Как, меняя свечи на двигателе, не насыпать в цилиндры грязь, рассказывает Борис Ездаков.

На некоторых моторах замена свечей – сложная работа; разбирать полмашины, не имея достаточных навыков, дело рискованное. Но обычно свечи перед глазами, бери ключ и откручивай. Однако и тут есть подводные камни. К иной свече доступ неудобный, а если еще затянута туго да пригорела, недолго и сломать. Но это тема отдельная, сейчас поговорим о более простых, но важных вещах.

Резьбовое отверстие в головке при вывернутой свече, как открытая рана, куда могут попасть опасные микробы – песчинки, коих немало скапливается в колодцах свечей. Небрежно отвернешь – песочек тут же посыплется в цилиндр. Если песок попадет внутрь, владелец авто поначалу ничего не заметит – поедет как ни в чем не бывало. Но капля камень точит. После нескольких небрежных замен на зеркале гильз цилиндров появятся царапины, компрессия начнет падать, расход масла – увеличиваться, а свечи из-за нагара придется менять еще чаще, добавляя в цилиндры новые порции абразива.

Поэтому прежде, чем вывернуть свечу, стоит принять меры профилактики. Отвернем ее на два-три оборота, очистим щеткой, хорошенько продуем сжатым воздухом, капнем в резьбу немного масла или жидкости WD-40 (чтобы пригоревшей свечой понапрасну не портить резьбу в отверстии головки) и лишь после этого полностью вывинтим. Для продувки понадобится шинный насос (лучше ножной) либо компрессор с хорошей производительностью.
Если нет насоса, смочим грязь вокруг свечи густым маслом или каким-нибудь эластичным клеем, способным связать песчинки. Вывернув старую свечу, тщательно очистим резьбовое гнездо – и лишь потом вкрутим новую. При этом постараемся поглубже завернуть ее самым чутким инструментом – пальцами. И лишь в конце – свечным ключом. Спешить себе дороже, ведь срывают резьбу не потому, что алюминий головки мягкий, а из-за невнимательности. Пошла свеча с перекосом, не по резьбе, – вот и проблема!

Но лучше вовсе избавиться от песка под свечами. Советов на эту тему было немало. Вот мой вариант: от резинового шланга внутренним диаметром 18 мм и наружным 26 мм отрезал четыре уплотнительных кольца по 6 мм высотой, надел их на цилиндрические поверхности свечей ниже шестигранников – и завернул в гнезда. Кольца плотно перекрыли углубления под свечи – песку не проникнуть. Даже после поездок по мокрым проселкам в колодцах под свечами чисто. Перед тем как их вывернуть, просто щеткой сметаю с них грязь.Перегрева свечей опасаться не стоит, ведь львиная доля теплоты отводится от них в головку блока, а не в воздух.

Кстати, тепловые характеристики свечей обычно известны – годятся ли они для вашего двигателя, в хорошем магазине подскажут. А вот зазор между электродами свечи к калильному числу отношения не имеет. Он зависит от системы зажигания. Например, с маломощной контактной системой вазовской «классики» это всего 0,5–0,6 мм. Купили свечи с зазором 1 мм – уменьшите его до нормы, иначе перебоев в работе мотора не избежать. А какой зазор нужен для вашего авто, ответит руководство по эксплуатации автомобиля или дилер.