Традиционную ежегодную экспертизу аккумуляторных батарей представляет большой любитель электричества и фантастики Михаил Колодочкин.

Вряд ли великие фантасты прошлых лет ожидали, что потерпят фиаско с надежной, казалось бы, темой – аккумуляторами. Вернее, с отсутствием той мощи, которую дружно им предрекали. Но задачи батарей, которые мы решили испытать в очередной ежегодной экспертизе, куда приземленнее: крутить стартеры и помогать генераторам. На этот раз проверяем «европеек», которые укладываются в габариты 242×175×190 мм. Разные производители уместили в этот объем в восемь с небольшим литров заявленные емкости от 60 до 66 А.ч. Всего же мы приобрели в фирменных магазинах 28 батарей: с чеками, гарантиями и т. п.

Осталось сравнить их фактическую энерговооруженность. Вот здесь-то и начинается современная фантастика… Судите сами: разброс по исход­ной резервной емкости – 17-кратный. Масса, указанная на этикетке, почему-то превышает истинную на килограммы. А пять батарей испугались мороза в три десятка градусов! Нет, фантасты явно были оптимистами. А вот наши цифры – реальны. Измерения проводили специалисты НИИЦ АТ 3 ЦНИИ Минобороны России. Результаты испытаний относятся к конкретной выборке батарей и не являются обобщающими критериями их качества.

Как раcставляли баллы

По результатам замеров, занесенным в протокол, расставили баллы: в каждом виде испытаний брали лучший и худший результаты, присваивая им соответственно 5 баллов и 1 балл. Все остальные участники получали промежуточные баллы согласно тому положению, которое они заняли между лидером и аутсайдером. К примеру, если при замере резервной емкости лидер показал результат 124 минуты, а аутсайдер – 81, то участник с результатом 105 минут получал 3,23 балла. И так – по всем пяти видам испытаний.

Итоговый балл представляет собой среднее арифметическое пяти промежуточных оценок. Вводить весовые коэффициенты, повышающие значимость одного параметра по отношению к другим, мы не стали: все параметры признали равнозначными. Приведенные нами цифры позволяют любому жела­ющему провести свои собственные подсчеты. Понятно, что расстановка мест при этом обязательно изменится.

Параметры сравнения

Резервная емкость. Показывает, долго ли продержится автомобиль, у которого испортился генератор. Эксперт скажет иначе: за сколько минут напряжение на клеммах батареи, выдающей в нагрузку ток 25 А, снизится до 10,5 В. Измерения проводят при температуре 25 °C. Чем выше результат, тем лучше.

Лучший результат показал MULTI: 124 мин. Худший – avtoSil: 81 мин.

Приведенная энергия пуска заявленным током. Характеризует энергию батареи в пусковом режиме. Проверку ведут при –18 °C. Сначала батарею разряжают заявленным током холодной прокрутки Iхп в течение 30 с, затем регистрируют напряжение U30 на ее выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током, равным 60 % заявленного Iхп, до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 0,3Iхп(U30 – 6,0)t6 Чем выше итоговый показатель, тем лучше.

Лучший результат – MEDALIST: 28,21 кДж. Худший – «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 10,37 кДж.

Приведенная энергия пуска единым током. Позволяет сравнить токовые характеристики всех батарей в одинаковых условиях вне зависимости от их паспортных данных. Проверку ведут при –18 °C. Сначала батарею разряжают током 450 А в течение 30 с и регистрируют напряжение U30 на ее полюсных выводах. После паузы продолжительностью 20 с батарею разряжают током в 270 А до тех пор, пока напряжение на выводах не снизится до 6,0 В. Время разряда t6 записывают. Приведенную энергию пуска подсчитывают по формуле:
Е = 135(U30 – 6,0)t6. Чем выше показатель, тем лучше.

Лучший результат – MEDALIST: 34,73 кДж. Худший – «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 6,86 кДж.


Приведенная энергия пуска единым током при –29 °C. Аналогично предыдущим испытаниям, отличие лишь в температуре. Чем выше показатель, тем лучше.

Лучший результат – VARTA: 8,85 кДж. Худшие – «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N, START. BAT, «Подольский аккумулятор» 6 СТ‑62N, ACDelco M62‑H3, Energizer PLUS EP60‑L2X: все они сдались до окончания испытаний.


