«Хочу вседорожник!» Если эта мысль поселилась в голове мужчины, он обязательно
своего добьется. Даже имея всего около 150 тысяч гривен – сумму для покупки серьезного авто
не громадную и весьма сужающую выбор. Доступный и достойный вездеход за эти деньги
искал Максим Гомянин. Фото Константина Якубова.

НОВАЯ РУБРИКА

Выбирать – значит сравнивать. За одинаковую сумму можно приобрести совершенно разные автомобили: иномарки и отечественные, маленькие и большие, новые и подержанные. В этой рубрике мы рассмотрим разные варианты. Надеемся, предложенные нами приоритеты помогут читателям принять правильное решение.

Подбирая машину, я как бы раздвоился – на прагматика и романтика. Первый уверял, что автомобиль нужен только новый: «Выбирай «Шевроле-Ниву»! Ты же знаешь, в прошлом году ее обновили изнутри и снаружи, и не кто-нибудь, а спецы кузовного ателье «Бертоне» – сам читал в прошлогоднем майском «За рулем». Топовая комплектация GLC довольно богата, а стоит всего 138 400 грн». Заговорил романтик: «Тебе нужен автомобиль имиджевый, брутальный. Чтобы ты видел одобрение в глазах людей – для нас это важно. Чтобы рама, мосты и короткие свесы кузова… Идеальный кандидат – «Ленд-Ровер Дефендер».
Действительно, легендарного «британца» можно купить тысяч за двадцать долларов, правда, с солидным пробегом – под 200 тыс. км.
К 100–150 тыс. км ряд дорогих деталей нуждается в замене, так что предыдущий хозяин наверняка уже вложился в машину и Landy, как его любя называют англичане, не потребует немедленного ремонта. Однако чтобы довести вещь до кондиции, затраты все-таки неизбежны. Стандартные работы: замена масла, фильтров, ремня ГРМ (см. таблицу).
За 60 лет жизни «Дефендер» мало в чем изменился. Он по-прежнему бескомпромиссный боец, смело принимающий вызовы бездорожья. «Защитники» бывают с короткой базой («Дефендер 90») и длинной («Дефендер 110»). Существует и вариант «130», но у нас он встречается редко.

ВНУТРЕННИЙ МИР

Поднявшись в салон (именно так – поднявшись, машина ведь высокая), усаживаюсь на довольно жесткое сиденье, сильно смещенное влево. Приятно, что при моем росте 192 см голова не упирается в потолок. Просовываю левую руку назад, собираясь отрегулировать наклон спинки, и рука почти застревает. В зимней одежде лучше это делать с открытой дверью. Но у такой посадки есть и плюс: если ты вляпался на бездорожье, сможешь высунуться в открытое окно, чтобы посмотреть, куда направлено колесо. Внутри все предельно просто: «военный» приборный щиток, четкие линии передней панели с расставленными по ней кнопками, лишенная регулировок рулевая колонка.
Многие владельцы «дефов» жалуются на неэффективность штатной печки. В идеале лучше сразу поставить автономный отопитель, но это потребует еще около $1500-1800.
«Шнива» – прямая «англичанину» противоположность. Сидишь не так высоко, зато чувствуешь себя комфорт­нее. Сиденья с боковой поддержкой удобны, их можно отрегулировать без опасения защемить конечность. Новый руль органично вписывается в дизайн салона, набалдашник рычага приятно ощущать в ладони. На заднем диване пассажирам достаточно места, и сесть труда не составит. Не то что в «Дефендере 90» с короткой базой: его задняя дверь настолько мала, что попадешь назад, только согнувшись в три погибели. Длиннобазный 110-й этим недостатком не страдает. Внутренний объем у него просто огромный (автомобиль вмещает девять человек). «Стулья» легко сложить, превратив машину в грузовик. Теперь хоть на рыбалку, хоть в поход, хоть доски возить – влезет все! К тому же интерьер простецкий – не страшно что-нибудь испачкать. Другое дело «шнива»: сюда в грязных сапогах лучше не влезать – жалко обивку.

