Один довольно популярен у нас, другой – пока только в Америке. Приживется ли в Украине «Хайлендер», не уступит ли конкуренту «Мурано»? Шансы обоих взвешивает Сергей Воскресенский. Фото Александра Кульнева.

Иногда кажется: они родственники. Большие, просторные, заметные, с многолитровыми – по 3,5 на брата – моторами. В них тесно переплелись привычные и не очень инженерные решения. В них много кожи, хорошего металла, всевозможных ящичков и кармашков, обязательных экранов навигации и маршрутников. А пассажиры просто тонут в лоске и комфорте. Можно не сомневаться: обнаружив в одной из машин фенечку, подобное найдем и у соперницы. Вот только «Хайлендер» немного задержался, придя на наш рынок лишь недавно, зато косметически обновленным.
Несмотря на принадлежность к одному сословию, авто разнятся. «Тойота-Хайлендер», помимо фирменной монументальности стиля (на общем фоне даже 19-дюймовые колеса выглядят компактными), хвастается третьим рядом сидений. «Ниссан-Мурано» противопоставляет изящество форм, фамильную яркость, насыщенность интерьера вплоть до откидного дисплея для сидящих сзади.

ПЛАСТИКА ЖАНРА

Вот незадача, к багажному отсеку «Хайлендера» не подступиться. Дело не в ритуале дистанционного открытия пятой двери. Просто, обращаясь к недрам 400-литрового багажника «Тойоты», нужно покорно поклониться нижней кромке «гильотины», нависающей над головой любого, кто ростом выше 180 см. Имея дело с «Мурано», нагибаться не надо.
В «Хайлендере» комбинация приборов простовата – похоже, заимствована у модели подешевле. Но, как ни странно, это аляповатое пятно неплохо уживается с общей строгостью, продуманностью интерьера. Кроссовер покоряет отменной посадкой водителя (подушка сиденья регулируется по длине), поэтому удобно орудовать рычагом пятиступенчатого автомата,
крутить компактную баранку, регулируемую в двух направлениях, щелкать тумблерами трехзонной климатической установки.

В отличие от соперника, «Мурано» покоряет выверенным набором благ. Интерьер выразительный – минимум острых углов, кожа, мягкие пластики и яркие шкалы крупных, запоминающихся приборов. К ним в комплект серебристые вставки под алюминий. И никакого реликтового псевдодерева, столь активно используемого создателями «Тойоты». Даже центральный дисплей, невзирая на схожие размеры и возможности, здесь выглядит функциональнее. Этот мир комфорта и уюта, помноженных на обилие электроприводов (даже рулевое колесо подстраивается тумблером), впечатляет.
Но присидевшись, понимаю: в «Тойоте» все же удобнее и правильнее, пусть даже у «Мурано» кресло с неплохой боковой поддержкой и широкими диапазонами регулировок. Управление климатом в «Ниссане» могло быть и лучше. Мелкие символы, разрозненные рукоятки заставляют прицеливаться даже к режиму Auto. И хотя свои функции раздельная климатическая установка выполняет хорошо, у конкурента все это выглядит основательнее да и работает более добротно.

