Популярные и пока не очень, уже известные и только появившиеся…

Утверждают, что автомобили-одноклассники очень похожи друг на друга, особенно внешностью и ценами. Согласен, но лишь отчасти.
Действительно, «Хёндай-i30» и новичок «Рено-Меган» – типичные хэтчбеки с мотором 1,6 л и механической коробкой передач. Однако, немного забегая вперед, утверждаю: они сильно разнятся, и не только количеством лошадиных сил (126 и 106 л.с.). У машин разные характеры, подходы к использованию внутреннего пространства, ездовые возможности, даже запахи в салоне.
Подретушированный «Ниссан-Тиида» со 110‑сильным мотором и автоматом и перекачанный (не только турбонаддувом, но и дополнительным оборудованием) «Опель-Астра» с двигателем в 140 л.с. тоже со своими особенностями.

БЕЗВРЕМЕНЬЕ

Симпатичные, но явно тяжеловесные формы «Ниссана-Тиида» не заставят сердце учащенно забиться. Вход в машину (и выход) с относительно высокой крышей удобен. Сиденья кожаные, «иллюминатор» климатической установки симпатичен, есть даже компактный экран навигации – последнее приобретение.
«Тиида» привлекает внимание удобными ящичками и кармашками, не говоря уже о двигающемся заднем диване и продуманном размещении задних пассажиров.
А вот за рулем сидишь слишком высоко, обзорность ограничена нависающим перед глазами потолком. И это полбеды, хуже, что водительское кресло неудачное – с короткими подушкой и спинкой. Уж не знаю, на кого оно рассчитано, но все эксперты жаловались на быстро затекающую спину и болтанку верхней части туловища. На этом фоне мелочно критиковать обычную, ничем не примечательную комбинацию приборов, упрятанную с глаз долой регулировку наружных зеркал, настраиваемое лишь по высоте рулевое колесо.
Оценкам большинства ездовых качеств сопутствовала бы спокойная сдержанность, не будь у «Тииды» самого обычного, на первый взгляд, автомата, добившегося полного взаимопонимания с таким же, ничем вроде не выделяющимся мотором. Именно слаженная работа агрегата предопределила мои водительские впечатления. Мягкий, но достаточно темпераментный разгон, быстрые и вместе с тем плавные переключения. Конечно, этот автомат недолюб­ливает агрессивную манеру вождения – иногда запаздывает с переключением. Но стоит вести себя чуть поспокойнее – и, кажется, лучшего парт­нера не найти.
«Тиида» порой воспринимается мягкой и комфортной, особенно на мелких неровностях, где соперники старательно громыхают подвесками. Но вдруг неприятно поражает прыгучестью на пологих волнах, резкими колебаниями кузова. Потом машина напрягает кренами и неточным управлением в самом безобидном повороте. «Тииду», то и дело норовящую рвануть по прямой, приходится с усилием запихивать внутрь виража. Таково влияние подвесок с внушительным дорожным просветом, настроенных на не очень хорошие дороги. Но как раз на них машина и преподносит наибольшее количество малоприятных сюрпризов, особенно на высокой скорости. Поначалу кажущийся вполне приемлемым, комфорт «Тииды» для наших дорог не очень подходит.

ДИТЯ ПОСТКРИЗИСНОЙ ЭПОХИ

Новый «Рено-Меган» внешне более сдержан, в какой-то мере даже консервативен.
В «Тииде» чувствовалась попытка сделать интерьер подороже, здесь же, невзирая на мягкий пластик, серебристые вставки под алюминий на передней панели и даже раздельный климатик, возникает ощущение недорогой машины.
Зато на водительском месте гораздо удобнее. Да, и здесь ничего особенного, но кресло приятно обволакивает тело, а диапазоны перемещений, особенно по вертикали, восхищают. А вот сзади места лишь на двоих и всё на пределе. Водитель и передний пассажир в привилегированном положении. Одному – регулируемый в двух направлениях руль, удобные педали и переключатели, другому – простор.
Похоже, эти жалобные звуки, раздающиеся из трансмиссии, «пустая» педаль сцепления, схватывающего в последний момент, безвольный механизм переключений становятся визитной карточкой всех «рено» с мотором 1,6 л – от «Логана» до «Дастера». «Меган» не исключение. Отрадно видеть число 91 на лючке бензобака – свидетельство адаптации машины к нашим условиям. Жаль, возможности мотора вновь не впечатляют. В «Ти­иде» 110 «лошадей» радовали удобством и взаимопониманием, а 106‑сильный «Меган» на этом фоне выглядит недокормленным. Двигатель противопоставляет этому недостатку удобную и очень логичную эластичность – удается реже пользоваться коробкой.
«Меган» вполне комфортен с точки зрения шумов и вибраций. Да, двигатель после 4000 об/мин напомнит о себе не очень породистым гулом, но в зоне более низких оборотов его приглушенное звучание не утомляет.
Подвески – жесткие не только на дорожной мелочи (в этом «Тиида» даже предпочтительнее). Но в целом «Меган» хорошо справляется с большинством отечественных колдобин, демонстрируя стабильное, а главное, неутомительное поведение на дороге. А уж управляемость!.. Иногда кажется, автомобиль сам заезжает в поворот – настолько охотно «Рено» реагирует на команды водителя. Поведение «француза» понятно и логично в большинстве ситуаций. Есть особенность: иногда, попав на неровности (серия поперечных волн, например), задняя подвеска начинает «рулить» уж чересчур активно, норовя испугать слишком быстрого и малоопытного водителя.

