Серийный «Смарт-ФоТу» продемонстрировали
на мотор-шоу во Франкфурте осенью 1997 года.
Начать его официальные продажи в Украине
решились спустя 15 лет. Что же нам предлагают –
удобный сити-кар или непрактичную дорогую
игрушку? Михаил Кулешов выкатил «тележку»
на дорогу. Фото Георгия Садкова.

Наша первая встреча состоялась два с половиной года назад. Это был дизельный «Смарт» моего знакомого, купленный подержанным. В то время маленькая машина с незаурядной внешностью и расходом в 5 л на сотню будоражила мое сознание так, что я подумывал о такой же. А что, больше одного пассажира перевожу крайне редко, в аэропорт с большими чемоданами обычно отвозят друзья, а для шкафа или стиральной машины всегда можно заказать доставку. Получается, ничем не жертвую. Плюс ко всему одолевало юношеское желание выделяться.

Со «Смартом», однако, не сложилось. Стоило поездить на той машине по городу и ощутить все прелести роботизированной коробки, как желание пополнить ряды счастливых владельцев улетучилось.
Что же получит владелец «официального» «ФоТу»? Бензиновый литровый атмосферник в 71 силу, роботизированную коробку передач, систему стабилизации и две подушки безопасности, кондици­онер и электроприводы стекол и зеркал, а также подогрев передних кресел, датчик дождя и штатную аудиосистему. Цена – от €16 700 в комплектации «Пэшн». Недешево за двухместную машину со скромным списком оборудования. 

Параллельное пространство

Расположенный на саабовский манер замок зажигания с непривычки ищешь с полминуты, но это едва ли не единственная особенность, требующая привыкания. Несмотря на то что эргономисты работали с объемом, заданным мизерными габаритами машины, интерьер «Смарта» вполне дружелюбен. За рулем удобно, хотя кресло двигается лишь по длине, а рулевая колонка намертво приколочена к панели приборов. Оценил удобство посадки и рослый коллега, но, как и я, отметил: в дальней дороге не хватает поясничной поддержки.

Яркая передняя панель с красными тканевыми вставками и маленькими кругляшами тахометра и стрелочных часов под стать внешнему облику авто. Жаль, что ее пластик вызывающе демократичен, а солнцезащитные козырьки лишены зеркал, – женская половина водителей будет разочарована.

Казалось бы, сущая мелочь, однако от имиджевого сити-кара, нацеленного на премиум-сегмент, не ждешь подобной скупости. Разместить вещи в салоне можно в специальных сетках за креслами. Для мобильного телефона, документов и прочей мелочовки – углубления на панели и сетки в дверях, маленький дополнительный бардачок под простенькой аудиосистемой, а также бардачок основной, вместительный. В его торце создатели автомобиля расположили разъемы USB и AUX, а вот от возможности проигрывания компакт-дисков нас оградили.
Главное достоинство – 220-литровый багажник, в который влезает даже огромный дорожный чемодан, сопоставимый, на первый взгляд, с размерами самого «Смарта»!

Мал клоп, да жгуч

Ну не могу я оценить, насколько робот экологичнее и дешевле обычного автомата! Как и любой другой покупатель, отдающий за машину крупную сумму, я волей-неволей оцениваю удобство езды с ним. Роботизированная коробка «Смарта» – это неудобно! Задержки при переключениях особенно раздражают, когда в городском трафике пытаешься быстро перестроиться. Даже если выберете ручной режим с подрулевыми лепестками, придется приноровиться, чтобы получалось плавно переключаться под сброс газа.

Впрочем, трансмиссия ничем не уступает бюджетным роботам других марок, а то и превосходит их в логике переключений и удобстве использования. Но если, скажем, 107-му «Пежо» за его $10 тыс. подобное поведение еще можно простить, то с авто вдвое дороже спрос другой. Причем альтернативы в виде механики, автомата или вариатора для «Смарта», к сожалению, не предусмотрено.

Литровый мотор хорош! И в городе, и на трассе запаса тяги хватает для бодрых ускорений с любой скорости, а красивый и сочный звук на верхах позволяет забыть, что сидишь в крохотной микролитражке. Свои паспортные 13,7 секунды разгона до сотни «ФоТу», думаю, выдаст. Представляю, как может выстрелить 84-сильный наддувный «Смарт», не говоря уже о недоступной нам версии «Брабус»!

Досадно, что, в отличие от дизельного двигателя объемом с бутылку шампанского – того, что на «Смарте» моего друга, литровый бензиновый агрегат, по моим прикидкам, потреб­ляет в городе наглые 9 л – в два раза больше! За городом мне удался результат лучше – 4,5 л. Это ближе к паспортным данным. Шасси для машины с двухметровой колесной базой – достойное. «Малыш» уверенно стоит на дуге и практически не переставляется на мелких неровностях.

В меру тяжелый и информативный руль, минимальные крены и приемлемая на хороших дорогах плавность хода только подчеркивают высокий уровень инженерной проработки. Но машина, конечно, весьма требовательна к качеству дорожного полотна: даже не очень крупные ямы нередко приводят к пробоям подвески. Поэтому в дальний пробег на «Смарте» я бы не пустился, ведь в машине еще и запаски нет.

Смартовый капитал

Назвать прямых конкурентов «Смарта-ФоТу» непросто: если рассматривать маленькие имиджевые машины с заявкой на премиум, на ум приходят лишь «Мини» (€19 950 или 204 252 грн) и «Фиат-500» (144 900 грн). В активе первого – возможность заказать нормальную гидромеханику, второй поставляют с механической трансмиссией или роботом. В качестве бонуса у обоих – второй ряд сидений (правда, условных).

Только вряд ли все это сколько-нибудь интересно желающим приобрести именно «Смарт». Возжелавших эту игрушку не остановит ни своенравный робот, ни тряская на ямах подвеска, ни даже отсутствие в топовой версии такой привычной в наши дни подстраховки, как боковые подушки. Не испугает и стартовая цена от €16 700. И я их понимаю. Ведь, несмотря на все особенности, «ФоТу» неплохо приспособлен к городской жизни. А самое главное – он чертовски прикольный!

[%GALLERY%]

[%PROPS%]

Smart Fortwo Coupe

Размеры:
длина×ширина×высота, мм 2695×1559×1565
Колесная база, мм 1867
Колея спереди/сзади, мм 1283/1385
Объем багажника, л 220
Снаряженная/полная масса, кг 750/1020
Максимальная скорость, км/ч 145
Разгон 0–100 км/ч, с 13,7
Топливо/запас топлива, л А95/33
Расход топлива: городской/загородный/
смешанный цикл, л/100 км 4,5/3,9/4,2

ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р3, 12 клапанов, 1,0 л, 52 кВт/71 л.с. при 5800 об/мин,
92 Н·м при 2800 об/мин.

ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная; 5-ступенчатый робот.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – «Мак-Ферсон»/полузависимая, «Де Дион»; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – дисковые/барабанные; шины – 155/60R15 спереди и 175/55R15 сзади.

КОМПЛЕКТАЦИЯ: Passion.

ЦЕНА: от €16 700. 

+

Уникальное сочетание сверхмалых габаритов и достойного комфорта для двоих с их багажом, тяговитый двигатель, неплохая управляемость, яркий стиль.

Задумчивый робот, недостаточно энергоемкая подвеска, спорная цена.