ГДЕ-ТО ЗА ГОРОДОМ

На ходу соперничество ожесточеннее: уж больно близки возможности автомобилей. За «Мурано» прежде всего потрясающий комфорт, в котором тонут посторонние звуки – и лишь иногда бас «шестерки» нарушает тишину.
Сначала кажется, что двигатель и вариатор взаимодействуют чересчур плавно. Однако, если нажать акселератор от души, «Мурано» почти мгновенно пристроит стрелку тахометра к отметке 6500 об/мин и рванет вперед так, что только успевай справляться с неуемным темпераментом. «Ниссан» во многом похож на большой автомобиль бизнес-класса: быстрые, напористые отклики на действия рулем, упругие и цепкие тормоза, мягкость в настройках подвесок. Но все это лишь на высококачественных покрытиях.
Дороги отечественной глубинки никоим образом не сказываются на разгонной динамике «Мурано», действительно классной шумоизоляции и тормозах, но в работе подвесок вдруг появляется некая истеричность, сначала хорошо заметная лишь на мелких неровностях, при проезде которых кроссовер вздрагивает всем корпусом и чем-то побрякивает. С ростом скорости к этому добавляется раскачка кузова, а к ней и рыскания, заставляющие покрепче взяться за руль. Не то чтобы «Мурано» становится опасным, но на глазах теряет образ сбитого авто, превращаясь в обычную машину, требующую деликатного управления.
«Хайлендер» даже на ровном асфальте не всегда похвастается идеальным взаимопониманием с водителем. Он не только тяжелее конкурента, но и грубее по настройкам. У него громче звук мотора, не столь выверены и чутки тормоза, да и управляемостью «Тойота» после легкого и подвижного «Мурано» напоминает скорее большой вседорожник. Поэтому не удивляешься, когда «Хайлендер» даже на невысокой скорости вдруг начинает заметнее потряхивать на неровностях – такого поведения и ожидал.
Единственное, в чем он уверенно соперничает с «Мурано», – резкий (иногда даже слишком) старт с места. Коробка передач ждет лишь намека от водителя: стоит прикоснуться к педали газа, «Хайлендер» рывком устремляется вперед. Здесь он, безусловно, хорош: практически идеальное взаимодействие мощного, гибкого двигателя и на удивление быстрого автомата. Правда, когда стартовый пыл коробки немного спадет, а стрелка спидометра подберется примерно к 100 км/ч, заставить «Тойоту» резко ускориться все же сложнее, чем
«Ниссан».
Не зря «Хайлендер» позиционируют как автомобиль для дальних поездок. Ему кстати спокойная, надежная управляемость. Но куда важнее сбалансированные подвески, прекрасно справляющиеся с большинством неровностей, которые словно исчезают. И никакой раскачки, дриблинга, посторонних звуков или рысканий! «Тойота» проглатывает километры, совершенно не утомляя седоков.

НЕСГОВОРЧИВЫЕ

Близкие размеры, темпераменты, цена, даже прожорливость объемных моторов, не оставляющих шанса поклонникам экономичной езды. Трассовый расход топлива колеблется между 14 и 16 л на 100 км, в зависимости от темперамента водителя. Но они все-таки разные.
«Ниссан-Мурано» скорее горожанин: яркий, комфортный, холеный. В этой стихии он дарит уверенность, тишину и уют, которые обязательно стоит помножить на недюжинный темперамент, легкость управления и по­движность, обычно не свойственную подобным автомобилям. Но выбирайте хорошие дороги, если не хотите все это растерять.
«Тойота-Хайлендер», невзирая на прагматичность и незыблемое следование корпоративным идеалам, –
серьезная заявка на лидерство и в нашем тесте, и в классе. Это настоящий, правильный кроссовер – удобный в городе и хорошо подготовленный для езды за его пределами. Не идеален, но достоинства и универсальность легко перевешивают недочеты, делая их скорее особенностями.

В СНЕГУ И НА ПАРКЕТЕ

Зима, лед, снег заманчивые лесные да и полевые проселки. Ну как оставить их без внимания?
Небольшой по нашим меркам (175 мм по выпускной системе) дорожный просвет делает «Ниссан-Мурано» очень уязвимым вне асфальта. Чуть не рассчитал – и снизу раздается характерное «хрясь!». А если уж забрался хорошенько в сугроб, то и вариатор дает сбой, отказываясь проворачивать колеса. «Мурано» пытается компенсировать недостатки правильной управляемостью на скользкой дороге. Она действительно неплоха, с некоторым перевесом в сторону переднеприводного поведения. А отключив электронику, можно вволю поскользить. Но быстро перегревающаяся муфта (полный привод подключаемый) не позволяет похулиганить от души. Загорается предупреждение на панели: кроссовер требует отдыха.
У «Тойоты-Хайлендер» неплохие геометрические данные и постоянный полный привод. Мешает лишь противобуксовочная система, слишком активно вмешиваясь в процесс. Иногда, причем в самых неподходящих случаях, она просто останавливает автомобиль. Тумблер отключения есть, но его еще надо найти, а на это не всегда есть время. По той же причине порой нелогична и управляемость на скользкой дороге. А поддашь газку в повороте, «Тойота» начинает неприлично, по-заднеприводному мести хвостом, система стабилизации тут же ставит машину на место – и кроссовер замирает как вкопанный. Перестраховались!.