Приведенная энергия пуска единым током после проверки на вибростойкость. Вибростойкость – это показатель качества сборки изделия. Батареи закрепляют на деревянном поддоне в задней части тяжелого грузовика и трясут в течение 16 часов на булыжнике. Среднеквадратичное значение виброускорений в диапазоне частот 0,7–22,4 Гц составляет 2,77–4,29 м / с².Замеры токовых характеристик проводят по методике предыдущих пунктов. Чем выше показатель, тем лучше.

Лучший результат – a-mega Innovative Hybrid 6 СТ‑60‑А3: 34,82 кДж. Худший – «Курский Аккумулятор» 6 СТ‑60N: 9,33 кДж.


Советы редактора

Хорошо забытое новое

Известная поговорка обретает на аккумуляторной почве новый смысл. Ты платишь продавцу за новую батарею, а потом выясняешь, что тебе продали изделие, долго стоявшее на пыльном складе. С гарантией и прочими бумажками, но при этом разряженное до неприличия. Поэтому перед началом испытаний мы в обязательном порядке заряжаем все батареи!

А их резервную емкость на момент покупки приводим в таблице только для справки: дескать, знайте, люди, какую дрянь вам могут подсунуть. Но в распределении мест этот параметр не участвует. А вам советуем обязательно заряжать купленные батареи – хуже не будет. Глупо ставить на машину аккумулятор с резервной емкостью… 5 минут! А у нас был и такой.

Куда слетать за батареей

Фантастика фантастикой, но как же выбирать батарею? Настойчиво искать в магазине очередного зарулевского победителя? Если не хотите обращаться на сервис или к помощи продавца, то алгоритм следующий. Брать надо ту, которая уместится в отведенной ей нише, будь то моторный отсек, багажник или что‑то еще (глупо промахнуться на пару сантиметров). Попутно определяем полярность, глянув на старую батарею: что у нее справа, а что слева.

Само собой, если машина не европейская, то и сами клеммы могут отличаться от большинства привычных как формой, так и расположением. После этого выбираем бренд: тут мы однозначно советуем руководствоваться списком наших победителей последних лет и никогда не клевать на новичков или аутсайдеров. Даже если у них этикетки красивые.

Марка батареи определяет, как правило, и ее цену. Заявленные ток и емкость получатся сами собой – исходя из габаритов. Заряжаем батарею, подключаем вместо старой – и ключ на старт!

Победители наших экспертиз

2012: VARTA, МEDALIST, topla
2011: МEDALIST, PANASONIC, TITAN
2010: МEDALIST, VARTA, «ЗВЕРЬ»
2009: VARTA, МEDALIST, а-mega
2008: BOSCH, MEDALIST, VARTA
2007: МUTLU, АКОМ, МEDALIST

Вопросы читателей

Почему аккумуляторы при проверке выдают заявленный ток так недолго? Если емкость равна 60 А·ч, то арифметика подсказывает: ток 600 А должен выдаваться примерно 0,1 часа, или 6 минут. Но реальный счет идет лишь на десятки секунд…

Дело в том, что при таком токе емкость батареи составляет уже не 60 А·ч, а гораздо меньше: примерно 20–25. Надпись «60 А·ч» говорит лишь о том, что в течение 20 часов при температуре 25 ºС вы можете разряжать свой аккумулятор током 3 А (60:20), и не более. При этом в конце разряда напряжение на выводах аккумулятора не должно опуститься ниже 10,5 В.

Оценивать емкость в ампер-часах очень неудобно. А измерять ее в этих единицах просто неграмотно: произведение тока на время дает не емкость, а количество электричества, которое иначе называют зарядом. Единица количества электричества – кулон. 1 Кл = 1 А·с. Соответственно 1 А·ч = 3600 Кл. Гораздо понятнее термин «резервная емкость», показывающий, сколько минут продержится батарея на автомобиле, у которого отказал генератор.

Правда ли, что при установке аккумулятора большей емкости, чем штатный, он будет недозаряжаться, а стартер от чрезмерного тока выйдет из строя?

