Если нормальной светодиодной лампы
для головных фар пока не купить, может,
лучше обстоит дело с задними фонарями?
Алексей Воробьев‑Обухов оценил их
предложение и примерил к «Ладе-Приора».

Задние фонари автомобиля не просто светосигнальное оборудование, но еще и важный элемент дизайна. Достаточно постоять в вечерней пробке, чтобы оценить богатство фантазии их разработчиков. В большинстве фонарей до сих пор светят старые добрые лампочки накаливания, однако тут, в отличие от фар, наблюдается изрядное многообразие: одно- и двухнитевые, цокольные и бесцокольные, на 21 и на 5 Вт, с бесцветным или цветным стеклом. Но снаружи самих лампочек, как правило, не видно: свет от их спиралек разлетается тысячами огоньков благодаря конструкции отражателя, напоминающего скомканную фольгу. Бывают и другие решения, например рифленый рассеиватель. Но тренд последних лет – все-таки прозрачное гладкое стекло и фасеточный рефлектор.

Поначалу, посмотрев на россыпь светодиодных заменителей ламп для фонарей, изумляешься разнообразию. Количество отдельных светоди­одиков измеряется порой десятками, а расположены они в самых разных местах: то на торце, то по бокам, то на раскрывающихся панелях «космической станции». Но как выбрать правильную «лампу» для конкретного автомобиля? Мы решили проверить светодиодные огни в фонаре «Лады-Приора» и были разочарованы: как-то сразу он потускнел и потерял изначально задуманный дизайнерами вид.

Особо отметим: наш призер оказался лучшим лишь по сравнению с другими участниками, но не со штатными лампочками. К тому же в другом фонаре результат может быть иным.

Где должны стоять сами светодиоды – в торце или по бокам?

Все зависит от конструкции фонаря. Если она устаревшего типа, с рифленым стеклом-рассеивателем, то в торце и по бокам, чтобы максимально равномерно светилась вся поверхность. Если же стекло гладкое, важнее именно боковые светодиоды, облучающие фасеточный отражатель. А вообще, в каждом случае требуется индивидуальный подбор.

А можно ли вообще менять штатные лампочки на светодиодные?

Фонари относятся к светосигнальному оборудованию, от их правильной работы зависит ваша безопасность. Законодатель запретил вносить в такие узлы какие-либо изменения, не согласованные с производителем. Правда, на техосмотре светораспределение фонарей не проверяют, как и их яркость, – может, проскочите. Но стоит ли рисковать задней частью любимого авто, если кто-нибудь не заметит тусклого стоп-сигнала или поворотника?

Как выбрать самую подходящую LED-лампочку для моей машины?
Посмотрите на фото: вопрос очень непростой! Для начала необходимо, чтобы совпал цоколь. А цоколи бывают нескольких типов: с симметричными штырьками байонетного замка, со сдвинутыми вдоль оси цоколя и сдвинутыми относительно его диаметра. Вторая проблема кроется в крайне малом потреблении тока светодиодами. Для генератора это благо, а вот реле указателя поворотов, скорее всего, правильно работать не будет – резко увеличит частоту вспышек.

Кроме того, в ряде моделей есть система диагностики ламп накаливания. Экономные светодиоды могут ввести ее в заблуждение – загорится индикатор в комбинации приборов. Можно, конечно, исхитриться и подключить параллельно LED-лампе нагрузочный резистор ватт на двадцать, но оно вам надо?

Правда ли, что светодиодные лампочки прослужат дольше самого автомобиля?
И да и нет. В принципе, качественный светодиод способен работать десятки и сотни тысяч часов, но где гарантия, что вам попался именно такой? Среди приобретенных экземпляров один не зажегся еще при покупке, в другом периодически гаснут два светодиода из четырех. А одна из лампочек банально не пролезла в отверстие фонаря. Такой дефект можно исправить напильником, – но, опять же, стоит ли связываться?

