Почему иной автомобиль ведет себя как вибростенд, рассказывает Анатолий Вайсман.

Отчего порой трясет руль, что-то зудит в кузове, гудит под полом… Все это – разнообразные вибрации, о причинах которых спрашивают очень часто. Проблема в том, что источников вибраций множество. Почувствовав тряску, первым делом отметьте, когда она возникает – в движении или при остановке, зависит от скорости или нет, привязана к конкретной передаче или возникает даже при «нейтрали» в коробке. Не трясет ли машину при торможении? Здесь сразу разделим вибрации на те, что зависят от оборотов двигателя (это легко проверить, когда машина стоит, передача выключена), и те, для которых важна именно скорость движения. Первые связаны с неполадками в двигателе – например, вызваны плохой балансировкой маховика или сцепления. Вторые – с неисправностями трансмиссии, колес, тормозов – и имеют место даже при движении машины накатом. У некоторых вибраций (например, крыльчатки электровентилятора) собственные причины – неуравновешенность крыльчатки или износ электромотора. Отдельные источники вибраций мы рассмотрим сегодня, другие оставим на будущее.

Тормоза. Бывает, что машина беспокоит при каждом торможении – ощущается тряска, отдающая в педаль тормоза. Наиболее вероятная причина – деформированные (обычно покоробившиеся от нагрева в работе) тормозные диски.  Довольно часто это «подарок» завода-изготовителя.  Диски с некоторыми технологическими отклонениями даже при нагреве, далеком от экстремального, могут коробиться. Дальше – как повезет. Случалось, что на первых сотнях километров эксплуатации машину трясло, владелец уже готовился ехать в сервис… и вдруг тряска исчезала сама собой, диск вновь обретал правильную форму. Но такое везение, увы, редкость, – чаще дело кончается ремонтом. Хотя проверять биение диска лучше индикатором, в данном случае речь идет не о «сотках» – достаточно на вывешенном автомобиле слегка коснуться вращающегося диска каким-нибудь металлическим предметом. Явно чиркнуло, виден меняющийся просвет (часто до 0,5 мм или даже больше) – скорее всего, этот диск придется заменить. Далеко не каждый сервис возьмется за проточку кривых (и то не слишком) дисков.

Но вот особый вид вибрации: от скорости практически не зависит, хотя ее источник – барабанный тормоз, причем геометрия самого барабана безукоризненная. Нажал на педаль, а в ответ неприятная дробь!  Часто напасть усугубляется влажной погодой, ездой по мокрым дорогам – вероятно, сказываются  особенности  трения колодок о барабан. В этом случае очистим его внутреннюю поверхность, а главное – проверим подвижность поршеньков цилиндра. Действуем пальцами – на педаль лучше не нажимать, иначе поршеньки могут выскочить, а это станет новой проблемой. Если один поршенек закис, а другой «жив», то при торможении одна колодка все больше напрягает, перекашивает тормозной щит с механизмами, затем следует срыв, и так происходит вновь и вновь. Автоколебания. Вот вам и дробь! Примерно то же происходит, когда мокрый палец скрипит по стеклу. В нашем тормозе вместо пальца – колодка.

Трансмиссия.  Частая причина вибраций зад­неприводных и полноприводных машин – дисбаланс карданных валов. А иногда – нарушение центровки раздаточной коробки, если она не встроена в КП. У этих вибраций довольно высокая частота – слышен своеобразный зуд, ведь карданный вал большинства легковых машин вращается примерно вчетверо быстрей колес. Вибрация может возникнуть после деформации
вала, но чаще – из-за разрушения крестовины. Порой вибрация начинается после замены крестовины, если части вала не были помечены – и оказались взаимно смещены. Но бывает, что сразу после замены крестовины все в порядке, а позже появляется вибрация.

Дело в том, что осевые размеры крестовин могут заметно различаться, а запорные кольца оказаться тоньше штатных – такая крестовина  очень легко устанавливается, но в работе с нагрузкой постепенно смещается, вилки вала становятся несоосными. А бывают загадки и потрудней. Владелец «Лансера» пожаловался: на скорости 90 км/ч авто трясет. Безрезультатно балансировал колеса, менял шины. Тогда я попросился за руль. Действительно, при скорости 90 км/ч возникала вибрация. Но под сброс газа почти пропадала, как в байках о неисправном редукторе заднего моста – «при нагрузке воет, разгруженный молчит». Выходит, дело не только в скорости. Вывесили передок машины, завели, включили высшую передачу – и увидели, что правый ШРУС по мере раскрутки трясет все сильней. Лишь разобрав узел, обнаружили причину – износ канавок.

Тряска на месте. Чтобы вибрации двигателя не ощущались на кузове, силовой агрегат вибро­изолирован – подвешен на опорах-подушках. Другими местами (в том числе частями выпускной системы) касаться кузова он не должен. Самый простой пример: «троит» мотор из-за отказа свечи, но, благодаря опорам, шума нет. Частота колебаний небольшая – один импульс за два оборота коленвала. А вот если защита картера касается поддона или между ними застрял камень, вибрация хорошо слышна. Тут лучше сразу принять меры – случалось, что тонкий поддон протирался до дыр. Если опоры неисправны, элементы кузова начинают отзываться на эти вибрации – особенно в резонансе, при совпадении частоты собственных колебаний детали и вынуждающей частоты. Если дефектов на опорах не видно, на ощупь проверяем, какие детали передка кузова трясутся сильнее – откуда идет вибрация. Теперь фонендоскопом придирчиво прослушаем опоры двигателя – молчит только совершенно исправная.

Недавно у нас побывала «пятнашка», на которой спецы дилерского сервиса дважды меняли по гарантии опоры двигателя, почему-то не трогая заднюю. А именно она чаще всего бывает виновницей зудения кузова, в чем мы тут же и убедились. Пришлось ее менять. Кстати, выбор опор при покупке – серьезная задача. Тут нужен опыт, иначе не добиться компромисса: нужны такие, у которых резина помягче, – но не настолько, чтобы сильно просела при установке мотора.