Хитроумные электронные помощники водителя, которые появятся на автомобилях в ближайшем будущем, уже существуют в настоящем – на большом испытательном полигоне компании Bosch. Там, где время опережает само себя, побывал Ярослав Московка.

Уже не первый десяток лет, говоря о технических инновациях в автомобилях (и прежде всего – об электронных системах), следует понимать, что практически все они сошли с кульмана инженеров компании «Бош». Сегодня на нашем рынке любой новый автомобиль, включая китайские и даже отечественные, содержит в себе как минимум один компонент (а чаще – десятки), придуманный и изготовленный «Бош»: свечи зажигания, лампочки в фарах, блоки управления двигателем, ABS, ESP… Список можно продолжать очень долго, перечислив, по сути, чуть ли не все элементы автомобиля. «Бош» – один из крупнейших «мозговых центров» мира с отделениями и заводами на всех континентах. Но главные конструкторские бюро компании расположены, разумеется, на ее родине в Германии. Там же, под небольшим городком Боксберг, находится и крупнейший испытательный полигон «Бош», на котором знаменитая фирма каждые два года с гордостью представляет журналистам свои новейшие изобретения.
Похоже, близится тот век, когда, выйдя из дома, вы не сядете за руль, а с комфортом расположитесь на любом из сидений (хоть на заднем!), достанете книгу (электронную, разумеется) – а ваш автомобиль аккуратно домчит вас до работы без вашего участия. «Бош» давно разрабатывает идею полностью автоматического управления – и до выхода в свет первых авто, которым не нужен водитель, остались считанные годы. На полигоне компании уже ездят машины, управляемые компьютером. Более того, «Бош» добился таких успехов, что даже смог заручиться согласием полиции выпустить этот автомобиль на общие дороги – поездки по улочкам обычного немецкого городка прошли успешно и безопасно.
Но главной реальной премьерой на сей раз стал полностью электрический усилитель тормозной системы iBooster. Ему не нужен вакуум, а значит, на машину нет нужды ставить вакуумный насос (что особенно актуально для электромобилей): нажатие на педаль вашей ноги вместо привычного разрежения усиливается электромотором, который действует в разы быстрее и эффективней.

img_5669

 Тот самый электрический усилитель тормозов iBooster в разрезе (слева), в сборе (по центру) и в компании с исполнительным модулем регенерирующей тормозной системы (справа).

Полное тормозное усилие создается за 120 миллисекунд – это втрое быстрее лучшего из созданных доныне «вакуумников». А наличие электромотора дает возможность увязать работу тормозов с системой рекуперации и обращать доныне пропадавшую зря энергию торможения во благо, причем не только на электромобилях и гибридах. Технология пригодится и на обычных бензиновых авто, позволяя значительно снизить потери мощности (и топлива!) мотора на вращение шкива генератора: этот привычный узел станет вторичным, вспомогательным, а основное пополнение энергии аккумулятора будет производиться от нового усилителя тормозов.
Возможны и другие комбинации. Так, на полигоне мне довелось проехать на своего рода микрогибриде – обычном бензиновом авто с iBooster и вспомогательным электромотором с аккумулятором, запитанным от нового узла. Электромотор используется для помощи бензиновому двигателю при разгоне – разница в динамике настолько существенна, что эту систему можно использовать как на экономичных, но маломощных авто для помощи при обгонах, так и на спорткарах.
Как известно, лучше не только рассказать, но и показать – поэтому об остальных удивительных новинках «Бош» поведает наш фоторяд.