В этом номере мы отмечаем призами сразу два совета – Владимира ТОКАРЕВА и Николая ЗИНЧЕНКО.

В. ТОКАРЕВ

Приступая к разборке сложного агрегата, механик должен заранее решить, как, куда, в каком порядке складывать отвернутые болты и гайки, чтобы при сборке брать их в нужной очередности и вернуть строго на свои места – ошибки могут дорого обойтись. Моя технология проверена годами работы. Отсоединяя от корпуса агрегата крышку, вижу, что соединительные винты разной длины. Тогда из картона вырезаю модель крышки. Размеры не столь важны, но характерные точки – приливы и т. п. – полезно на ней отметить. Последовательно вывертывая винты, прокалываю ими мою модель в нужных местах – и в таком виде весь комплект сохраняю до начала сборки агрегата. Винты плотно сидят в картоне, не потеряются – и даже спустя много времени попадут точно на свои места.

Н. ЗИНЧЕНКО

На дворе октябрь, а значит, в тех краях, куда уже пришли холода, мой совет может кого-то выручить. Если нет под рукой средства, облегчающего пуск двигателя, его с успехом заменит… освежитель воздуха для ванн, туалетов и прочих помещений. В его составе есть горючий газ – пропан. Баллон с освежителем предварительно следует подогреть хотя бы до 18ºС. Пускать двигатель удобнее с помощником: один секунды на три включает стартер, другой в это время подает струю освежителя прямо во впускной коллектор – и мотор мягко заработал! Я не отмечал каких-либо нежелательных последствий такого замещения освежителем рекоменду­емых пусковых средств.

В. СЕРОВ

Довольно часто злоумышленники проникают в салон машины через заднее стекло – его легко вынуть. Еще легче разбить. В то же время, катаясь в угнанной машине без заднего стекла, меньше мерзнешь, чем без бокового, да и сотрудники ДПС не сразу заметят неладное. Я использовал нить обогрева стекла как дополнительный датчик охранной системы: подключил его к минусовому входу блока управления через диод. Когда стекло вынимают или разбивают, нить обогрева рвется, связь блока управления сигнализации с «массой» нарушается – и подается сигнал.

М. ДАНИЛОВ

Владельцы авто, случается, после поездки днем забывают выключить ближний свет фар. Чтобы АКБ не разряжалась, я подсоединил провода, ведущие к фарам, к реле, включенному в цепь лампочки контроля давления масла. Пока двигатель не запустишь, фары не загорятся. Принципиальную схему не привожу – она простая, но для каждой
модели авто своя.

А. МИХАЙЛОВ

Многие автолюбители отапливают мастерские самодельными печками-буржуйками, обычно сваренными из листовой стали. Маленькая печь станет гораздо более эффективной, если плоские стенки снабдить оребрением, тем самым увеличив площадь теплоотдачи. Я приварил к стенкам отрезки старых водопроводных труб. Помещение теперь прогревается гораздо быстрее.

В. ГОРДЕЕВ

Не все электрические цепи машины защищены предохранителями. Для автомобиля, надолго оставленного без присмотра, риск пожара можно свести к минимуму, если снять с батареи минусовую клемму или воспользоваться отключателем «массы». Но тогда не работает сигнализация и сбрасываются текущие настройки двигателя. Я параллельно с отключателем «массы» ставлю предохранитель на 5 А – с ним сигнализация продолжает работать, настройки сохраняются, часы идут. Случись короткое замыкание или кто-то чужой попытается пустить двигатель – предохранитель перегорит, сигнализация же останется в режиме охраны. Если теперь угонщик возьмется восстановить «массу», система даст сигнал и блокирует пуск двигателя.