Лучше один раз увидеть. Даже если это неприятно, страшно. Короткий репортаж с места запланированного ДТП ведет Сергей Канунников. Фото Александра Кульнева, Георгия Садкова, Константина Якубова.

Сегодня скорость 80 км/ч в наших крупных городах – норма. На некоторых трассах она даже разрешена. Но ездим мы порой куда быстрее, поэтому шестьдесят кажутся нам черепашьим ходом. Кстати, в Западной Европе разрешенная в городах скорость – 50 км/ч. Превышают ненамного, поскольку штрафы велики и неотвратимы. Идут разговоры о снижении до 40 км/ч. Ну а мы исходили из родных реалий.
Замеры показали: тормозной путь нашей «Калины» с 60 км/ч на влажном осеннем асфальте – 21–23 м. Учтем: за рулем профессиональный испытатель, готовый к торможению. Машина рядового водителя проехала бы еще минимум метров восемь. Тем не менее прочертим в месте, где «Калина» замерла, линию начала пешеходного перехода и увеличим скорость до невинных 80 км/ч. К середине перехода скорость снизится примерно до сорока – до них мы и разогнали «Калину».
От идеи посадить за руль водителя пришлось отказаться. Никто, включая специалистов по пассивной безопасности полигона НАМИ, не мог достоверно предсказать, куда полетят манекены – не в салон ли? Поэтому запустили «Калину» в беспилотный полет, отказавшись, таким образом, от торможения. Конечно, останавливающийся автомобиль повел бы себя немного по-другому, но сути эксперимента это не меняет.
Манекены стандартные: 70-килограммовый мужчина и его спутница массой 65 кг. Нехитрые подсчеты еще до эксперимента показали: то, что происходит с людьми при таком ударе, сравнимо с падением примерно с 6-метровой высоты, то есть со второго этажа. Но мы же решили один раз увидеть. Лучше здесь.
Для максимальной приближенности к жизни разработали и построили конструкцию, немного напоминающую… сами видите что. Манекены закрепили так, что при ощутимом толчке они падали.
Результаты эксперимента в особых комментариях не нуждаются, достаточно фото. Не надо быть искушенным экспертом, чтобы утверждать: улетевший примерно на 10 м мужчина и сделавшая в воздухе сальто женщина вряд ли остались живы. Не говоря о вылетевшем из коляски плюшевом мышонке. Пострадавшие – неодушевленные куклы, но зрелище не из приятных.
Автомобиль пострадал минимально: два зеркала, две фары, вмятина на капоте, трещина в бампере. Ветровое стекло цело –значит, водитель, будь он в машине, не пострадал бы. Но оценка повреждения автомобиля здесь, конечно, не главное.
Может, эти фото заставят нас притормозить и задуматься? Нас – ездящих, ходящих, организующих нерегулируемые переходы на широких скоростных трассах?
После эксперимента, подъезжая к очередному переходу, невольно вспоминал увиденное на полигоне, – так продолжалось несколько дней… Может, вновь пересмотреть фотографии?

НИЗКИЕ И ГЛАДКИЕ

В числе самых безопасных с точки зрения наезда на пешехода оказались заднемоторные спортивные автомобили, например «Порше-911». На таких машинах конструкторам легче сделать переднюю часть кузова максимально сминаемой. А именно в этом главная задача. Используются наиболее легко деформиру­емые материалы: пластик, алюминий. Наиболее безопасными являются, как правило, низкие, приземистые автомобили. Сложнее всего конструкторам вседорожников. Разумеется, эмблемы престижных автомобилей – скажем, «мерседесов» и «роллс-ройсов» – просто обязаны легко ломаться или прятаться в радиатор. Ну а столь любимые у нас некоторыми владельцами вседорожников кенгурины в Западной Европе давно под строжайшим запретом. Кстати, рестайлинг «Калины» во многом обусловлен именно современными требованиями безопасности пешеходов.

НЕ СНОСИТЬ ГОЛОВЫ

По методике ЕuroNCAP для оценки травмо­безопасности автомобилей их переднюю часть обстреливают предметами, имитирующими голову, бедра и голени взрослого и ребенка. Соударение такое же, как при наезде на скорости 40 км/ч (среднестатистический показатель для европейских ДТП). Оценивают податливость передней части автомобиля в 18 зонах. Тесты, подобные нашему, проводят некоторые автомобильные компании, а также независимые организации. Но результатов, как правило, не публикуют. Впрочем, иногда их используют для демонстрации достижений в области создания особо податливых деталей кузова.