Неправда. Что помешает батарее зарядиться полностью? Вот вам аналогия: если вы зачерпнули стакан воды из ведра или бочки, то для восстановления исход­ного уровня жидкости вам потребуется долить из‑под крана всё тот же стакан – как в ведро, так и в бочку. Что касается ожидаемой поломки стартера, его ток потребления не изменится, даже если емкость батареи вырастет раз в сто или тысячу. Закон Ома от ампер-часов не зависит.

Разговоры про грядущие поломки уместны разве что для экстремалов, привыкших выбираться из болота на стартере. При этом последний, понятное дело, очень сильно греется, а потому малоемкая батарея может спасти его от смертельного перегрева, умерев первой… Но это гипотетический случай.

Что скрывается за термином «кальциевая батарея»?

Значок Ca (а то и Ca-Ca) на аккумуляторах сегодня присутствует все чаще. Речь идет о совсем небольших (доли или единицы процента) добавках кальция в сплав, из которого изготавливают пластины. Если его добавляют и в положительные, и в отрицательные электроды, то получается то самое Са-Са.

Такие батареи при прочих равных условиях труднее закипают, что важно для необслуживаемых батарей. Меньше у них и саморазряд при хранении. Поэтому батарей с добавками традиционной сурьмы (их обычно выдает наличие пробок) сегодня в продаже почти не встретишь.

Зачем выбирать батарею с заявленным током, скажем, 600 А, если реальная потребность вдвое меньше?

Заявленный ток – это еще и косвенный показатель качества батареи: чем он выше, тем ниже ее внутреннее сопротивление. К тому же на сильном морозе масло густеет и ток растет.

Что лучше – обслуживаемые батареи или необслуживаемые?

Аккумуляторы, в которых остался доступ к банкам, уходят. Такие изделия – назовем их обслуживаемыми – лучше всего подойдут старым машинам с нестабильным напряжением сети, в чьих батареях вода может выкипать. Для современного авто это лишнее: новую батарею просто ставят под капот и на несколько лет забывают о ней.

Заметим, что и в новом автомобиле ничего не стоит загубить батарею за неделю. Ночные зимние пуски, полный набор включенных энергопотребителей, короткие пробеги в пробках – при таких условиях она не успевает подзаряжаться от генератора и потихоньку умирает.

[%RATING%]

Оценка

1_resultat_01


01-2

1 место

VARTA BLUE dynamic D43, Johnson Controls

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 14,51


Несмотря на шестое место по резервной емкости, батарея очень уверенно выдержала испытания большими токами, победив при –29 °С, и в итоге заняла чистое первое место. Именно таких результатов потребители и ждут от громких имен. Наши поздравления!


02-2

2 место

MEDALIST Premium Battery, Delkor Corporation

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 600

Масса с электролитом, кг 15,16


Эта батарея, как всегда, боролась только за золото, но… Подвела резервная емкость – лишь седьмой результат. В итоге даже привычные победы в испытаниях заявленным и единым токами не помогли вновь взойти на вершину пьедестала. Но высший класс марки подтвержден: «Медалист» – вице-чемпион!


 03-2

3 место

topla ENERGY

Заявленная емкость, А∙ч 66

Заявленный ток, А 570

Масса с электролитом, кг 15,65


Батареи этого бренда давно завоевали заслуженную популярность, но до пьедестала не добирались. И вот – свершилось: прекрасные энергетические характеристики нашли свое отражение в протоколе испытаний. Единственное замечание бронзовому призеру – его ценник: мягко говоря, дороговато…

4-6 место 

04-1

a-mega Innovative Hybrid 6СТ-60-А3, Украина

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 15,85


Уже не первый год украинский бренд уверенно чувствует себя в группе лидеров. В данной экспертизе батарея оказалась лучшей после испытаний на вибростойкость, а по сумме набрала одинаковое количество баллов с EXIDE и АКТЕХ. Отметим, что заявленная масса на 700 г больше фактической…

 

05-1


4-6 место 7 место 8 место
TYUMEN BATTERY 6CT-62L, Тюмень

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 500

Масса с электролитом, кг 16,76

Самая тяжелая батарея в нашем тесте, как всегда, не разочаровала, уверенно потеснив два десятка конкурентов. Пятое место по резервной емкости, уверенное выступление на морозе – в общем, все нормально. Жаль, что привычно низкая тюменская цена осталась в прошлом.

