Гибридами нас давно не удивишь, а вот электромобиль, даже «Ниссан-Лиф», ставший в этом году европейским авто года, – пока сущая экзотика. Тем не менее, Ярослав Московка уже проехался на нем по нашим улицам. Фото автора.

Спальный район столицы – все равно что другой город, а порой и хуже: у меня, например, от дома до работы – 25 км в один конец. Будучи типичным горожанином, не обремененным дачными угодьями, на своем авто я езжу почти исключительно по киевским улицам. Чем дальше в центр, тем гуще пробки – и хоть стараюсь избегать пиковых времен, а в исторические кварталы наведываюсь на метро или пешком, но те самые 25 км по светофорам и мостам с каждым днем вызывают все больше желания навсегда забыть о третьей педали да «палке-мешалке». Однако бензин дешеветь явно не собирается, да и моя экологическая сознательность порой спокойно уснуть не дает… Что ж, поздравлю себя – и «Ниссан»: я – стопроцентный потенциальный покупатель «Лифа»!

ЛЮДИ, ПРОШУ ВАС, ПОТИШЕ, ПОТИШЕ…

А вы водили троллейбус или трамвай? Мне как-то довелось – ощущения занятные. В том числе и тем, что при повороте ручки выключателя управления, этакого аналога замка зажигания, – почти ничего не происходит. Вспыхнет пара лампочек, где-то за спиной щелкнет контактор – и все, машина безмолвно оживает и готова начать свой путь. Та же картина – и в «Лифе». Нажимаю кнопку справа под рулем; мягким светом озаряются комбинация приборов и консольный дисплей – и тишина! Можно ехать? Нет, рановато: надо, как и в «рогатых», переключить реверс.

В трамвае это брутальная съемная рукоятина, похожая на гаечный ключ; в «Лифе» – маленький пластмассовый джойстик с кнопкой в центре, несерьезный, похожий на мышку для нетбука. Вдобавок со странной логикой переключения: вперед – на себя, назад – от себя, а в выбранном положении он не фиксируется, возвращаясь в центральную точку. Так что я один раз чуть не оконфузился при парковке, не глядя чисто интуитивно дернув рычажок от себя и поехав назад, хотя надо было – вперед…
Итак, реверс переключен; нажимаю на педаль – и снова тишина! На электронном спидометре мелькают цифры – 5, 15, 30: да, мы едем, но почти беззвучно! Шумоизоляция «Лифа» настолько хороша, что изнутри не расслышать и без того тихую песнь редуктора да легкое жужжание усилителя руля, – их и с улицы-то не заметишь, особенно если находишься спиной к машине. Тишина, конечно, подруга экологии, но враг безопасности: ради пешеходов стоило бы устроить имитатор легкого шума мотора. Забавно, если бы еще можно было выбирать его звуки: потехи ради у нас бы кто-то «прикрутил» победный рокот «Запорожца». Шутки шутками, но, пожалуй, и водитель электромобиля не отказался бы от озвучки.
А хотя… Все больше нравится мне эта непривычная – и такая комфортная тишина. «Лиф» ублажает уютом со всех сторон, стараясь подластиться и понравиться: салон просторен и отлично отделан, к посадке за рулем и эргономике – ни единого нарекания, а мягонькая подвеска безропотно глотает щербины столичных улиц. Катишься себе под чистой электрической силой – и с каждым метром меняется твой стиль вождения да взгляд на суету вокруг. Динамика электромобиля даже в экорежиме – ничуть не хуже, скажем, базового «Гольфа», а стартует он даже живее. Не проблема и до «сотни» с лишком разогнаться. Но все же лететь во весь опор на этой милой машине неохота: с «Лифом» становишься спокойнее, добрее –
в общем, во всех смыслах чище.

ДВА ОТНИМЕМ, ОДИН В УМЕ

Буду справедлив – отчасти водительские импульсы сдержаны индикатором запаса хода. Точка отсчета – 175 км: на столько в среднем хватит полностью заряженных аккумуляторов при обычных городских условиях. Но вот мы включаем климат – и нате махом минус 28 км. Поедем поактивней, показав таксисту из соседнего ряда, что электромобиль не лыком шит, – система отмерит еще на 15-25 км меньше. Но если перейдем в режим «Эко» (кстати, существенной разницы между ним и обычным я не уловил), нам будет щедро дарован десяток километров. Приятно наблюдать и за прибавлением расчетного километража при торможении.
Однако полного заряда «Лифа» мне бы хватило на три дня разъездов. Как мы уже не раз подсчитывали, зарядка при наших тарифах на электроэнергию обойдется как минимум раз в пять дешевле бензиновой машины в расчете на тот же пробег.
А еще электромобилю не нужны моторное масло, свечи, приводные ремни и фильтры (ну, кроме салонного). Заботу о батарее полностью берет на себя «Ниссан», честно утверждая, что не уверен в ее ресурсе. Так что из всех расходников потратимся лишь на тормозные колодки, омывайку и… антифриз, который служит в системе охлаждения высоковольтных узлов. Этаким макаром, глядишь, и не покажется заоблачной европейская цена «Лифа» – около ?35 тыс. Европейцам, вдобавок, за приобретение «зеленого» «Ниссана» отменяют на год все налоги, разрешают всюду бесплатно парковаться и радуют прочими преференциями. Отгадайте, будет ли заинтересована наша власть в подобных льготах? Кстати, в Португалии на «Лифе» ездит премьер-министр: в общем потоке, без оцеплений, мигалок и кортежей – и даже без шофера.
И еще о наших грустных реалиях. Ближайшая к Украине уличная экспресс-станция, где батарею на 80% можно зарядить за полчаса, – где-нибудь в Германии, а во дворе, понятное дело, розетку не сыскать – разве что из окна удлинитель тянуть. Положим, мне еще хорошо, – я живу на втором этаже, а как быть моему соседу с шестнадцатого? Потому отсутствие инфраструктуры сдерживает планы «Ниссана» даже больше, чем все еще не заискрившаяся в наших умах экосознательность: «Лиф» в массах нам не то чтобы совсем не видать, но уж точно не раньше 2015 года. Хотелось бы, чтобы к этому событию мы готовились куда усердней и честнее, чем к Евро-2012…
Тест подготовлен при участии компании «Ниссан Мотор Украина».