Высокотехнологичную модель СХ-5 «Мазда» начнет продавать у нас и лишь потом – в Западной Европе. Тем не менее знакомство с новинкой Сергей Воскресенский свел в Италии. Фото автора и «Мазда».

Прозвище, вынесенное в заголовок, родилось в среде самих «маздоводов», а потому, возможно, приклеится к автомобилю. Но боже упаси произнести его рядом с шеф-дизайнером «Мазды» Насаши Накаямой: он-то видит в прорезях бампера и радиаторной решетки, линиях фар символ крыла – суть так называемого дизайна Kodo, переда­ющего силу, даже душу движения.
По утверждению создателей, СХ‑5 – собрание самых передовых достижений инженерии, по крайней мере маздовской. Название у них звучное: технологии «Скайэктив» (Skyactiv). Начинаются они с цветовой гаммы, где есть фирменный ярко-синий Sky Blue. Но важнее все-таки легкий и прочный кузов, новое семейство бензиновых и дизельных двигателей, к ним набор шестиступенчатых коробок передач (механика и автомат). И конечно же, масса электронных систем безопасности.
Увы, ездовая программа получилась небогатой – многие новшества остались неоцененными. К тому же машины оказались настолько предсерийными, что заметно отличались одна от другой да и от обещанного эталона.

ОТ СЛОВ К ДЕЛУ

В салоне СХ‑5 почувствовал себя комфортно и уютно. Мягкие человечные материалы применили наконец-то и для передней панели. Очень насыщенная, но логичная комбинация приборов, на консоли – раздельная климатическая установка. Регулируемый в двух направлениях руль удобен, как и рычаг коробки передач.
Плотная и правильная хватка водительского сиденья помогла испытать «чувство единения с машиной», о котором говорили на презентации. Но тут же, вслед моим восторгам, едкое замечание сидящего сзади: тот вспомнил об обещании простора, обусловленного самой большой в классе колесной базой. Вообще-то, там усаживаешься неплохо. Но коллега, поддавшись «пропаганде», собирался устроиться чуть ли не нога на ногу.
Мыслями возвращаюсь к технологиям: инженеры «Мазды» уверяли, что с каждой новой модели снимут 100 кг. Из использованных для кузова СХ‑5 сталей 61% (по весу) – высокопрочные. В арсенале кроссовера облегченные подвески, электроусилитель руля с индивидуальным подбором характеристик чуть ли не для каждой модификации, снижение вибраций от двигателя и дороги, хорошая аэродинамика (Сх = 0,33). Более чем достаточно, чтобы вызвать желание опробовать новинку на ходу.

ПРОВЕРКА ЧУВСТВ

Передне- и полноприводные «мазды СХ‑5» начнут продавать в Украине с бензиновым мотором 2,0 л. Для нас предусмотрен 150‑сильный вариант, но для знакомства предоставили 165‑сильную версию.
Конечно, внутри очень тихо. Легко и четко работает 6‑ступенчатая механика, точны и удобны руль и педали. Проведя аналогии с «Маздой СХ‑7», чувствую, насколько «пятачок» подобрался, стал строже в управлении, точнее и активнее в поворотах. Их он даже на 17‑дюймовых колесах берет играючи, позволяя до тонкостей владеть траекторией.
С завидной легкостью бросаю в виражи отнюдь не игрушечную по размерам и массе машину. Отлично? Не совсем. По крайней мере этот СХ‑5 жестковат на мелких неровностях и на фоне общей тишины громко, даже небрежно передает в салон ничем не прикрытое бум-бум.
Двигатель переднеприводной версии напорист и при этом экономичен. Другое дело, что, почувствовав ездовые повадки машины, и от мотора ждешь чего-то эдакого, заводного. А он – хороший, но уж больно уравновешенный. Вот и автомат на следующем, полноприводном «пятачке», похоже, не разделяет оптимизма создателей. Дерганый, чересчур задумчивый, никак не попадает в такт водительским командам. Сыроват, что ли?
На дизеле автоматическая коробка совсем другая: быстрая, четкая, мгновенно находящая взаимопонимание и с мотором, и с водителем. Вот здесь все расставлено по своим местам, логично. Но лишь сочетание турбодизеля и механики позволяет по-настоящему, до тонкостей почувствовать, что же необычного скрыто под капотом «Мазды». Дело не только в характеристиках самого мощного в линейке мотора в 175 л.с. И с автоматом СХ‑5 разгонялся вполне динамично, но механика позволила ощутить совершенно неожиданный для дизеля прилив жизненных сил, когда стрелка тахометра подобралась к 4000 об/мин. Там, где обычно кураж заканчивается, открылось второе дыхание, позволившее одним движением дотянуться до 6000 об/мин. Даже звучание двигателя на этих оборотах стало каким-то «бензиновым». Не зря нам расписывали преимущества двухступенчатого наддува…

