Родстер «Мазда МХ-5» отмечает двадцатилетие.
В юбилейном году машина предстала обновленной.
На празднике побывал Максим Сачков. Фото автора и «Мазды».

ЗДРАВСТВУЙ, «МАЗДА» МОЛОДАЯ!

Глядя на МХ-5, поражаешься ее моложавости. Столько лет позади, а она по-прежнему подтянута и элегантна. Вот что значат японские гены! Хотя и очередная пластическая операция пришлась как нельзя более кстати. Автомобильные косметологи вернули ей то, что с годами теряет любой, – свежесть облика. При этом метаморфозы не столь существенные: дизайнеры немного изменили форму крыльев и бамперов, заставили хищно ухмыляться решетку радиатора, иначе прорисовали светотехнику. Кстати, одна из характерных новинок скрыта именно в фонарях: в свете фар другого автомобиля в них вспыхивает отблеск в форме буквы U. При случае понаблюдайте – весьма эффектно!
Но не только ради эстетики трудились инженеры. Многие кузовные детали они модернизировали, чтобы укротить враждебные аэродинамические вихри. Расширенные дефлекторы передних колесных арок и пороги снизили вредное воздействие воздуха на колеса, новые зеркала уменьшили сопротивление воздуха, а выпученные фонари минимизировали турбулентность потоков за автомобилем. Чтобы приглушить шум от дороги, рычаги передней подвески машины c жесткой крышей заполнили уретаном, усилили поперечину кузова, повысили жесткость дверных проемов, добавили звукоизоляции в переднюю часть крыши. Теперь на шоссе с далеко не идеальным покрытием, каких в Италии достаточно, уровень шума в салоне на скорости 60 км/ч снизился на 2,7 дБ.

ЗАБЫТЬ ВСЕ!

Подумать только, весна еще не началась, а я уже рассекаю воздух в открытой машине! Спасибо мягкому климату Южной Италии и умело поддерживающей температуру климатической установке «Мазды». Однако прохладный ветерок очень кстати остужает горячие головы – иначе сорвет крышу. Ведь самая выдержанная МХ-5, вооруженная 6-ступенчатым автоматом (кстати, новинка модели), готова завести даже закостенелого флегматика. Машина способна безропотно тащиться за медленно огибающими горы автобусами и грузовиками: плавно и почти без запинок меняются передачи, что-то недовольно, но негромко бурчит 2-литровый двигатель.
Однако лишь появляется просвет на встречной полосе, руки и ноги начинают работать словно против вашей воли. Двигатель грозно басит, как подросток, старающийся копировать взрослых. Настроенные системы впуска и выпуска создают иллюзию, что кубиков под капотом, как минимум, вполовину больше. Приятный, насыщенный звук пробуждает в сидящем за рулем юношеский азарт. Уже не замечаешь дешевую отделку, наезжающую на брови рамку ветрового стекла, неудобную регулировку рулевой колонки. Хочется с каждым поворотом ехать быстрее, благо этому способствуют прекрасно настроенное шасси, рулевое управление и идеальная развесовка (50:50) по осям. Разработчики модернизировали переднюю подвеску, изменив расположение шаровых шарниров. Тем самым удалось опустить центр крена на 26 мм, сделав поведение автомобиля в повороте более прогнозируемым. Кстати, у 2-литровой версии с 6-ступенчатой механикой спортивное шасси с амортизаторами «Бильштайн». Комфорта даже от штатной подвески не ждите – стыки и небольшие ямки МХ-5 парирует жестко. А по серьезно разбитым дорогам вблизи легендарного города Помпеи (кажется, шоссе не ремонтировали со времен того разрушительного извержения Везувия) пришлось ехать очень медленно: заставлял осторожничать не только небольшой дорожный просвет, но и звуки, выдающие невысокую энергоемкость подвесок.
Обновленный мотор объемом 2,0 л неплохо тянет с низких оборотов, но больше ему по душе, когда стрелка тахометра гуляет у красной зоны. Новые поршни, пружины клапанов, шатунные подшипники позволили поднять максимальные обороты двигателя до 7500 в минуту. Все хорошо, но автомат предательски подтыкает повышенную передачу, не разрешая мотору раскрутиться до ограничителя. Вывод прост: не хотите отдавать инициативу электронике, выбирайте «ручку». Проверено на себе: даже самая дешевая 1,8-литровая версия с 5-ступенчатой механической коробкой, несмотря на официальные разгонные показатели, кажется шустрее и подвижнее. Прикидывайте, что вам больше по сердцу – комфорт или удовольствие?
«Мазда МХ-5» – отличное средство, чтобы на время забыть о проблемах и делах. Но употреблять его каждый день не стоит, хотя бы потому, что появится иммунитет и оно перестанет помогать. Впрочем, дозировку и частоту применения для каждого конкретного случая лучше рассматривать отдельно.

ДВАДЦАТЬ ЛЕТ НАЗАД

В середине 1980-х «Мазда» задумала смелый шаг – возродить класс родстеров. И в 1989 году на автосалоне в Чикаго дебютировал двухместный автомобиль с мягким откидывающимся верхом, передним расположением двигателя и приводом на задние колеса. Легкая и маневренная, с эффектной внешностью, машина оправдала надежды конструкторов и маркетологов, быстро завоевав популярность. В 1993 году появилась более мощная модификация с 1,8-литровым мотором, а еще через пять лет увидело свет второе поколение MX-5. Третье представили на Женевском автосалоне четыре года назад. Вслед за модификацией с мягким верхом модельный ряд пополнил родстер-купе со стальной крышей, снабженной электроприводом.

{13}

{14}

{15}

{16}

{17}

{18}

{19}

{20}