Неладное творится в природе: то слишком жарко, то чересчур холодно.Моторное масло, наиболее приспособленное к экстремальным изменениям температуры, подбирали Михаил Колодочкин
и Александр Шабанов.

Нас капризами погоды не удивишь. А вот как помочь машине приспособиться к непредсказуемой погоде? В том же Киеве зимой может быть и минус тридцать, и плюс пять. А летом да на солнцепеке – вплоть до сорока! Какое же масло подобрать, чтобы не вздрагивать от метеопрогно­за, а каждый зимний пуск вредил бы мотору как можно меньше? Рецепт, кажется, есть: на прилавках стоят канистры с маслами 0W‑40.

Очень заманчиво! Гуру уверяют: чем меньше первая циферка, тем легче на морозе пустить мотор. Но тут же вспоминаешь, что современное масло служит подолгу, выхаживая больше 15 тыс. км. Не буду же я его менять только потому, что зима сменилась летом или наоборот! Но понравится ли мотору работать летом на масле, которое подбирали под холодную зиму? Вот и проверим. Итак, экспертиза моторных масел для экстремального климата!
Имена участников громкие: Motul X‑max, Castrol EDGE, Mobil 1 New Life и Liqui Moly Synthoil Energy. Все масла дорогущие, группы качества – по API SM, а Mobil 1 даже SN/SM.

ЭКСТРИМ ДЛЯ МАСЛА

Что будем проверять? Надо поймать все параметры, влияющие на работу мотора и в жуткий холод, и когда вокруг пекло. Для этого пришлось модифицировать нашу методику ресурсных испытаний.
Предельные температуры холодного пуска будут определяться температурой застывания и условной температурой проворачиваемости коленчатого вала. Косвенно на последнюю влияет индекс вязкости. Сравнительные затраты мощности стартера при холодном пуске позволяют оценить момент механических потерь двигателя.
Чтобы мотор пускался легче, масло должно быть менее вязким. Но ведь от вязкости зависят и скорость износа, и потери на трение (ЗР, 2008, № 3). Поэтому важно знать, что принесут «нулевки» при столь же экстремальных плюсовых температурах: мы искусственно поднимем температуру масла в поддоне, специально подогрев его. Для этого врежем в масляную магистраль форсунки, омывающие поршни. Контрольные замеры температуры показали, что она увеличилась на 15…20 °С.
Это еще не всё! И холод, и жара увеличивают темп образования отложений. Мороз способствует росту низкотемпературных отложений в масляных каналах, а высокая температура повышает уровень загрязнения камеры сгорания, в том числе самой опасной разновидности – лаков, осаждающихся на боковых поверхностях поршней и на направляющих втулках клапанов. Они мешают нормально работать кольцам и способны привести к зависанию клапанов, что одинаково неприятно. Уровень этих отложений мы тоже проверим в ходе длительного ресурсного теста.
Чтобы было с чем сравнивать «великих», к участию в тесте допустили обычную полусинтетику 10W‑40 слабенького класса качества SJ. Результаты – в таблицах, смотрите и сравнивайте. Отметим, что для измерения физико-химических параметров мы брали не свежие масла из канистр, а проработавшие заданное время на стенде.

ЗИМОЙ


Все «нулевки», как и ожидалось, показали очень неплохие низкотемпературные свойства. Но что интересно: два основных параметра, которые характеризуют условия пуска на морозе, – температура застывания и условная температура проворачиваемости коленвала как бы в противофазе! Смотрите сами: рекордная температура застывания обнаружилась у Castrol EDGE: аж за –52 °С, но у него же и самая высокая условная температура проворачива­емости: «всего» –25 °С! А у Liqui Moly картина противоположная: первый показатель хуже, чем у остальных, а вот второй – лучше. Пожалуй, самые сбалансированные – Motul 8100 X‑max и Mobil 1. И температура замерзания у них неплохая: –48 °С, и температура проворачиваемости достаточно низкая: –29…– 28 °С. Для средних российских широт и даже для Севера это оптимально. Кстати, индекс вязкости у этих масел самый высокий: 190. Ну а Motul 8100 X‑max отличился еще и самой низкой мощностью, которая требовалась стартеру для раскрутки до пусковых оборотов.
Смотрим таблицу низкотемпературных отложений: они будут расти зимой в первую очередь. Здесь, как и для любой грязи, работает принцип «меньше пачкай – чище убирай». Количество загрязнений определяется составом базового масла, а качество их отмывки – структурой и объемом пакета присадок. Тут лучше других смотрится Motul 8100 X‑max.

ЛЕТОМ


На базовой минералке износы в жарких условиях оказались вполне ощутимыми: мотору явно пришлось тяжело. Мэтры же отработали куда лучше: это хорошо видно по величинам износов поршневых колец и вкладышей подшипников. Параметры мощности и расхода топлива, периодически замеряемые в ходе испытаний, также подтвердили наблюдения. Лучшие результаты показали масла с наиболее высоким индексом вязкости – Motul 8100 X‑max и Mobil 1. При равноценной вязкости на морозе такие масла имеют более близкую к оптимально-универсальной высокотемпературную вязкость, что обеспечивает стабильное формирование смазочных слоев, защищающих от износа и снижающих трение. А наименьший уровень высокотемпературных отложений показали Castrol EDGE и все тот же Motul 8100 X‑max.

