Диагностическая техника стремительно развивается – то, что было востребовано еще вчера, сегодня устарело.

Чем отличается мотор-тестер от автомобильного осциллографа? Кто-то считает, что особой разницы между ними нет, другой противопоставляет их друг другу, третий сравнивает со сканерами. Добавляют путаницы и продавцы оборудования. Разберемся, что к чему.
Первыми появились мотор-тестеры. В начале 1950-х это были громоздкие шкафы со множеством аналоговых, то есть стрелочных, приборов, которые измеряли нехитрый набор параметров – обороты коленвала, напряжение в бортовой сети, УЗСК прерывателя. Позднее они обзавелись электронно-лучевой трубкой – и возможностью решать задачи осциллографа.
Свое название эти приборы получили благодаря возможности диагностировать двигатель комплексно, как единый агрегат, а не набор различных подсистем. Мотор-тестер не только информирует мастера о состоянии механики двигателя, его электрики, топливоподачи, зажигания, но и помогает оценить совместную работу этих систем, найти возможные дефекты. Мотор-тестеры последних поколений измеряют, обрабатывают и систематизируют множество параметров двигателя – вплоть до состава рабочей смеси в цилиндрах и компонентов выхлопных газов. Конечно же, часть параметров можно измерить и обычными приборами (мультиметр, осциллограф, газоанализатор и т. д.), но мотор-тестер, анализируя всю информацию о двигателе комплексно, существенно облегчает труд диагноста.
Важное достоинство мотор-тестера в том, что он может провести «баланс мощности» цилиндров двигателя. Последовательно, по заложенной программе, он отключает подачу искры на свечи, измеряет падение оборотов и изменение концентрации паров топлива (СН) в выхлопных газах, тем самым позволяя оценить количество топлива, поступающего в каждый цилиндр. Дополнительно прибор измеряет основные параметры первичной цепи системы зажигания и характеристики искрового разряда. Изучая итоговые диаграммы на дисплее прибора, диагност может не только определить, какой из цилиндров работает неэффективно, но и понять причину. Кроме того, для оценки состояния механической части двигателя мотор-тестер косвенно, по пульсациям стартерного тока при прокрутке двигателя, измеряет относительную компрессию для каждого цилиндра.
Почему же сегодня мотор-тестер сдает позиции? Дело в том, что на современных автомобилях провести по старинке «баланс мощности» невозможно! Новейшие блоки управления двигателем «экологически ориентированы» – на попытку вмешательства мотор-тестера в работу системы зажигания они реагируют мгновенно и жестко: тут же отключают топливную форсунку в «неисправном» цилиндре, корректируют обороты коленвала и т. д. А оценить изменение концентрации СН мешает каталитический нейтрализатор! Выходит, по отношению к этим машинам мотор-тестер ужé не системный прибор, а в лучшем случае некий набор инструментов. Полноценно применять мотор-тестеры можно лишь на относительно немолодых автомобилях, вплоть до проектировавшихся под нормы токсичности Евро II и оборудованных, как правило, системами зажигания классической конструкции. Не забудем и о цене мотор-тестера, еще недавно доходившей до 15 000–25 000 евро.
На машинах более поздних поколений диагностическая идеология развивалась в ином направлении, а старичок мотор-тестер, естественно, оказался на обочине прогресса. Приоритетное развитие получили функции самодиагностики в блоке управления двигателем – техника сама следит за своим здоровьем, своевременно информируя и владельца, и диагноста. Связующим звеном между двигателем и специалистом стал сканер. Пример: современный ЭБУ регистрирует пропуски воспламенения смеси даже с указанием цилиндров, в которых это произошло, – и в этой части выполняет функции мотор-тестера.
Однако самодиагностика может отследить далеко не все источники проблем, нередко их приходится нащупывать с помощью различных методик и дополнительных приборов. Наиболее мощный и универсальный из них – осциллограф. В настоящее время автомобильные осциллографы весьма востребованы, особенно среди квалифицированного технического персонала. Этому способствует и вполне демократичная цена: осциллограф вдесятеро дешевле мотор-тестера.
Функции сегодняшних автомобильных осциллографов серьезно расширены благодаря дополнительным источникам информации – всевозможным датчикам-преобразователям, о которых мы рассказывали. Многие новые методики стали своеобразными ноу-хау. Так, большинство современных осциллографов могут работать совместно с датчиком давления в цилиндре, что позволяет получить график изменения давления в зависимости от угла поворота коленвала. Вместо режима мощностного баланса разработан метод, при котором эффективность работы цилиндров оценивают по амплитуде пульсаций давления на срезе выхлопной трубы. Есть и более экзотические варианты использования осциллографа, например позволяющие оценить даже равномерность тепловых зазоров в приводе клапанного механизма.
Некоторые осциллографы по своим возможностям даже превосходят мотор-тестеры последнего поколения. Но принципиальное различие между двумя этими приборами сохранится всегда: в отличие от мотор-тестера, активно воздействующего на двигатель через систему зажигания (отключение цилиндров, замер компрессии), осциллограф – это измерительно-индикаторный прибор, работающий в пассивном режиме.
Специалисту по диагностике важно знать следующее: если среди обслуживаемых авто большую часть составляют устаревшие, соответствующие нормам токсичности до Евро II, с традиционными системами зажигания и крайне ограниченными функциями самодиагностики ЭБУ, то покупка мотор-тестера представляется рациональным шагом – основная работа ляжет именно на его «плечи».
А для тех, кто занимается более современными авто (Еврo III и выше), мотор-тестер может оказаться дорогостоящей обузой.
Необходимым (но не достаточным) условием эффективной работы будет покупка сканера, а в придачу – хорошего осциллографа. Последний будет особенно полезным при работе с автомобилями, насыщенными электроникой (АБС, ПБС, АКП, кузовная электроника и т. п.). Ведь осциллограф – прекрасное подспорье при работе с электронными системами и CAN-шинами, без которых сейчас уже не обходится практически ни один автомобиль, особенно среднего и высшего классов.


  Модель PDA 2000 от американской компании Interro – один из лучших портативных, автономных мотор-тестеров. Компактный ударопрочный корпус, встроенный аккумулятор, удобное управление, простота в работе сделали его незаменимым помощником при диагностике.

  Программно-аппаратные осциллографы, то есть работающие совместно с персональным компьютером: импортные Pico- Scope (слева) и ОСА-М (справа). Есть модификации 2-канальные и 4-канальные. Такие устройства дешевле аппаратных аналогов.

  Аппаратный 4-канальный автомобильный осциллограф Solarity от компании OTC. Встроенная библиотека сигналов поможет диагносту в поиске неисправностей. Одно из весомых преимуществ – автономность. Ведь если в сервисе нет поста диагностики, то на подготовку программно-аппаратного устройства (подключение к компьютеру) тратится дополнительное время.

  Универсальный аппаратный осциллограф от фирмы Fluke используют не только при ремонте автомобиля. Он поможет и увлеченному, требовательному радиолюбителю.