BOSCH SILVER PLUS S5, Германия

Заявленная емкость, А∙ч 63

Заявленный ток, А 610

Масса с электролитом, кг 14,92

Обычно бошевские батареи заявляют скромные токи, а тут – 610 А! В ходе этой проверки завоевано четвертое место – очень хорошо. Притом батарея довольно легкая. В целом же типичное для бренда выступление: место довольно высокое, но не призовое.

EXIDE Premium EA640, Польша

Заявленная емкость, А∙ч 64

Заявленный ток, А 640

Масса с электролитом, кг 15,3

Обещания производителей батареи оказались чуть выше ее реальных возможностей. Заявленные токи она выдала, став в этом испытании только девятой. Однако в многоборье все сложилось хорошо: дележ высоких мест с украинской и сибирской конкурентками.

 

9 место

MULTI, Сербия, Сомбор

Заявленная емкость, А∙ч 63

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 14,37


К разряду приятных неожиданностей отнесем первое место в испытаниях на резервную емкость. В остальных замерах все тоже неплохо. А вот за внешнее сходство с популярнейшей турецкой батареей хвалить не хочется.

09-2

4-6 место

АКТЕХ класс SLI-PRO 6CT-64L3(R), Россия, Свирск

Заявленная емкость, А∙ч 64

Заявленный ток, А 550

Масса с электролитом, кг 15,66


«Сибирячка» стала третьей при проверке резервной емкости и пятой в испытании заявленным током. Очень хорошо. Одно непонятно: почему при взвешивании недосчитались килограмма из обещанной массы? Может, его-то и не хватило, чтобы оказаться в тройке призеров?

forse-65

10 место 

FORSE 65 6CT-65A(0), Украина, корпорация Westa, Made for Europe

Заявленная емкость, А∙ч/мин 65 / 110

Заявленный ток, А 640

Масса с электролитом, кг 16,2


Второе место по резервной емкости – отлично! А вот при –29 °С только 22-й результат. Однако в многоборье все показатели успешно суммировались и принесли место в десятке.

vortex

11 место

Vortex 6CT-62A3(0), Украина, корпорация Westa

Заявленная емкость, А∙ч/мин 62 / 105

Заявленный ток, А 570

Масса с электролитом, кг 15,83


Обычные результаты из середины таблицы: ни хвалить, ни ругать особо не за что. Но почему батарея недобрала аж килограмм до заявленной массы?

super_president

12 место 

SUPER PRESIDENT, Корея

Заявленная емкость, А∙ч/мин 60 / 110

Заявленный ток, А 560

Масса с электролитом, кг 14,71


Громкое название не поддержано столь же впечатляющими показателями. Испытания батарея прошла, но отметить явные плюсы затруднительно.

titan_arctic

13 место

TN TITAN ARCTIC SILVER, Россия, TUBOR Accumulating Energy

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 575

Масса с электролитом, кг 15,68


Производитель приводит таблицу применяемости батареи – от «Альфа Ромео» до «Фольксвагена». Что до испытаний, они прошли успешно, но ярких прорывов не отмечено, поэтому финишировать пришлось в середине.

gelios

14 место

GELIOS, Белоруссия, «Полесские аккумуляторы»

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 500

Масса с электролитом, кг 14,67


Отметим полтора килограмма разницы между заявленной массой и реальной. Не хватает пластин? Очень похоже, так как заявленный ток батарея выдала с трудом, показав всего лишь 23-й результат. Итог – в середине таблицы.

black_horse

15 место

BLACK HORSE, Сербия, Sombor

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 510

Масса с электролитом, кг 13,76


Довольно легкая батарея и одна из самых недорогих. Пожалуй, в этом ее основное достоинство. Выступила без провалов, но к звездам не потянулась.

banner

16-17 место

Banner POWER BULL, Австрия

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 15,38


Многолетняя тяжба австрийской фирмы с плагиаторами закончилась, и «Баннер» избавился от двойников, вытеснявших его с рынка. А о самом аккумуляторе сказать нечего: всё очень средне.