К ТРУДНОСТЯМ ГОТОВЫ!


Итак, можно сказать, что даже новый ледниковый период не помешает нам пустить мотор. Если, конечно, туда залита синтетика класса 0W‑40. И менять ее перед летней жарой тоже незачем: с этим маслом мотор чувствует себя уверенно даже при перегреве.
Но, понятное дело, подбор хорошего масла – это лишь лишь полдела. О свечах, аккумуляторе и разумной прокладке между рулем и сиденьем при смене сезона забывать тоже не следует.

Motul 8100 X‑max 100% Synthetic, Франция

SAE 0W‑40, API SM/CF, ILSAC GF‑4
Цена: 625 грн за канистру 5 л
Допуски: аpproved Ford WSS M2C 937‑A

03-supermaslo-zr09_12

Сбалансированное моторное масло, одинаково успешно выступившее на всех стадиях испытаний. Показало высокие защитные, энергосберегающие и низкотемпературные свойства. Имеет очень высокий индекс вязкости. Незначительное количество низко- и высокотемпературных отложений, обнаруженное при вскрытии двигателя, говорит о качественном, стабильном базовом масле и хорошем пакете присадок.

+ Хорошие защитные, низкотемпературные, моющие и энергосберегающие свойства.
— Цена кусачая.


Mobil 1 New Life Fully Synthetic

SAE 0W‑40, API SM/SN, ACEA A3/B3, A3/B4
Цена: 420 грн за канистру 4 л
Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, 
VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, 
Porsche A40, Lada cars

02-supermaslo-zr09_12

При умеренной цене имеем качественный продукт. Единственное из нашей группы официально поднялось над требованиями группы SM по API. Показало сбалансированные пусковые свойства при низких температурах, хорошие защитные свойства. Но при вскрытии двигателя поршни были грязноваты.

+ Обоснованная цена при весьма достойном качестве.
— От моющей способности ожидали большего.


Castrol EDGE Fully Synthetic, EC

SAE 0W‑40, API SM/CF, ACEA A3/B3, A3/B4
Цена: 445 грн за канистру 4 л
Допуски: аpproved MB 229.5/229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife 01, All Porsche vehicles except Cayenne (V6) 

01-supermaslo-zr09_12

Известная марка настраивала на высокий результат, и ожидания оправдались. Самая низкая температура застывания говорит об очень хорошем базовом масле. Поршни после испытаний были практически чистыми – еще одно подтверждение качества. При этом цена вполне доступная.

+ Самая низкая температура застывания, высокая моющая способность при достойном уровне защитных свойств.
— Параметры энергосбережения похуже, чем у других масел.


 

Liqui Moly Synthoil Energy, Германия

SAE 0W‑40, API SM/СF, ACEA A3-04/B4-04
Цена: 675 грн за канистру 5 л
Допуски: MB 229.3, VW 502 00/505 00, BMW LongLife‑98, Porsche A40, Ford WSS-M2C937‑A

 04-supermaslo-zr09_12

Самое дорогое. Показало себя вполне достойно: наиболее низкая условная температура проворачиваемости коленчатого вала, хорошие энергосберегающие свойства. Однако защитные функции по цилиндрам и кольцам ниже, чем у других масел, – возможно, из-за более низкой высокотемпературной вязкости. Зато самый низкий темп старения!

+ Высокий ресурс, хорошие пусковые свойства при низких температурах
— Цена! И более высокий темп износа поршневых колец, выявленный в цикле длительных испытаний.

 СПРАВКА:

Из каких соображений производитель автомобилей рекомендует ту или иную марку масла для 
определенной модели?
Исходя из базы данных тестирования конкретного масла на своих двигателях. Ни один производитель не станет испытывать все существующие в природе масла, в этом нет смысла.

Насколько оправданно применение испытанных крутых масел в повседневности?
Из результатов тестирования следует, что переход с простенькой минералки на подобную синтетику гарантирует 3…4% снижения расхода топлива, уменьшение износа и отдаление срока серьезного ремонта, а также облегчение зимнего пуска, общее повышение надежности мотора.

Оправданно ли в современных украинских условиях применение сезонных масел типа «зима-лето»?
Такое разделение имеет смысл, скажем, для коммерческого транспорта с большими пробегами, когда за сезон масло успевает выработать свой ресурс и подлежит замене. К тому же при частых заменах и больших объемах заправки цена масла становится важным фактором экономии. Правда, сегодня сезонных масел днем с огнем не сыщешь.

