Обычная для сервиса процедура иной раз преподносит приятные сюрпризы.

Хорошо жить автомобилисту в благополучной стране без издевательских техосмотров с суточными очередями, левых бензинов и масел! Если ты не автомеханик, то незачем тебе знать, что такое инжектор и, тем более, зачем его промывать! А о том, что промывка форсунок полезна и для двигателя в целом, среднестатистический, скажем, американец даже не подозревает. У нас же от бодяжного бензина не застрахованы даже те, кто его поставляет на рынок, и промывать форсунки – наша национальная забава и необходимость!
Даже при сравнительно небольшом пробеге, когда об износе двигателя говорить смешно, он может необъяснимо потерять мощность и стать намного прожорливей. Все системы вроде бы в порядке, но в чем же причина?
Детали (в первую очередь относящиеся к цилиндропоршневой группе) при определенных условиях могут покрыться толстыми наслоениями нагара – закоксоваться. Приходилось видеть впускные клапаны после серьезного пробега? Слой нагара иной раз такой, что живое сечение канала раза в два меньше положенного. О какой мощности тут говорить, когда мотору дышать нечем?
Когда-то все беды с поршневыми кольцами объясняли низким качеством масла, однако кольца могут намертво закоксоваться и из-за бензина. Увы, его иной раз и бензином-то назвать можно с большой натяжкой. Заправляя машину, никто не может наверняка знать, не поплатится ли за это уже через десяток километров!
Почему мы вспомнили о кольцах? Чтобы они хорошо работали, им мало быть достаточно упругими и хорошо прилегать к зеркалу цилиндра. Нужно еще сохранять подвижность в канавках поршня. Работе верхнего кольца помогает давление в камере сгорания. При такте сжатия кольцо прилегает к нижней стенке канавки (см. рис.), одновременно силы упругости прижимают его к зеркалу цилиндра, исключая прорыв воздуха. Сжатый воздух проникает в объем за кольцом и дополнительно прижимает его к цилиндру – тем сильнее, чем больше давление Р1. При ходах поршня кольцо компенсирует неодинаковую изношенность цилиндра в тех или иных местах, так что для старого двигателя его подвижность еще более важна, чем для нового.
Нижнее компрессионное кольцо работает аналогично, но под меньшим давлением Р2. Ему достается тот воздух Р\’1, который все-таки не удержан верхним кольцом. А вот если кольца начали закоксовываться в канавках, то ухудшается теплопередача к ним от поршня, теряется и контакт колец с цилиндром, они отдают ему все меньше тепла – образование нагара прогрессирует! Очень скоро поршень с такими кольцами станет подобен сплошной болванке – очень горячей, но с низкой компрессией. Способствует этому и залегшее масло­съемное кольцо. Его скребки и маслоотводные отверстия зарастают нагаром, оно уже не может удалять масло со стенок цилиндра. Выброс масла в систему выпуска резко увеличивается, а это уже прямые потери. Хоро­шего масла на долив не напасешься, поэтому покупают дешевое, которое еще быстрее добивает двигатель.
Многие считают, что очистить от кокса двигатель, не разобрав его, нельзя. Но мы не раз замечали, что после промывки форсунок сольвентом неожиданно вырастала компрессия в цилиндрах – и значительно, на 2–3 единицы. К поршневым кольцам возвращалась утерянная подвижность! Очищались и маслосъемные кольца. Исчезал нагар с клапанов, днищ поршней. Конечно, полностью омолодить сольвентом изношенный двигатель нельзя, но продлить срок приемлемой работы – вполне возможно!
Наиболее известны три способа промывки форсунок. Самый простой – когда сольвент добавляют прямо в бак. Его смесь с бензином отлично очищает форсунки, но есть у этой технологии серьезный минус – возможен эффект оторвавшегося тромба. Частицы грязи со стенок бака или рампы попадают в форсунки – и могут создать еще больше проблем.
Другой способ – когда пневматическая установка подает сольвент под штатным давлением прямо в рампу (бак, топливный насос и бензопровод автомобиля в этом не участвуют). Третий способ – чистка снятых с двигателя форсунок ультразвуком. Увы, он самый трудоемкий: на некоторых авто, чтобы снять форсунки, надо немало потрудиться. К тому же очистятся только форсунки!
Я предпочитаю второй способ. Он исключает упомянутые нами тромбы, а сольвент чистит все, с чем соприкоснется (см. фото). Тут самое время вспомнить о владельцах карбюраторных машин – их у нас миллионы. Сольвент для них не менее эффективен, чем для впрысковых. Вспомните: карбюратор с его системами тоже периодически требует очистки, а это довольно кропотливая работа. При нашем же способе промывки прекрасно очищается и карбюратор.
Начиная опыты, сначала проверили, выдержат ли неметаллические детали карбюратора (диафрагмы, пластиковые поплавки и т. п.) воздействие сольвента – очень агрессивного продукта. В баночку с ним опустили снятые детали и дня через два проверили. Детали никак не пострадали. Сама же установка для промывки крайне проста. Тут ведь не нужно подавать сольвент под большим давлением! К расширительному бачку от «классики» через переходник присоединили кусок маслобензостойкого шланга, другой его конец надели на входной штуцер бензонасоса – и всё!
На каких режимах гонять двигатель? Мы ориентировались на инструкцию к сольвенту, но с одной поправкой: для полноценной промывки карбюратора нужно время от времени хорошенько прогазовывать мотор, чтобы в работу вступала и вторичная камера.