Семьянин, обремененный бесчисленными хозяйственными заботами, конечно, не купит подобный автомобиль. Но интерес к нему скроет с трудом. Каждому хочется вернуться в молодость, а еще лучше – задержать ее, утверждает Сергей Канунников Фото Георгия Садкова.

Мир за стеклом становится свежей, ярче и веселей. А я – сильнее и моложе. Сарказм улетучивается стремительно, как пейзаж в зеркалах. Не хочется расставаться с этими ощущениями – писать повороты, вовремя вдавливая педаль газа. Были бы дороги посвободней да поровнее.

ФАН-КЛУБ

Неожиданный, кажется, даже для самой компании успех МИНИ (в том числе у нас) – знак пресыщенности обыкновенными, пресными, пусть и практичными, моделями. Британские машины любят не только девушки, но и не считающиеся с общественным мнением и не боящиеся косых взглядов молодые мужчины.

Уверен, создатели «Ситроена-DS3» ориентировались на ту же группу покупателей и пытаются отъесть у британцев кусок небольшого, но вкусного пирога. Кстати, автомобили даже оснащены одним и тем же мотором, только у МИНИ он сильнее форсирован.
Внешне «Ситроен» не столь оригинален, как МИНИ. В нем легко читаются черты иных моделей фирмы. Но назвать французскую машину невыразительной язык не повернется. Да и на улицах интерес к ней не меньше. Конечно, тут нужно учитывать и новизну DS3. Впрочем, оценивать баллами британское изящество и французский шарм мы, конечно, не будем. Перейдем к показателям более весомым.
Большая дверь «Ситроена» облегчает посадку в красивое и, главное, столь же удобное кресло. Не смущает даже, что руль не регулируется по вылету, – и так все хорошо. Сиденье – отличное сочетание спортивности (с уверенной боковой поддержкой) и комфорта. В дальней поездке или занудливых городских пробках кресло
не сдавливает, позволяя немного поерзать, расслабиться.
Бесхитростные подрулевые переключатели, знакомые по другим моделям французского концерна, уживаются с нарядной панелью, пижонским рулем и симпатичными приборами. Блок управления климатом и «музыкой», дисплей посреди панели, кругляк рычага переключения передач – каждый элемент в отдельности не ошеломляет оригинальностью или роскошью. Но все вместе создает приподнятое настроение, ощущение яркости, простора и комфорта.
Сесть в МИНИ легче, нежели в «Ситроен». Передняя стойка тоньше и более вертикальна – это, кстати, дало «британцу» выигрыш в обзорности. Красивые, благородной коричневой кожи сиденья… не «тянут» на 174 л.с. Скругленная плоская и довольно кургузая подушка и такая же спинка скорее подошли бы стандартному городскому компакту, а не автомобилю, всеми деталями кричащему о спортивности.
Знакомящийся с МИНИ впервые непременно испытает яркие и противоречивые чувства. Особенно если до этого видел, как вообще делают автомобили. Дизайнеры разгулялись от души! Здесь другой мир. Огромный тахометр меркнет в сравнении с гигантским спидометром. Причем оба читаются вовсе не лучше более приземленных ситроеновских приборов. Ну а дальше на причудливом пути британской эргономики недолго и вовсе заблудиться. Умилила субтильная пластмассовая, словно от детской игрушки, фитюлька настройки радиостанций. А где же выключатель и регулировка звука? За решение этих небанальных для конструкторов и владельцев МИНИ задач отвечает такая же фитюлька, упрятанная под щелью для дисков.
Это еще не все. Если управление климатом более-менее понятно, то махонькие тумблеры на самом низу консоли, отвечающие за стекла, центральный замок и противотуманки, прагматичного потребителя способны на время лишить дара речи. А теперь попробуйте-ка поставить на штатное место бутылку с водой и поуправлять всем этим. Если получится, поищите крошечные кнопочки режима Sport и отключения системы стабилизации: они притулились за рычагом коробки. Кое-как сжившись со всем этим, столь милые сердцам английских дизайнеров тумблеры (на потолке!), включающие салонные плафоны, воспринимаешь как должное.
Конечно, задние сиденья в таких автомобилях не главное. Но именно в «Ситроене» неожиданно пришлось поездить вчетвером. Оказалось, не хуже, чем в обычном трехдверном хэтч­беке. А вот в МИНИ ехать сзади никто не хотел. Да и по багажнику он проиг­рывает «Ситроену» почти вдвое.
Зато мотор «Купера S» хочется слушать вновь и вновь. Впрочем, насчет басовитости французский автомобиль отстает не сильно. А что еще они умеют, кроме как нахраписто бухтеть?