Почему при наличии нескольких развитых систем качества масел – API, ACEA и др. – требуются еще и допуски производителей?
Это, в общем-то, обычный конфликт интересов производителя (масленщика) и потребителя (двигателиста). Все принятые системы качества – API, ACEA, ILSAC – так или иначе содержат требования к физико-химическим параметрам моторных масел. А мотористам требуется, чтобы масло добросовестно работало в моторе всю свою жизнь – от смены до смены. Поэтому для них важны такие параметры, как уровень высоко- и низкотемпературных отложений, защита от износа и энергосбережение, совместимость с катализаторами, окислительная стабильность, склонность к образованию шламов. А это всё сугубо индивидуально, в разных моторах одно и то же масло может повести себя по-разному. Поэтому автомобильные фирмы тестируют масла в своих моторах и по результатам выдают допуски. 
Кстати, требования допусков автомобильных компаний куда жестче, чем требования, которые предъявляют к своей продукции производители масла, – это по-человечески понятно.

ЧТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЛИ

Кинематическая вязкость – важнейший параметр масла, определяющий его работоспособность и применимость к различным типам двигателя. Определялся согласно ГОСТ 33-2000 при температурах 40 и 100 ºС, а также при 20 и 150 ºС с использованием методики СПбГПУ. Далее полученные значения аппроксимировались на весь температурный диапазон с использованием специальных методов.
Индекс вязкости – важнейший параметр вязкостно-температурной характеристики (ВТХ) моторного масла, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости при разных температурах. Характеризует степень «пологости» ВТХ, то есть разницу между значениями вязкости при низких и при высоких температурах.
Условная температура проворачива­емости коленчатого вала – температура, при которой вязкость достигает значения 5000 сСт, условно принятого за предел проворачиваемости коленчатого вала. Определяется расчетным путем – интерполяцией замеренной ВТХ на условия низких температур.
Температура застывания – та, при которой масло теряет текучесть. Определяется по ГОСТ 20287-91.
Низкотемпературные отложения – образуются в результате разложения, полимеризации и окисления масла при температурах порядка 90…120 ºС. Определялись путем точного взвешивания контрольных весовых элементов – грибка масляного насоса и сетки маслоотделителя в клапанной крышке.
Высокотемпературные отложения – формируются при разложении масла в зоне работы поршневой группы. Определялись аналогично методу ПЗВ с использованием экспертной оценки количества и цвета отложений на боковой поверхности поршня после длительных испытаний натурного двигателя.
Момент механических потерь – характеристика уровня потерь на трение в двигателе. Определялся методом прокрутки на стенде с натурным двигателем.
Моторные показатели двигателя – усредненные за цикл испытаний средние показатели мощности (крутящего момента) и удельного расхода топлива натурного двигателя, работающего на испытуемом моторном масле. Определяются на моторном стенде согласно ГОСТ 14846-81.

 

 [%PROPS%]

ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ТЕМП ОБРАЗОВАНИЯ ВЫСОКО- И НИЗКОТЕМПЕРАТУРНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

Марка масла

Высокотемпературные отложения, баллы (меньше – лучше)

Низкотемпературные отложения, мг (меньше – лучше)

на весовом элементе
клапанной крышки

на весовом элементе
масляного поддона

Базовое

2,50

55

378

Motul X-max

0,75

30

129

Mobil 1

1,75

35

276

Castrol EDGE

0,857

36

221

Liqui Moly

1,625

48

138

ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА

Марка масла

Потеря массы за цикл испытаний, мг (меньше – лучше)

Поршневые кольца

Коренные вкладыши

Шатунные вкладыши

1-е компр.

2-е компр.

маслосъемное

верхний

нижний

верхний

нижний

Базовое масло

33

21

18

7

12

14

10

Motul X-max

5

5

10

3

5

7

4

Mobil 1

6

8

9

4

6

8

4

Castrol EDGE

8

9

8

4

9

9

7

Liqui Moly

23

14

8

3

7

6

3

ПАРАМЕТРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ МОТОРНЫЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЯ

Изменение показателей относительно параметров на базовом масле 10W-40, API SJ

Моторные показатели

Содержание токсических компонентов, %

Мощность, %

Расход топлива, %

СО

СН

NOx

Motul X-max

3,4

– 5,6

– 14,2

– 3,4

– 5,9

Mobil 1

2,6

– 2,2

– 10,4

– 4,8

– 2,9

Castrol EDGE

2,2

– 1,9

– 11,7

– 8,6

– 0,5

Liqui Moly

2,7

– 4,4

– 10,8

– 7,6

– 0,3

Примечание. Зеленый цвет говорит об улучшении параметра, синим отмечены изменения, находящиеся в пределах точности измерений.

ПАРАМЕТРЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ПУСКОВЫЕ СВОЙСТВА ДВИГАТЕЛЯ

Марка масла

Индекс вязкости, ед.
(больше – лучше)

Температура застывания, ºС (ниже – лучше)

Минимальная расчетная температура проворачиваемости, °C
(ниже – лучше)

Момент механических потерь в пусковых режимах при закрытом/открытом дросселе, Н·м (меньше – лучше)

Базовое*

142

–38

–20

22,5/19,5

Motul X-max

190

–48

–28

20,0/17,0

Mobil 10

190

–49

–28

21,0/18,0

Castrol EDGE

174

– 52

– 25

21,0/18,0

Liqui Moly

181

–45

–31

21,0/17,5

*Базовое масло – отечественное полусинтетическое, SAE 10W-40, API SJ.