Удобство замены ламп в фонарях десяти популярных на нашем рынке автомобилей оценили Игорь Козлов и Евгений Михалкевич. Фото Константина Якубова.

Зачастую к исправности задней светотехники владельцы относятся менее трепетно, нежели к потухшей фаре. А фонари, между прочим, не менее важны. Если, скажем, едущий следом водитель не распознает ваш маневр из-за перегоревшей лампочки, беды не миновать. И пусть виновным в ДТП окажется тот, кто был сзади (хотя не факт), вам-то от этого проку мало: машина потеряла товарный вид и продать ее за приемлемую цену будет значительно сложнее.
Проверять исправность ламп проще всего в присутствии помощника. На эту роль подойдет даже дитя. Опытному водителю порой достаточно глянуть в зеркало заднего вида и вы­­явить огарок по отражению от сзади идущей машины, особенно если та достаточно велика (автобус, грузовик). Или по отражению от стационарных построек. Хорошо, когда есть гараж: в углах можно развесить зеркала и с их помощью контролировать светотехнику каждый раз перед выездом.
Когда нет ни того ни другого, проверяем стоп-сигналы, используя палочку подходящей длины: один конец упираем в педаль тормоза, а другой – в подушку водительского кресла. Исправность поворотников на всех современных машинах контролируется автоматически: если реле защелкало с удвоенной частотой, значит, лампочка перегорела – сложно не обратить на это внимание.
Разумеется, бессмысленно затевать замену ламп, не имея запасных. Советуем приобрести их заранее: вдруг в придорожном магазине не окажется нужных? Запас, как известно, карман не тянет. Тип ламп ищите в руководстве по эксплуатации.
В тесте участвуют десять машин: «Хёндай-Акцент», «Форд-Фокус II+», «Тойота-Королла X», «Мицубиси-Лансер X», «Рено-Логан», «Дэу-Нексия», «Шевроле-Лачетти», «Мазда-3» и две «лады» – «Калина» и «Приора» (ЗР, 2011, № 2, 4, 6, 8). В зачет взяли среднее время из трех попыток на замену лампы поворотника. Дабы исключить случайные факторы, все работы выполнили в зарулевском техцентре силами механика Евгения Михалкевича – при одинаковой температуре, освещенности и квалификации мастера.

МУЧЕНИЕ – СВЕТ

Быстрее всего Евгений справился с «Лачетти» – за минуту и 16 секунд! В седане все предусмотрено: и широкие карманы в обшивке багажника, и патроны ламп с разными ключами, дабы ненароком не перепутать, какой куда вставлять… Но не у всех есть повод радоваться – в хэтчбеке той же модели замена намного сложнее: для доступа к лампам фонарь нужно снять (ЗР, 2007, № 11). А сделать это непросто: чтобы преодолеть мощную хватку двух фиксаторов, придется привлечь помощника, намазав ему ладони чем-нибудь липким – например, медом, вареньем. Только так, постукивая липкими ладошками по колпаку и помогая тягой, получится сместить фонарь в осевом направлении назад. Лампа поворотника здесь с оранжевой колбой и со смещенными выступами на цоколе.
На втором месте «Королла»: за минуту и 24 секунды поменяли лампу поворотника, а за минуту и 40 секунд – все лампы. Как и на «Лачетти»-хэтчбеке, секции отдельные: в крыле поворотник, стоп и габаритка, а в крышке багажника задний ход и противотуманный фонарь. Однако доступ не в пример более продуманный. Для замены стопа-габаритки-поворотника (в наружной секции) снимаем заглушку в обшивке багажника – и вот они, лампочки. Если пришлось зимой менять лампы в секции крышки багажника, загоните машину в теплый бокс и дайте ей отогреться. Иначе рискуете сломать защелки пластикового лючка.
Третий – «Акцент». Открыв багажник, выворачиваем два самореза крепления фонаря и сдергиваем его вбок, перпендикулярно оси авто. Некоторые, не зная такого нюанса, тянут фонарь назад, ломая при этом фиксаторы. Благо, это отдельная деталь, закрепленная на корпусе саморезами, и найти ее на разборках не составляет труда. Вопрос в деньгах: если бэушный фонарь в сборе обойдется в $60–80, то тот кусочек пластика – примерно в половину этой цены.
Четвертое место за «Лансером». И хотя размещение фонарей на седане такое же, как на «Королле» (в крыльях и крышке багажника), для замены ламп в наружных секциях извольте их снять. Вывернув крестовой отверткой два самореза, потяните фонарь назад строго по оси авто! Если при этом не расколете уголок рассеивателя, считайте, повезло (особенно когда потревожили замороженную машину). Проверьте уплотнение жгута проводов: его могли стронуть с посадочного места при предыдущей замене ламп – именно поэтому в багажнике подопытной машины образовался «водоем». К внутренним секциям и третьему стопу добираемся, сняв обшивку багажника, для чего выковыриваем сердцевины, а затем тела семи пистонов. Без шлицевой отвертки здесь не обойтись.

