исчезает.

Д. БЕЛЬДЫЕВ

Особенности холодного климата вынуждают устанавливать дополнительные отопители салона, а к ним порой приходится тянуть довольно длинные шланги. Случается, что отопитель не работает. Может, жидкость к нему не поступает? А как это определить? В продаже можно найти прозрачные шланги подходящего диаметра. Замените ими старые черные – и сможете обнаружить, где воздушная пробка.