НАРКОМАФИЯ

Очень трудно не поддаться соблазну, не подсесть на иглу быстрых и точных реакций на руление, отзывчивости моторов на педаль акселератора.

К управляемости МИНИ не придерется и самый искушенный эксперт. На машине можно филигранно проходить повороты и объезжать препятствия. Именины водительских амбиций! Еще бы сиденье поудобней да не такое скользкое. Педаль газа поначалу легкая. Но, вдавливая ее глубже, нужно миновать ощутимый барьер, словно подтвердить желание ускоряться. Чтобы сочетать эту особенность с острым рулем, необходимо немного приноровиться.
«Ситроен» совсем чуть-чуть менее резок в реакциях на руление, лишь немного проигрывает в динамике. Зато механическая коробка с четким рычагом и короткими ходами позволяет правильно выбирать и, главное, удерживать передачи. У «Купера» даже в ручном режиме коробка чувствует себя умнее водителя: переключается самостоятельно. Хотя агрегат и позволяет развить повышенные обороты, некое ощущение отстраненности авто­мобиля все же остается. А поскольку в автоматическом режиме коробка МИНИ работает быстро и умело,
желание пользоваться псевдомеханикой быстро пропадает.
Тормоза «Ситроена» по-фран­цузски чувствительны. МИНИ же, напротив, реагирует на педаль немного по-грузовому: чтобы добиться эффективного замедления, надо приложить серьезное усилие. Впрочем, по замерам тормозного пути британский авто­мобиль проигрывает французскому совсем немного.
А в целом по ездовым качествам «Купер» вышел в лидеры. Но впереди еще очень серьезное испытание – обычные наши дороги.

НА ТРЕЗВУЮ ГОЛОВУ

Забавно, следуя за МИНИ на «Ситроене», наблюдать, как машинка, словно карт, подскакивает на неровностях вполне приличного шоссе. В салоне, помимо дискомфорта от тряски, возникают неприятные звуки: что-то (вероятно, стекла красивых безрамочных дверей) дребезжит слева и справа, зудит под панелью приборов, погромыхивает в районе двери багажника. На МИНИ славно пойти в стремительный обгон или ускориться, чтобы лихо выйти на основную дорогу со второстепенной. Но расслаб­ляться противопоказано. Жесткий «Купер» очень не любит продольных неровностей; нервно вздрагивает передком, заставляя водителя корректировать траекторию очень чувствительным, острым рулем. Особенно неприятно, когда на участке с колеями приходится интенсивно разгоняться. Такой маневр требует максимальной концентрации.
«Ситроен» тоже не без греха. Волны и колеи подвеска проглатывает сносно, но на мелких неровностях авто­мобиль раздраженно дрожит и потрескивает. Концерт возмущения, правда, потише, нежели в МИНИ, – зудит панель приборов.
В общем, полторы-две сотни километров по областным дорогам на «Ситроене-DS3» проехать куда приятней да и легче, чем на «МИНИ-Купер S». Хотя угнаться за 174-сильным «англичанином» 150-сильному «французу» даже с ручной коробкой не всегда легко.

ЧЕТВЕРОНОГИЕ ДРУЗЬЯ

Эти машины немного напоминают декоративных собачек. Такая не охраняет, в нарты ее не впряжешь, для охоты не годится и даже тапочки не принесет. Зато мила, весела, обаятельна и фанатично любима.
С автомобилями все немного проще: на МИНИ очень здорово кататься по автодрому, чувствуя себя гонщиком, или тешить самолюбие на европейских горных серпантинах. На «Ситроене» интересно и приятно ездить в самых разных условиях.
А может, с автомобилями сложнее, нежели с собаками? Сделай «Купер S» похожим на DS3, и он потеряет нечто привлекательное – именно то, что притягивает к нему покупателей и почитателей.