ДО ФОНАРЯ

Пятый результат у «Нексии». А ведь копия «Опеля-Кадет» могла быть первой, если бы переняла немецкие традиции – заменять лампочки без применения инструмента. В «Нексии», увы, без него не обойтись. Открутить две пластиковые гайки-барашка крепления боковин багажника сможете и вручную, но как вынуть четыре пистона без риска сломать ногти? Хорошо хоть, фонари снимать не надо. Если меняли лампу справа, не забудьте продеть сквозь отверстие в боковине тросик лючка бензобака.
На «Фокусе», как и на «Лачетти», с седаном все просто, а вот с хэтч­беком повозились. В итоге шестой результат. Вывернув два самореза «под крест», мучительно долго пытались отделить фонарь от кузова. Здесь ни мед, ни прочие сладости не помогли – мала площадь колпака, к которой прикладывали усилие. Выручил пластиковый клин. Вставив его между кузовом и фонарем в местах, обозначенных изгибом рельефа светорассеивателя, аккуратно, чтобы не ободрать краску, стащили корпус с двух фиксаторов. Скорее всего, на морозе такой номер не пройдет: фонарь запросто лопнет. Порадовала «защита от дурака»: как ни крути, лампу в чужой патрон не воткнешь, патрон в другое гнездо не вставишь. При сборке важно поправить проводку, уложив ее в ложементы тыльной части корпуса фонаря, иначе рискуете прищемить ее крепежом.
Седьмым по списку идет «Логан». Здесь тоже пришлось снимать фонарь, и, хотя инструмент при этом не понадобился, провозились более четырех минут. Ладно, если бы в одной попытке, но это средний результат из трех! Сперва вывернули пластиковый барашек крепления обшивки багажника, затем отогнули ее и, отвернув две барашковых гайки фонаря, вынули его из «глазницы». Проводка на подопытном экземпляре оказалась коротковата, – дабы не мучиться с заменой ламп на весу, решили отстегнуть разъем, надавив на фиксатор колодки, и располовинить корпус на верстаке. При сборке пытались было поставить резиновую прокладку вверх ногами, однако вовремя сообразили, что к чему. «Защита от дурака» предусмотрена, но не от полного.
Как ни старался наш механик подыграть соотечественнице «Приоре», ничего не вышло: секундомер зафиксировал лишь восьмой результат. Карманы в обшивке багажника оказались маловаты, отчего более-менее удобно вывертывается лишь одна барашковая гайка. Чтобы подлезть к двум оставшимся (ближе к проему крышки), хоть наиз­нанку выворачивайся. Снимая фонарь (строго назад по оси авто), не затеряйте уплотнительные колечки на шпильках – без них в багажник будет проникать вода. Патроны по цвету никак не отличаются друг от друга, поэтому будьте внимательны при сборке: если пришлось их все вынимать, проверьте правильность выбранной секции, включив лампу. На некоторых патронах предусмотрены индивидуальные ключи, но выполнены они невнятно. Поэтому можно невольно, приложив чуть большее усилие, ошибиться с ориентацией. В завершение заправляем обшивку под уплотнитель проема багажника и фиксируем ее пистоном.
Хваленый японский автопром в лице «Мазды-3» – лишь на девятой строчке. Помнится, с моделью предыдущего поколения тоже провозились. Дело в том, что ни в той машине, ни в нынешней не предусмотрено карманов в обшивке. Советуем их прорезать, после чего зафиксировать при помощи текстильной липучки. Иначе для доступа к фонарям постоянно придется снимать пластиковый порожек проема, рискуя сломать защелки. Да и ставить эту деталь непросто: сперва нужно попасть направляющими шипами в ответные отверстия (ближе к запаске) и лишь затем защелкивать в проеме и ставить на место четыре пистона. Имейте в виду, обшивка здесь «дубовая», и, чтобы, отгибая, не переломить ее, освободите по меньшей мере четыре пистона.
На последнем месте «Калина»: подвело неудачное крепление фонарей. Как и на «Приоре», их также нужно снимать, однако вместо удобных пластиковых барашков здесь применен древний крепеж – обычные гайки под ключ «на 8». Причем с отдельными шайбами! Как бы этот бутерброд ненароком не сорвался с инструмента и не упокоился во веки веков на дне ниши крыла…
Совет: прилепите к торцовому ключу мощный магнит или полоску ветоши, дабы с ее помощью сделать посадку гайки более плотной. А чтобы не мучиться с шайбами, выкиньте их, заменив гайки другими – с буртиками в роли шайб. Кстати, такими крепили фонари древней «четверки».