В ПОИСКАХ ШЕСТОЙ ПЕРЕДАЧИ

Острые углы, замысловатые линии – корейский задор оставил отпечаток буквально на всех деталях экстерьера «Хёндай-i30». Мягкий пластик передней панели, симпатичная и просторная на фоне остальных комбинация приборов подсвечена от души, не то что в «Мегане».
«Хёндай» набирает очки за счет высококачественного и в какой-то мере нетипичного интерьера. Водителю удобно, просторно задним пассажирам, оснащение не хуже, чем в «Тииде» или «Мегане». Но «музыка» звучит не столь богато. Водительское сиденье ориентировано на более высокую, нежели в «Мегане», посадку, и это немного мешает. Но в целом усаживаешься хорошо. В том числе благодаря большим регулировочным диапазонам.
Тяготеющий к высоким оборотам 126‑сильный двигатель довольно быстро приучает аккуратно включать сцепление, иначе колеса шлифуют асфальт даже на второй передаче. При этом мотор эластичен и на низких оборотах. Трансмиссия i30 свое­образна: передачи подобраны так, что даже при 120 км/ч на хорошем загородном шоссе мотор ревет. Ведь на тахометре почти 4000 об/мин. Сначала кажется, что едешь на третьей, потом начинаешь машинально искать несуществующую шестую передачу.
Ставим в протокол оценку, соответствующую такому акустическому сопровождению.
С ездовым комфортом напряженно. Одни непримиримо жесткие подвески чего стоят. Они бесхитростно потряхивают не только на мелких неровностях – этого у всех тестовых хэтч­беков хватает, разве только «Тиида» чуть лучше. «Хёндай» же старается детально информировать о любой неровности на дороге. Там, где «Тиида» укачивала, норовя разболтать верхнюю часть туловища, i30 жестко трясет,
вызывая дискомфорт где-то внутри.
Помимо возможностей мотора, в ездовом плане «Хёндай» может противопоставить соперникам лишь отличные тормоза и напористую, хотя и немного искусственную, управляемость. «Хёндай» слишком резок: мгновенный отклик на любое прикосновение к рулю и соответствующее поведение, ориентированное на темпераментных и энергичных.

В ПОИСКАХ ПРИМИРЕНИЯ

Мнения экспертов, до этого почти во всем совпадавшие, разделились. Молодежь просто без ума от эффектной (а на мой вкус, несколько смазливой) внешности «Опеля», в восторге от рельефных спортивных (правда, опциональных) сидений.
Мои замечания к упрятанной и неудобной рукоятке регулировки спинки не воспринимают, как и рассуждения о том, что на водительском месте «Астры» устраиваешься втрое дольше, чем в остальных машинах. Сидится, действительно, здорово, но слишком зажато. В таком кресле хорошо на горной дороге, где центробежные силы диктуют условия существования, а в обычной жизни предпочту что-нибудь попроще. Пытаемся усесться сзади – не получается: очень тесно. Спортивные передние сиденья только усугубляют ситуацию. Трудно разобраться в многокнопочной клавиатуре центральной консоли. Но с другими органами управления все в порядке.
Турбодвигатель в 140 «лошадей» покоряет стартом с места, дает почувствовать отменную гибкость на средних оборотах, когда лишь прикоснешься к педали газа – и «Опель» плавным, но мощным рывком устремляется вперед. В этой номинации ему нет равных. Однако на большее рассчитывать не стоит. Утопив акселератор в пол, бесполезно ждать, что двигатель вдруг вспыхнет. Все свое он отдал раньше, между 2000 и 3500 об/мин, а теперь ведет себя довольно вяло. В этом смысле «Хёндай» повеселее. Зато «Астру» трудно сравнивать с конкурентами по части шумоизоляции. Порода и немецкий инженерный подход берут свое. Корейский i30 на этом фоне выглядит пионером, затесавшимся в компанию профессионалов.
«Астра» пытается победить, предлагая дорогую опцию – так называемое адаптивное шасси. Это автоматически регулируемые амортизаторы, меняющиеся настройки усилителя руля, педали акселератора и даже
вспыхивающая багрянцем подсветка приборов. Игрушка классная… Но в жизни комфортным режимом удается пользоваться главным образом в городе. На шоссе подвески не справляются с волнами, допуская бурную раскачку кузова, да и управляемость становится расхлябанной. Ну а режим «спорт» делает машину очень послушной, интересной на дороге, позволяет играючи справляться с быстрыми виражами. Одно условие: асфальт должен быть ровным, иначе душу «Астра» вытрясает изрядно. Не «Тиида» и не «Хёндай», конечно, но «Меган» во многих ситуациях комфортнее. Вот и ездишь, то включая «спорт», то выключая.

ПОХОЖИЕ, НО РАЗНЫЕ

Подбирая машину для себя, к рассудительности «Мегана» и чуткости автомата «Тииды» я добавил бы экспрессию «Хёндай-i30». Затем прослоил бы все это высококачественными материалами «Астры», только не этой, перенасыщенной дополнительным оборудованием, а попроще. Но идеальных автомобилей не бывает, и с точки зрения цены тоже. Хорошо упакованные версии участников теста стоят далеко за $20 000.
«Ниссан-Тиида» со 175‑миллиметровым дорожным просветом и продольно регулируемым задним диваном – неплохой вариант для настоящих дачников, спокойных и терпеливых. Уравновешенный и экономичный «Рено-Меган», вероятно, особенно интересен жителям большого города. Ну а «Хёндай-i30» – неплохой компромисс между отличными семейными возможностями и неукротимым темпераментом. Наконец, победивший «Опель-Астра» очень грамотно ориентирован на молодых и преуспевающих.