 

01 OLLO S25 W

4 белых светодиода в торце, металл
Потребляемый ток — 0,18 А
Ориентировочная цена — 100 грн
Результат проверки: Именно у этой лампочки периодически гасли или притухали два светодиода из четырех. Получается, задним ходом в темноте не поедешь, а стоп-сигнала или противотуманного огня не увидишь!
01-1

 

 02 OLLO S25 R

4 красных светодиода в торце, металл
Потребляемый ток — 0,075 А
Ориентировочная цена — 100 грн
Результат проверки: Явно слабовата даже для габаритных огней.
002

 

03 OLLO S25 Y

4 желтых светодиода в торце, металл
Потребляемый ток — 0,14 А
Ориентировочная цена — 100 грн
Результат проверки: Сравнение с прожорливым оригиналом не в пользу модной замены: такой сигнал поворота легко проглядеть.
 03_02

 

04 Starled 6G

15 красных светодиодов в торце и по бокам, «двухнитевая», металл

Потребляемый ток — 0,19 А
Ориентировочная цена — 170 грн
Результат проверки: Эту хотя бы видно, но опять же кое-как. А еще денег стоит. Имейте в виду, здесь использован цоколь со смещенными вдоль оси штырьками замка.
04_02

 

05 Starled 7G

12 белых светодиодов по бокам, металл
Потребляемый ток — 0,39 А
Ориентировочная цена — 150 грн
Результат проверки: Пожалуй, лучший вариант, это подтверждает и максимальный потребляемый ток. Но учтите: в фонаре другой модели результат может оказаться совсем иным.
05_01 

 

06 Тип и производитель не указаны

36 белых светодиодов в торце и по бокам, «двухнитевая», пластик
Потребляемый ток — 0,20 А
Ориентировочная цена — 85 грн
Результат проверки: В качестве огня заднего хода сойдет с большой натяжкой, как стоп-сигнал не годится. Цоколь – со смещенными по высоте штырьками.
 06

 

07 «Маяк‑12Т25»

24 белых светодиода в торце и по окружности, пластик
Потребляемый ток — 0,13 А
Ориентировочная цена — 50 грн
Результат проверки: Чуть хуже светит в фонаре заднего хода, лучше – в противотуманной секции. Но все равно до стандартного далеко.
07_01

 

08 Ни тип, ни производитель не указаны

12 желтых светодиодов в торце, пластик
Потребляемый ток — 0,035 А
Ориентировочная цена — 10 грн
Результат проверки: На ценнике данный неизвестный «зверь» предлагался в качестве поворотника. Но такой сигнал точно никто не заметит!
08_01

 

09 «Маяк‑12Т25»

12 белых светодиодов в торце, «двухнитевая», пластик
Потребляемый ток — 0,075 А
Ориентировочная цена — 17 грн
Результат проверки: Лампочка наотрез отказалась пролезать в штатное отверстие фонаря. Причина – приливы пластика по окружности.
09_01

 

10 «Маяк‑12Т15»

24 белых светодиода в торце и по окружности, пластик
Потребляемый ток — 0,04 А
Ориентировочная цена — 12 грн
Результат проверки: По цене и свет. Мало гривен – мало люменов. Ни назад поехать, ни туман разогнать, ни сигнал торможения подать. Зато легко выбросить и забыть.
10

 

11 SHO-ME 5624‑L

24 желтых светодиода в торце и по окружности, пластик
Потребляемый ток — 0,16 А
Ориентировочная цена — 100 грн
Результат проверки: Сигнал поворота, может, и увидят. Скажем, ненастной зимней ночью…
11

 

12 SHO-ME 5615‑S

15 желтых светодиодов на лепестках, пластик
Потребляемый ток — 0,20 А
Ориентировочная цена — 120 грн
Результат проверки: Чудо инженерного искусства: пять лепестков надо сначала сжать, а потом они сами раскроются внутри фонаря под действием пружинок. Но плохому свету это никак не помогает.
12