ПЕРВЫЕ В ОЧЕРЕДИ

Зарубежные продажи «Мазды СХ‑5» уже в середине весны начнут именно с Украины и России. Интересно, что при этом «Мазда» сохраняет на нашем рынке присутствие СХ‑7 и подретушированного СХ‑9.
Ну а СХ‑5 поначалу будут поставлять только с 2‑литровым бензиновым мотором, повторим, в трех основных комплектациях, ориентировочной стоимостью от 259 900 до 358 900 грн. Не исключено появление дизеля. Мы же, невзирая на критику, будем встречать «пятачок» с мотором, который уж точно вполне подходит для наших условий.

СКАЙ-G и СКАЙ-D

Два совершенно разных по конструкции мотора (атмосферный бензиновый и турбодизель) имеют одинаковую степень сжатия 14:1 – возможно ли такое? «Небесно-активный» 2‑литровый бензиновый мотор отличают не только сниженные потери на трение и 10‑процентный выигрыш в массе. Чтобы увеличить крутящий момент на низких оборотах и достичь высокой экономичности, степень сжатия подняли до величины, характерной скорее для гоночных моторов. В отличие от последних, двигатель Skyactive D работает на бензине А95. Пришлось побороться с детонацией, но проблемы удалось решить благодаря изменению длины выпускного коллектора (снижение объема и остаточного давления отработавших газов), выемкам в поршнях и устройству изменения продолжительности открытия клапанов.
Сверхнизкая для дизеля степень сжатия позволила оптимизировать образование и горение смеси, резко снизить выбросы окислов азота и сажи, а также уменьшить нагрузки на детали, применить алюминиевый блок цилиндров, облегченные поршни и коленчатый вал. Двухступенчатый турбонаддув дал увеличение крутящего момента на низких и средних оборотах. Возможное ухудшение пусковых свойств компенсировали мощными свечами подогрева и механизмом регулирования подъема выпускных клапанов, позволяющим возвращать часть горячих отработавших газов в камеру сгорания. Skyactive G – это всего 4,5 л/100 км в смешанном цикле на переднеприводном СХ‑5 и очень низкий уровень выбросов, достигнутый без специальных технологий (сажевый фильтр, например).
В унисон передовым моторам – новые коробки передач. Легкие и компактные, они рассчитаны на передачу большого крутящего момента – до 460 Н·м. Автомат объединяет преимущества вариатора и коробок с двойным сцеплением – гидротрансформатор с возможностью блокировки во всем диапазоне скоростей на всех шести передачах. А это не только повышает экономичность, но и рождает в душе водителя ощущение непосредственной связи с двигателем и колесами.

ЗА БЕЗОПАСНОСТЬ!

Забота о пешеходах (энергопоглощающая передняя часть кузова), оптимизация положения стоек кузова и наружных зеркал, мониторинг мертвых зон, система помощи при троганье на подъеме, сохраняющая давление в тормозных механизмах, – все это лишь малая толика серьезной электронной начинки СХ‑5. Есть и интеллектуальная система помощи при торможении, подменяющая невнимательного водителя на скоростях 5–30 км/ч. К ней – звуковое предупреждение о внезапной смене полосы движения и автоматическое переключение головного света (распознаются встречные и попутные автомобили).