 

zubr

16-17 место

ZUBR 6СТ-62А3, Белоруссия, СП ООО «Полесские аккумуляторы»

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 14,52

Масса батареи – 14,52 кг. А заявленная – 17,1 кг!


Экономия вышла боком: результаты слабые.

 

sznajder

18 место

SZNAJDER PLUS Calcium, Польша, ZAP SZNAJDER BATTERIES

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 520

Масса с электролитом, кг 13,9


Польский бренд не смог продемонстрировать ничего необычного. Результаты ближе к слабым, а при немалой цене вообще вызывают недоумение.

energizer

19 место

Energizer PLUS EP60-L2X, Johnson Controls

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 14,31


Недешевая батарея не захотела подтянуться даже до середнячков, откровенно отказавшись работать на морозе. Из положенных 30 с разряда единым током она протянула всего 24 c и не добралась до второго этапа испытаний.

020-1

20 место

ACDelco M62-H3, Корея

Заявленная емкость, А∙ч/мин 62 / 100

Заявленный ток, А 510

Масса с электролитом, кг 14,38


Самая дорогая батарея в тесте нас разочаровала. В России зимой холодно, и на морозе надо работать, а не сдаваться через 21 с, то есть на первом же этапе замеров. Остальные результаты тоже не впечатлили.

021-1

21 место

ABSOLUT Art of Power 6СТ-62VL, Россия

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 14,5


При взвешивании мы недосчитались полутора килограммов. Что конкретно недоложил изготовитель, гадать не будем, но все результаты оказались очень слабенькими.

022-1

22 место

ВМ 6СТ-60АП3(VL), Казахстан, ТОО «Кайнар-АКБ»

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 500

Масса с электролитом, кг 14,69


Масса на килограмм меньше заявленной. Все энергетические характеристики довольно слабые: наверное, свинца недоложили. Изделие восторга не вызвало.

023-2_01

23 место

BARS Silver 6СТ-АП3, Казахстан, ТОО «Кайнар-АКБ»

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 500

Масса с электролитом, кг 14,66


Нехватка массы при взвешивании сразу настораживает. Так и есть: все показатели среди наиболее низких, особенно при –29 °С. Зато цена оказалась самой привлекательной.

024-2

24 место

UNIFORCE BLACK 6CT-62A3

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 540

Масса с электролитом, кг 13,53


Рекорд «похудания»: реальная масса меньше заявленной на 3,5 кг! Странно, что при таком недоборе свинца батарея вообще работает. А о высоких показателях лучше не думать.

025-1

25 место

«Подольский аккумулятор» 6СТ-62N, Курск, ООО «ИСточник ТОка Курский»

Заявленная емкость, А∙ч/мин 62 / 105

Заявленный ток, А 520

Масса с электролитом, кг 14,55


В этой батарее, похоже, сэкономили на свинцовых пластинах. Курско-подольское изделие и так не блистало высокими показателями, а при –29 °С капитулировало уже через 19 с. И это при едином токе, который скромнее заявленного. В общем, неудача.

026-1

26 место

START.BAT Professional Starter Battery 6CT-62N, Россия, ООО «ИСточник ТОка Курский»

Заявленная емкость, А∙ч 62

Заявленный ток, А 450

Масса с электролитом, кг 14,42


Недобор 2,5 кг массы особенно сильно сказался на морозе: батарея померла через 18 с. Заявленный ток совсем скромный. В общем, всё плохо. Привлекает разве цена.

027-1

27 место

avtoSil 6CT-60N, ООО «Нест», Калининградская область, Нестеров

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 480

Масса с электролитом, кг 14,07


Надпись «Испытано при –58 °С», конечно, впечатляет, но даже при скромных –29 °С батарея оказалась в нижней части таблицы. Резервная емкость худшая, все остальные оценки – между 1 и 2. И цена не самая маленькая

028-2

28 место

«Курский Аккумулятор» 6СТ-60N, Россия, ООО «ИСточник ТОка Курский»

Заявленная емкость, А∙ч 60

Заявленный ток, А 420

Масса с электролитом, кг 13,67


Когда масса батареи на три с лишним кило меньше обещанной, не стоит ждать от нее ничего хорошего. Итог – последнее место, причем без попыток достойной борьбы.