АСФАЛЬТОВЫЙ ЭКЗАМЕН

В городе «Шевроле» как дома. Руль информативен, переключения КП четкие, наружные зеркала дают хороший обзор. Под ковром пола теперь новый шумоизоляционный материал, так что лишних звуков в салоне поубавилось. Кондиционер (в комплектациях LC и GLC) быстро очищает запотевшие стекла.
Выезжаем на загородную трассу. Бензиновый двигатель в 80 сил (объем 1,7 л) работает тихо, машина держит крейсерские 90–100 км/ч. В таком режиме ехать приятнее всего. Жаль, в новом автомобиле нет ABS и противобуксовочной системы. В этом отношении подержанный «британец» обыгрывает «шниву»: то и другое входит в его базовое оснащение.
Романтик во мне оказался прав – «Ленд-Ровер» обращает на себя внимание соседей по потоку. Но удовольствие от этого обедняет то обстоятельство, что в городе на нем ездить сложновато: руль тяжелый, большой радиус поворота требует пространства для маневра, потому, скажем, процесс парковки превращается в испытание. Педаль сцепления тугая, поэтому, попав в пробку, волей-неволей наращиваешь мышцы левой ноги. Одна отрада – цепкие тормоза.
На трассе 122-сильный дизель рычит по-звериному, в салоне шумно. Но осознание, что управляешь легендой, заставляет простить огрехи эргономики.
У обеих машин нет подушек безопасности. «Шниве», которая большую часть жизни ездит по асфальту, они пригодились бы. И для «Дефендера» такая опция не лишняя. Но не дождетесь: жители Британии придерживаются того мнения, что для езды по бездорожью подушки не нужны – могут выстрелить в неподходящий момент, если машина, к примеру, хотя бы слегка ткнется бампером в грунт или дерево.

ПРОВЕРКА ЦЕЛИНОЙ

У обеих машин постоянный полный привод, так что они готовы в любой момент съехать с асфальта. Но «Дефендер» здесь хозяин, а вот «шнива» – гость.
Турбодизель «англичанина» тяговит, работа на малых оборотах, внатяг – его любимый режим, а «растянутая» педаль газа позволяет точно дозировать подачу топлива. Бензиновый мотор «шнивы» на бездорожье прожорлив. А для того, чтобы развить максимальную мощность «в полях», надо крутить двигатель.

ЦЕНА УДОВОЛЬСТВИЯ

На рынке можно встретить «дефендеры» с 4-цилиндровым 113-сильным турбодизелем – его часто называют «трехсотым». Он очень надежен, если владелец щадит турбокомпрессор (цена нового – около $1000). Возьмите за правило не глушить мотор сразу после остановки, а также регулярно проверяйте уровень масла.
Более распространен на «дефендерах» 2,5-литровый мотор мощностью 122 л.с., оснащенный насос-форсунками. В названии такой машины – индекс Td5. Насос-форсунки надежны, но более требовательны к качеству топлива. Изредка текут их уплотнительные кольца, замена которых стоит около $100-120.
Коробка передач механическая, но на машинах спецпартий для США встречаются и АКП фирмы ZF. Механика требует ремонта через 100–150 тыс. км. Обычно нужно менять синхронизаторы ($700-800) и потекшие сальники. Сцепление даже при частых выездах на целину способно выдержать 150 тыс. км.
Полный привод тоже требует ухода: менять масло в редукторе, мостах, смазывать крестовины, которых хватает на 100 тыс. км. Слабое место в передней подвеске – поворотные шары (замена – $250 с работой). По глубоким царапинам в них попадает вода и грязь, идет сильный износ пыльника. Протянув с ремонтом, рискуете «попасть» на замену ШРУСа. На сервис рекомендуют заезжать через каждые 10 тыс. км, а если регулярно месите грязь – чаще.
Подержанный «деф», безусловно, потребует внимания, но взамен подарит потрясающую проходимость и гордость от обладания незаурядным автомобилем.
Посещать официалов на новой «Шевроле-Нива» нужно через 15 тыс. км пробега. Опыт эксплуатации редакционной машины оставил благоприятное впечатление о вседорожнике, хотя без сюрпризов не обошлось. Машина подойдет заядлому дачнику, чей путь на фазенду пролегает не только по плохим грунтовым дорогам, но и по разбитым асфальтовым. Помесить грязь тоже можно… поглядывая на пластиковые бамперы, чтобы не расколоть их. В общем, это универсальный транспорт на каждый день.
Прагматик и романтик, заспорившие во мне, все же пришли к общему мнению. За $18-20 тыс. меньше хлопот доставит новая «шнива». Но если удастся поднакопить деньжат, то взял бы «Дефендер» помоложе.-

{2}

{3}

{4}

{5}

КОМПЛЕКТАЦИЯ LAND ROVER DEFENDER

Кондиционер
ЦЗ с ДУ
сигнализация
передние электростеклоподъемники
ABS
Traction Control
сетка на задней двери
кожаная отделка руля
магнитола, четыре динамика
салон – кожа/ткань
люк
обогрев заднего стекла
боковые подножки
фаркоп
16-дюймовые колеса
полноразмерная
запаска
подогрев передних
сидений

{6}

{7}

КОМПЛЕКТАЦИЯ CHEVROLET NIVA GLC

Кондиционер
ЦЗ с ДУ
иммобилайзер
сигнализация
передние электро­стеклоподъемники
ГУР
обогрев ног задних пассажиров
аудиоподготовка
с двумя динамиками
спереди и антенной
релинги на крыше
16-дюймовые колеса
противотуманные фары
складной ключ
зажигания
изотермические стекла
корректор света фар
фильтр салона
полноразмерная
запаска
алюминиевый
кронштейн крепления запасного колеса
электропривод
и обогрев зеркал