Такое может случиться с каждым: р-р-раз! – и вы неожиданно ухнули в дорожную яму, разом прикончив два
колеса. Меж тем запаска-то на машину полагается одна. А ехать надо.

Ехать на трех колесах, оказывается, могут не только каскадеры. Жизнь иногда преподносит такие сюрпризы – только держись! Скажем, покушение на президента Французской Республики маршала де Голля провалилось во многом благодаря необычной конструкции его «Ситроена». Водитель президентской машины с простреленным задним правым колесом ушел от обстрела террористов на трех (!) колесах благодаря регулируемой гидропневматической подвеске. Он вывел ее в самый верхний уровень, зажав тем самым амортизаторы до предела и не позволив машине излишне крениться на правый борт. Это, конечно, форс-мажор, однако позже, в 1980‑х, тот же «Ситроен», лелея мечту выпускать свою модель в СССР, организовал в Москве фирменную выставку, в ходе которой заводские испытатели развлекали публику лихими заездами на трех колесах, словно намекая, что запаска «ситроенам» не особенно-то нужна. Прошло 30 лет, но качество многих дорог остается таким, что вопрос о количестве запасок по-прежнему открыт. Поэтому мысль прокатиться на трех колесах мне давно не давала покоя. На чем – сомнений не было: только «Ситроен»! Но для полноты картины провернуть бы такой трюк и на машине с традиционным типом пневмоподвески. С выбором мелочиться не стали, отдав свои голоса за… «Рейндж-Ровер Спорт» – гулять так гулять!

ФРАНЦУЗСКОЕ С НИЖЕГОРОДСКИМ

Для эксперимента взяли «Ситроен-С5», который наследует традиции с самой современной гидропневматикой. По легенде наш автомобиль правым бортом попал в яму, которая с легкостью лишила жизни пару колес, – ситуация более чем жизненная. Итак, запаска идет на передок, а корма остается голой. Чтобы добраться до цивилизации, решаем двигаться на трех колесах, задрав машину на максимальные 205 мм. Правда, скорость в таком режиме не может превышать 10 км/ч, но это лучше, чем ничего.
Для начала решили посмотреть на эту картину в статике. Сняли колесо, убрали домкрат. «Ситроен», постояв на цыпочках, стал легонько крениться. Его вид словно говорил: «Если хотите, я немного постою на пуантах, но, вообще-то, здесь не балет…» Затем автомобиль плавно опустился на кронштейн амортизатора, теперь напоминая собой лягушку-путешественницу после пешей экскурсии вдоль Китайской стены. Я перевел взгляд на тормозной диск: между ним и дорогой оставался зазор сантиметров десять. Но тронуться с места никак нельзя – мешает крепление амортизатора! Нет, можно было, конечно, рвануть, невзирая на. Но что осталось бы от задней подвески?.. А как же эффектные заезды и спасение генерала де Голля? Может, за истекшие годы «Ситроен» в пылу совершенствования подрастерял прежние таланты?
Похоже, фокус с ездой на трех колесах накрывался медным тазом. Вернее, стальным – с поправкой на материал, из которого сделан автомобиль. Неужели не все «ситроены» одинаково полезны? Помощь подоспела от отечественной оборонки в лице знаменитейшего НПО «Сатурн». Само собой, предприятие ВПК делает не только ракеты, но и другие товары более широкого потребления, в том числе… санки. Их-то мы и обнаружили в багажнике «Ситроена»! С криком «Все лучшее – детям!» мы вновь поддомкратили автомобиль и подсунули плод конверсии под задний тормозной диск. «Ситроен» по-свойски облокотился на предложенную опору, давая понять: теперь ему море по колено. «Ну вылитый Терминатор!» – изумлялись мы, глядя на дело рук своих. Прекрасно понимая, что второго дубля может и не быть, я завел автомобиль и приготовился к заезду. Старт! Авто чуть напряглось, санки завибрировали, сзади что-то скрипнуло – и мы поеха­ли! Санки добросовестно копировали рельеф местности, органично дополняя образ автомобиля Фантомаса. Правда, одна из деревянных планок у них сломалась, но, согласитесь, это сущие пустяки на фоне удачно проведенной операции.

МИСТЕР ОЛИМПИЯ

Воодушевленные победой, решаем повторить задумку на другом автомобиле. С большой опаской медленно снимаем трехколесную машину с домкрата, пытаясь заставить ее хотя бы на небольшой срок сохранить равновесие. Но нет: две с лишним тонны железа угрожающе мощно накренились… Учитывая стоимость вседорожника, быстро предотвращаем свободное падение, подложив санки под задний тормозной диск. За этим увлекательным занятием нас застал местный дворник: в самый драматичный момент он достал мобильник и начал снимать. Словно дождавшись минуты славы, «Рейндж-Ровер» всей тушей налег на санки – и еще пара планок с тихим стоном развалилась на части. Вершина британской инженерной мысли буквально впрессовала транспортное мини-средство в снег. Да, фокус не прошел!
Стало ясно: так же весело, как на «Ситроене», на большом вседорожнике мы не прокатимся. И точно: при попытке тронуться санки еще больше забурились в снег, машина накренилась, сильно прогнув алюминиевую конструкцию. Со второй попытки «Рейндж» и вовсе утилизировал бывшую детскую радость. Ему не санки – сани-розвальни нужны. Продолжение эксперимента потеряло смысл.
Нас могут упрекнуть: мол, не до конца справились с заданием и без вспомогательных саней проехаться на трех колесах не смогли. Согласны. Но кто нам докажет, что те «трехколесные» «ситроены» с выставки и машина де Голля были серийной продукцией, а не специально подготовленными экземплярами? Мы же убедились, что в зимних условиях пробитое колесо не слишком тяжелой машины вполне можно заменить «костылем». Так что оревуар, до новых экспериментов!